Культурная программа второго дня предусматривала посещение двух музеев в Юргордене - корабля "Ваза" и группы ABBA.
На автобусе №67 мы проехали до Северного музея, а дальше пошли к "Вазе" пешком.
Кстати, Северный музей тоже примечателен. Его коллекций мы не видели, так как внутрь не заходили, но снаружи он очень красив. Огромное здание, хоть и барочное, но с каким-то мрачноватым северным флёром, который придаёт ему вид заколдованного замка.
Nordiska museet, Северный музей. Обязательное к посещению место, но мы там не были.
Музей "Вазы" от Северного музея в пяти минутах ходьбы, и его хорошо видно по трём бутафорским мачтам над невзрачным угловатым зданием, похожим на большой сарай. Зато внутри всё иначе, и отнюдь не бутафорское. В полумраке стоит 70-метровый трёхмачтовый галеон, весь покрытый изумительной по красоте и изяществу деревянной резьбой. Фотографии плохо передают его размеры и красоту, а увидишь вблизи, и долго стоишь, как вкопанный.
Музей "Вазы" - тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
История его достаточно известна, сообщу лишь самое главное. 'Ваза" был построен в 1628 г. при личном участии короля Густава II Адольфа и не имел себе равных во всём шведском флоте. Он был создан для славных дел, но прославился только своей нелепой гибелью в самом первом плавании. Из-за ошибок в проекте корабль пошёл ко дну чуть ли не от первого сильного порыва ветра на глазах тысяч горожан, собравшихся в гавани, не пройдя и пары миль.
Ровно 333 года он пролежал на дне озера Меларен, спокойно отбивая многочисленные попытки вернуть его на свет божий, но в 1961 г. шведы поднатужились, выдернули его из тины и с почётом установили в данном музее.
Закончили мы экскурсию по старинному галеону в музейной столовой. Я уже говорил, что жизнь в Швеции дорогая. Обеды в кафе мы не могли себе позволить, а потому всё время покупали в супермаркете готовые, которые потом ели прямо на улице и в разных общественных местах. И чувствовали себя прекрасно, так как, где бы мы ни сели - в музее, парке, аэропорту, рядом обязательно оказывалась пара-тройка вполне приличных шведов с такой же едой на коленке. Шведы так едят сплошь и рядом. В музее "Вазы" вот специально для этого даже сделана маленькая кухонька.
Наверное, это и есть одно из проявлений их известной философии
лагом - жить без понтов. Понты стоят денег, а мы сэкономили сотню евро, ничуть не потеряв на качестве жизни. Короче, мне эта прогрессивная, "зелёная" философия по душе.
Примерно так мы воплощали в жизнь на своей шкуре шведскую философию лагом. Здесь нам бог, точнее супермаркет "Куп", послал традиционное шведское блюдо - картофельное пюре с тефтелями в брусничном соусе. Очень вкусно.
После "Вазы" нас, точнее меня, ожидал другой необычный музей. Ещё в конце 1970-х я офанател с группы АББА и фанатею по сию, поэтому, когда в 2013 г. в Стокгольме открылся музей этого ВИА, поводов ехать в Швецию прибавилось.
В гости к АББА я шёл один. Юле они до лампочки, а билет очень дорогой даже по местным меркам, 250 крон. От "Вазы" до их музея всего одна остановка, но мы проехали её на трамвае - с таким дорогущим проездным ходить пешком вообще нельзя!
Музей находится в заурядной на вид четырёхэтажной кубистической постройке, надземная часть которой занята сувенирным магазином, рестораном и гостиницей. Сама же экспозиция находится на двух подземных этажах.
Строго говоря, это не есть музей АББА. Музей находится под землёй.
Сразу скажу, разочарован я не был. Всё так, как я себе представлял. И даже лучше. Музей великолепный, атмосфера всеобщей АББАмании, охватившей весь мир после их победы на Евровидении, здесь витает. Повсюду ощущаешь незримое присутствие знаменитой четвёрки.
Начинается там всё поначалу ни шатко, ни валко - два, кажется, зала посвящены мюзиклу Mamma Mia!, что мне совершенно неинтересно. Зато следующие залы - это просто праздник для фанатов. Там множество настоящих вещей, связанных с группой - золотые и платиновые диски, концертные костюмы, музыкальные инструменты, личные вещи, сувенирная продукция.
В этих феерических костюмах и с этой гитарой в руках Бьорна Улвеуса АББА песней Waterloo разбила в пух и прах всю тогдашнюю европейскую попсу на Евровидении-1974. Им здорово повезло, ведь Кончита Вурст тогда ещё, наверное, даже не родилась.
В некоторых залах воссозданы студии, где Бьорн, Бенни, Агнета и Фрида работали над записью альбомов. Есть интерактивные залы, где можно спеть и потанцевать вместе с группой или попасть на их концерт, есть комната, где стоят АББАфоны, которые могут зазвонить в любой момент, и на другом конце провода будет кто-то из группы. Не обошлось и без восковых фигур, причём, они настолько хороши, что, пожалуй, будут получше самих оригиналов.
Ну и много чего ещё там есть, и я ни разу не пожалел, что оставил в кассе такую круглую сумму. Она стоит того, чтобы тоже стать частью этой истории тотального успеха и всеобщего обожания.
Я не знаток восковых фигур, но реалистичнее, по-моему, некуда.
Из музея АББА мы прямиком отправились в ностальжи-тур на север шведской столицы. Минуточку! Какой ностальжи-тур, если в Стокгольме мы ни разу не были?
А дело вот в чём. В 1981 году, когда я ещё ходил в пятый класс, в журнале "Вокруг света" (тогда он выпускался на плохой серой бумаге, и был вдвое тоньше, но куда лучше, чем сейчас) печатался детективный роман шведских писателей Май Шёваль и Пера Валё "В тупике".
Фабула вкратце такова. В одну премерзкую дождливую ночь в ноябре 1967 года некий маньяк расстрелял из автомата всех пассажиров двухэтажного рейсового автобуса на окраине Стокгольма и исчез во мраке.
Сюжет был нов и интересно закручен, и моя жизнь в то время строилась вокруг ожидания очередного номера журнала. Более того, эти журналы до сих пор при мне, и за эти годы я перечёл их ещё много раз.
Но не только его интрига захватила меня. На этой волне я возжелал лично побывать в тех местах, где происходило действие произведения, чтобы самому погрузиться в атмосферу романа, побывать в шкуре его героев. Сколько раз я представлял себя инспектором Мартином Беком! И вот я иду по той самой улице и вижу всё его глазами, так, как описано в романе - огромный красный автобус, тугие струи дождя, сполохи мигалок в ночи, полицейские машины.
Вот с этого места в журнале "Вокруг света" в 1981 г. зародился мой жгучий интерес к Стокгольму.
По сюжету, автобус, в котором произошло преступление, шёл 47-м маршрутом из Бельмансру на острове Юргорден до улицы Норра Сташунсгатан на границе Стокгольма и Сольны. На этой-то улице, вблизи конечной остановки, маньяк и устроил кровавую баню.
К сожалению, за прошедшие полвека много воды утекло в Стокгольме. Не удалось проехать на том самом 47-м автобусе. Нет теперь такого, а может это и вовсе был авторский вымысел. Двухэтажные даблдеккеры тоже канули в Лету. Так что ехали мы на обычном, одноэтажном 57-м автобусе, и не с Юргордена, а от центрального вокзала.
Кроме того, участок Норрбакагатан, по которому ехал злополучный №47, прежде чем повернуть на Норра Сташунсгатан, вообще не имеет проезжей части. Теперь там детская площадка, перегороженная каменными валунами. Но улица Норра Сташунсгатан и её окрестности, детально описанные в романе, существуют, и я исполнил свою детскую мечту, пройдя тем самым маршрутом, по которому ехал тот автобус.
Площадь Ванадисплан недалеко от Норра Сташунсгатан. Именно таким я и представлял себе Стокгольм.
Норра Сташунсгатан у пересечения с Норрбакагатан. Где-то здесь и закончил свой печальный путь красный даблдеккер в начале романа.
На углу Норра Сташунсгатан и Норрбакагатан сейчас большой супермаркет, а рядом строят два 40-этажных дома. Поблизости оживленная Карлбергсвеген и аккуратные жилые кварталы. Место вполне обжитое и респектабельное. А вот сразу за Норра Сташунсгатан действительно начинается промзона.
Обратно мы ехали 67-м автобусом до Карлаплан, и мало было в мире людей счастливее меня. Ещё бы, не каждый день сбываются мечты, с которыми жил почти 40 лет!