Аэропорт мне не понравился. Вроде совсем новый, а впечатление такое, словно его ещё при царе Горохе, то бишь, при шахе, построили. Какое-то здесь всё ветхое, неказистое, сделанное наспех и как попало.
Как и в Баку, границу пересекли, практически не останавливаясь. Никаких бумаг заполнять не надо, тем паче у нас ещё и визы на руках.
Наш Е-190 в аэропорту Имам Хомейни.
Зал прилёта в аэропорту им. имама Хомейни. Для главного столичного аэропорта слабовато.
Первым делом побежали искать туалет. Здесь я испытал культурный шок. Для тех, кто впервые в Иране, местный М/Ж выглядит непривычно. Никаких унитазов, просто дырка в полу, как в наших низкобюджетных сортирах. Бумаги нет, зато есть шланг, который её заменяет, поэтому пол всегда залит водой. Кстати, впервые я столкнулся с таким подходом к гигиене ещё в посольстве, но тогда не придал этому особого значения. Привычные нашему глазу туалеты есть только в кабинках для инвалидов и отелях европейского типа.
Обменяв доллары на местные риалы, мы стали обладателями внушительной стопки ассигнаций. Иранские деньги и, соответственно, цены - тема интересная. Бумажные дензнаки выглядят плачевно. Собственно, на деньги похожи только крупные купюры в 500 тысяч риалов, более мелкие часто напоминают скорее мягкие тряпочки для протирки телефона.
Хотя Ирану в плане инфляции далеко до, скажем, Зимбабве, она здесь побила многие рекорды. Курс астрономический - в среднем примерно
45 тысяч риалов
за один доллар. Это раз в шесть выше, чем даже в Узбекистане, где соотношение 8000 : 1 мне показалось фантастическим. В результате, цены даже на самые пустяковые товары и услуги исчисляются цифрами с множеством нулей. Чтобы хоть как-то привести их в более-менее приличный вид, местные пользуются неофициальной единицей под названием "
туман", который равен 10 риалам. Им, может, это и помогает, но приезжим только напускает ещё больше тумана, тем более, что и цифры у них тоже свои, не похожие на наши, и мы лишь к концу нашего пребывания в Иране приноровились к ним.
Поэтому, услышав цену или увидев её на ценнике, сначала переспросите, в каких единицах она указана, в риалах или в туманах, чтобы иллюзия дешевизны не подвигла вас на покупку вещи, которая реально в десять раз дороже. Это особенно актуально в таких местах, где "сначала стулья, а потом деньги", в заведениях общепита, к примеру.
Опять же, я не понял, если они хотели провести своего рода деноминацию, чтобы избавиться от лишних нулей, почему решили, что одного нуля вполне хватит, ведь и в туманах цены выглядят неприлично высокими.
Вид с моста между аэропортом и станцией метро.
Но вернусь к аэропорту, ведь нам теперь нужно было как-то оттуда выбираться. Тут дела тоже обстоят печально. Аэропорт находится очень далеко от города. Цены на такси высокие, общественный транспорт тоже отсутствует, во всяком случае, я его там не видел. Правда, есть, как бы, метро. Почему "как бы"? Потому что поезда ходят по расписанию всего раз десять в сутки, ехать приходится с двумя пересадками и очень долго - от полутора до двух часов, как повезёт. Зато поездка обошлась всего в 12 тысяч риалов (около 15 рублей) на двоих! То есть тут и приличная экономия выходит, и не нужно связываться с местными таксистами, которые могут вас и обобрать, как липку (ведь реальных цен и языка вы не знаете), и завезти куда-нибудь не туда. В общем, если вы прилетели днём, рекомендую всё-таки метро, ну подождёте часик-другой, в худшем случае, зато гарантированно доберётесь туда, куда надо.
Сотрудница на стойке информации на вопрос о метро показала, куда идти. Кстати, с английским в Иране дела обстоят очень даже неплохо, во всяком случае, в аэропортах, банках, предприятиях общественного питания и торговли очень многие владеют на уровне, достаточном для взаимного понимания. Китай, например, тут и рядом не стоит.
Народу на станции было мало, видимо, местных либо встречают, либо они ездят на такси вскладчину. Зато с поездом нам повезло - ждать пришлось не больше получаса.
Станция метро "Аэропорт имама Хомейни".
Метро в Тегеране достаточно современное, но со своими особенностями, накладываемыми характерными чертами местной культуры и менталитета. Сразу привлекают внимание специальные вагоны для женщин. Так как поезда сквозные, территория женщин отделена от мужской хлипкой двустворчатой дверцей. То есть, пройти там можно. То же самое в автобусах. В общих вагонах дамы, правда, тоже ездят, но довольно редко, в основном, это пожилые тётеньки, на которых никто уже не позарится. Я побоялся отпускать от себя жену, и пришлось ехать с ней в битком забитом мужчинами общем вагоне, так что чувствовали мы себя там не очень уютно.
По вагонам шатается масса торговцев, торгующих всяким абсолютно бесполезным в реальной жизни барахлом, по крайней мере, когда едешь в метро, вроде ниток или брючных ремней. У нас такие тоже попадаются на открытых участках вроде Филёвской линии, но их единицы, и выбирают они моменты, когда народу в поезде немного, а там они просто кишмя кишат, продираясь через битком забитые вагоны со своими тюками и чемоданами.
Машинисты ездят не очень аккуратно. Часто приходилось видеть, как они только с третьей попытки ставили поезд куда надо, а иногда даже сдавали обратно задним ходом!
В тегеранском метро есть система проездных, но, учитывая смешную стоимость проезда, мы не стали усложнять себе жизнь и ездили по разовым билетам, представляющие собой обычные бумажные чеки с QR-кодом, которым нужно приложить билет к турникету.
От станции "Аэропорт имама Хомейни" до следующей "Ваван" поезд идёт безумно долго - минут 35. Весь этот участок проходит по поверхности, и из окна прекрасно видны окрестности огромного аэропорта со стоящими на земле по причине почтенного возраста и отсутствия запчастей древние "боинги" и "эрбасы".
Названия станций на картах и в объявлениях по вагонам дублируются на английском, так что ориентироваться несложно. Судя по схеме, нам нужно было сделать одну пересадку на станции "Шахид", да не тут-то было. На "Ваван" все пассажиры вышли из вагона, так что пришлось делать пересадку ещё и здесь.
Улица Саади у станции метро "Талегани". Беспредельщики на мопедах - бич Ирана.
Стена американского посольства на улице Талегани.
После полуторачасовой поездки мы, наконец, вышли на свет божий на станции "Талегани" и, пройдя около полутора километров пешком сначала по одноимённой улице, а затем по улице Гарани, добрались до своей гостиницы, осмотрев по пути бывшее американское посольство. Теперь эта дипмиссия, превращённая иранцами в своего рода анти-музей агрессивной сущности американского империализма, среди основных туристических локаций столицы. Всюду плакаты, гнобящие дядю Сэма, всякая шпионская техника, с помощью которой империалисты намеревались вредить исламской революции. Израилю, конечно, тоже досталось по полной.
Сейчас в штаб-квартире шайтанов безобидный музей.
Но грамотно расставленная наглядная агитация не даёт забыть, что мир в опасности.
Между прочим, подобного антиамериканского агитпропа в Иране хватает и без этого музея. На улицах то и дело попадаются, к примеру, огромные, во всю стену жилой многоэтажки, граффити на ту же тему.
О том, как простые иранцы относятся к США, судить сложно, специальные статистические исследования я не проводил, но, думаю, что без особого пиетета. Во всяком случае, единственный человек, с которым я именно на эту тему говорил, таксист из Шираза, без обиняков заявил, что
"America - bad!", а ещё четверо так же без обиняков сказали, что
"Putin - good!", так что, думаю, не будет большой ошибкой и их причислить к врагам Америки.
По части такого рода пропаганды Иран добился больших успехов.
С другой стороны, не стоит думать, что в Иране все поголовно пылают любовью к России. Разный там народ, большинство, узнав, откуда ты, вовсе не кидаются тебе на шею, а только вежливо улыбаются, хватает и таких, которые в любом интуристе видят лишь денежный мешок, который можно и нужно потрясти.
В основном, как мне показалось, иранцы ровно относятся ко всем иностранцам. Мы вот заявились туда с большой дорожной сумкой, размалёванной британскими флагами, и я поначалу сильно боялся, что у нас из-за неё будут там проблемы, даже хотел купить другую специально для этой поездки. Однако, никаких проблем не было, разве что только однажды нас приняли за англичан и удивились почему мы, русские, таскаем с собой такую сумку. Пришлось объяснять, что мы бы с удовольствием купили с нашим флагом, да не было. Собеседники понимающе закивали, наверное, потому, что сумок с иранским флагом я тоже что-то не встречал.
К сожалению, в музей-посольство мы не попали, ограничившись созерцанием через забор. Он работает с двух часов, и хотя до открытия оставались считанные минуты, мы поспешили побыстрее добраться до отеля, решив, что посольство никуда от нас не денется, тем более, что мы ещё не обедали.