Авторская ветка Первым делом-самолёты!

Модератор темы: прокуратор понтий пилат
Solnce2424, да, это какой-то глюк. Не было видно даже не половину, а 9 из 10. Сейчас уже всё восстановил.
В любом случае это лучше гамбургеров и картошки из фритюра.
Да уж, тут вообще не поспоришь. Честно говоря, меня проще застукать за поеданием крыс с помойки, чем фастфуда. Но после Хибральфаро мы были в таком состоянии, что могли съесть всё, не только крысу.
Ещё рекомендую карахильо.
Ох, искушаете 2014, ! Уже всё забил в память!
 
Последнее редактирование:
Реакции: 2014
То, что мы услышали у касс Альгамбры повергло нас в ступор. Билетов нет!
¡Carramba! Извергая поток проклятий, мы побрели восвояси. Всё, что мы посмотрели вблизи, это дворец Карла V и церковь Санта-Мария де ла Альгамбра, к которым прошли через ворота Справедливости, руины дворца Абенсеррахов, стены Алькасабы. Но главное, ради чего туда все идут, дворцы Насридов и сады Хенералифе, захлопнулись у нас под носом.

Ворота Справедливости. В нашем случае, правильнее было бы - Несправедливости.




Этот ренессансный дворец Карла V в Альгамбре выглядит тяжеловато, но мне понравился. Его изюминка - круглый патио, разительно контрастирующий с внешним квадратным обликом. Увы, увидеть его, если вы не птица или дрон, сложно. Интересен и нижний этаж. Кто живёт в Москве, может вспомнить такой же "бугорчатый" рельеф на многих домах сталинского ампира в центре столицы.



После обеда мы очутились на Пласа де Торос, где находится арена для боя быков. Приехать бы всего на неделю позже, и моя давняя мечта, посмотреть корриду, тоже сбылась бы. Сейчас коррида проводится редко, застать её - большая удача.
От арены на восток идёт широкий проспект Конституции с пешеходным бульваром и множеством бронзовых статуй. А вдоль него тянется сад Фуэнте Нуэва, где я совершенно случайно заметил памятник нашему любимому А. С. Пушкину. Памятная табличка сообщала, что бюст воздвигли в 2015 году "по инициативе международной организации преподавателей русского языка при поддержке фонда "Русский мир". Как и в Ираклионе, где есть бюст Гагарина, было очень приятно встретить здесь, так далеко от дома, да ещё так неожиданно, памятник россиянину.

В Испании Пушкин не был, но все должны помнить "Шумит, бежит Гвадалквивир...". Испанцы вообще, похоже, уважают русскую культуру. В Малаге я видел улицу Рахманинова.



По проспекту Конституции мы вышли к Садам триумфа с высокой Триумфальной колонной, а выше них полюбовались ренессансным зданием Гранадского университета.
На другой день мы решили попасть в Альгамбру, чего бы это ни стоило. Ещё не пробило девять, а мы уже стояли у касс дворца. Тщетно. Альгамбру словно заколдовали. Снова не было билетов в продаже, хотя вход для посетителей только открылся. Да гори оно синим пламенем! Сэкономили 30 серебренников.

С площади Садов Триумфа хорошо виден ещё один памятник гранадского Ренессанса - бывший Королевский госпиталь, ныне ректорат Гранадского университета. Сады, кстати, получили такое название потому, что именно здесь, через соседние Пуэрта-Эльвира, католические короли вошли в отвоёванный у мавров город.



Зато кафедральный собор открыл мне свои двери. Жена, как и в Малаге, осталась ждать снаружи. Ещё экономия 5 €.
Собор впечатляет не меньше малагского. Он ещё больше и очень богато украшен снаружи, хотя интерьер проще. Вообще-то, я надеялся увидеть там усыпальницу Фердинанда и Изабеллы, известную фантастически красивым скульптурным декором. Она находится в пристроенной вплотную к собору капелле, но изнутри туда не попадёшь, надо выходить на улицу и покупать другой билет за пятёрку. Ради такого дела я был готов опять разориться, но тут выясняется, что там ещё и снимать нельзя! Как там говорят? Не запостил, значит не был! Я и не пошёл. Ещё экономия 5 €.
Но мечта об Альгамбре свербила в одном месте. Я вознамерился взобраться хотя бы на ту сопку, с которой делают все известные фотографии цитадели.
От археологического музея долго карабкались вверх по узким, кривым улочкам старинного арабского квартала Альбайсин, пока, наконец, не оказались у собора Сан-Сальвадор. С его высоченной колокольни мы бы увидели всё, но церковь была наглухо заперта. Пошли дальше, к смотровой площадке Мирадор де Сан-Кристобаль, с отметкой 773 м н. у. м. , с хорошей панорамой Гранады и окружающих гор.

Вид шикарный - стена Зиридов, снежные гребни Сьерра-Невады, но и отсюда Альгамбру видно плохо.




Старый город кажется каким-то песочным.




После часового блуждания по Альбайсину я всё-таки увидел её во всей красе.



Уже дома я понял, что мы здорово перестарались. Лабиринты Альбайсина так нас запутали, что мы ушли намного дальше, чем нужно, даже не заметив, что перемахнули один холм и забрались на следующий.
Эти поиски смотровой площадки позволили близко изучить Альбайсин. Его белые, словно сахарные, домики, как муравьи облепили склон холма напротив Альгамбры. Квартал тоже, между прочим, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие дома там построены в мавританском стиле с широким использованием его характерных приёмов - подковообразных и стрельчатых арок, тонких колонн, цветных глазурованных изразцов асулехос. Впрочем, на самом деле, от арабской эпохи там почти ничего не осталось.

Пробираться в Альбайсине часто приходится вот по таким улочкам-тоннелям.




Улица Пахес. Типичная calle для Альбайсина.



Оказавшись в центре, мы снова смогли соображать и вспомнили, что до сих пор не ездили на местном метро. Принципиально оно мало отличается от малагского. Только его с ещё большим основанием можно назвать метротрамом - подземных станций всего три.
Подвижной состав - копия Малаги, очень похожи также архитектура и конструкция станций. А вот пассажиров много. Если в Малаге составы ходят полупустые, то в Гранаде они забиты под завязку.
Мы прокатились всего одну остановку от "Рекохидас" до "Мендес Нуньес" и обратно, после чего вышли на свет божий и пешком пошли по Камино де Ронда к реке Хениль. На его правом берегу турист с изумлением взирает на Дворец конгрессов, огромное здание, похожее на ступенчатую пирамиду майя.

Пятьсот лет назад порушив пирамиды ацтеков, испанцы теперь принялись строить их у себя.



От этой теокалли совсем недалеко до нашей гостиницы. На этом наши прогулки по Гранаде завершились.
 
Последнее редактирование:
Весь следующий день мы провели в дороге. С автовокзала Гранады есть прямые рейсы до аэропорта Малаги. Цена точно такая же, как и до самой Малаги - 23,50 €.
В отличие от прошлого раза, сейчас автобус был полный. С переднего ряда мы всю дорогу наслаждались видами из окна, Юля даже ни разу не заснула.
В аэропорт приехали ровно в полдень. Терминал 3, где припарковался автобус, и откуда мы улетали, примечателен тем, что рядом с ним, прямо посреди дорожной развязки установлен самолёт. Это Cessna 421B EC-FPA, но чем он заслужил такую честь, мне неведомо. Времени до рейса было много, и мы ещё успели и сфоткать этот самолёт, и выпить "Сангрии" с мороженым, и отправить домой открытку.

Терминал 3 Aeropuerto Internacional de Málaga.




Кроме этой "Цессны" там есть ещё пара более интересных машин, но они стоят в другом месте, далеко от аэровокзала, пешком туда дойти трудно.



В чистой зоне, конечно, трудно пройти мимо дьюти-фри. Зашли и мы. Юля там же нарвалась на халяву - в дутике лежали россыпью всякие сладости, которые можно бесплатно пробовать. Естественно, Юля так напробовалась, что ничего у них там не осталось.
- Я, - говорит, - такое только в Париже видела двадцать лет назад!
- Ага, французы до сих пор в шоке, а теперь и Испания будет подсчитывать ущерб!

В Малаге хороший аэропорт. Безликий, как большинство его ровесников по всему миру, но где ж теперь найти другой?





Началась посадка на наш рейс в Вестерос.
Такую посадку ещё поискать. Сначала pasajerosов разделили на обычных, без поклажи, и приоритетных, с оной. Буржуйские замашки я в себе задавил на корню ещё в пионерах, жена пионером не была, но тоже старается, посему путешествуем мы почти всегда налегке. Пришлось, правда, пропустить вперёд приоритетных, только какая нам разница, за места-то плочено! По лестнице мы спустились на лётное поле и, как баре, по специальной красной зелёной (ирландцы же!) дорожке гуськом потянулись к нашему Б-738 EI-EKG, который стоял в сотне метров от терминала. Первый раз такое вижу в большом порту, если не считать советское время. Это тебе не по кишке, как глисту, ползать! "Райану" моё почтение за такое ноу-хау!

К самолёту двигались торжественной процессией.




Сразу видно, авиалиния экономит на всём, на трапах в том числе. В "Боинг" по стремянке я тоже залезал впервые. Зато разве сделаешь такие кадры из ненавистной кишки?!





Взлетели, правда, на 45 минут позже расписания. Как я понял, из-за позднего прибытия самолёта, потому что когда открыли гейт, и страждущие пристроить свои баулы приоритетные ломанулись к самолёту, из него нам навстречу ещё шли те, кто только прилетел. Чуть не затоптали сменный экипаж, который вместе с нами смиренно ждал самолёт в накопителе, как какие-нибудь паксы. Бардак. А Европа.

Пока нас мурыжили у гейта, я нашёл себе занятие - наблюдать за подготовкой этого Bombardier CRJ1000 Iberia regional.



Лететь было нескучно. У нас с собой было печенье и чай, купленные за дёшево в гранадском гастрономе, и мы тихо смеялись над соседями, которым хваткие бортпроводницы успешно сливали сандвичи по цене фуа-гра. Первая половина полёта прошла спокойно, а после Антверпена началась тряска, продолжавшаяся минут сорок.

Внутри самолёт был жёлтый, что твой цыплёнок. Всё равно цвет мне понравился.




В небе над Европой быстро понимаешь, насколько оно загруженное. Этот Б737 Air Europa очень долго вот так летел под нами. Множество других пересекали наш курс под прямым углом или проносились навстречу. Но все ниже - мы летели почти на 12000.

 
Последнее редактирование:
2014, да, прошу прощения, что-то у меня стало всё время глючить это дело. Ещё и фотки не хотят грузиться. Уже исправил.
 
Последнее редактирование:
Вся южная Швеция была закрыта сплошными тучами. А ниже, над землёй, стояла какая-то дымка, и было очень похоже, что идёт дождь.
Так и есть. Вестерос заливало, по ВПП неслись в тучах брызг.

Окрестности Вестероса тонули в вязкой паутине тумана. Внизу - город Эскильстуна.



В аэропорту прибытия наш самолёт был единственным летательным аппаратом. Сам терминал крайне неказистый, похожий на что угодно, кроме аэропорта. Естественно, в таком контексте о какой-то механизации посадки-высадки речи не идёт, пассажиры, как и в Малаге, шли к терминалу пешком. Идти было метров 50, не больше.

В Вестеросе спускались на землю тоже по стремянкам. Но нам, выходившим через заднюю дверь, подали закрытую.




Вестерос флюгплатц.



В аэропорту нас ожидала чрезвычайно тёплая и торжественная встреча. Впрочем, об этом я уже рассказывал здесь.
Хорошо, что шоу закончилось быстро, минут за 10, иначе мы рисковали опоздать на автобус до Стокгольма, а он здесь ходит только в соответствии с прилётом и вылетом самолётов, коих здесь, кроме нашего, как я упоминал, больше не было.
Необходимым минимумом швецкой валюты мы предусмотрительно запаслись ещё в Москве, и за 318 крон (евро в тамошней кассе тоже канают, и это ровно в 10 раз меньше) купили билеты и побежали на остановку. Времени как следует изучить аэровокзал не было, хотя, собственно, там и изучать-то особенно нечего.

Внутри аэропорт больше похож на что угодно, кроме аэропорта. Если бы меня спросили, я бы подумал, что это боулинг-клуб.





Автобус был огромный новенький Volvo на 61 место, а людей набралось с полдюжины, считая нас. Все остальные полторы сотни, видимо, поехали на такси и личных авто.
Тут я впервые столкнулся со шведской основательностью. На мой простой вопрос "Сколько примерно времени ехать до Стокгольма?", водитель, больше похожий на препода вуза, чуть ли не рассказал мне краткое устройство своего автобуса. Он пустился в пространные рассуждения о том, что из-за влажной погоды его машина будет терять на подъёмах значительную часть мощности, "и это будет серьёзной проблемой". Но и ответить на мой вопрос тоже не забыл:
- Примерно полтора часа.
Ну а чего? Зато любознательный пассажир теперь всё понял и не будет задавать вопросы о причинах потери мощности на горках. Любознательный пассажир понял всё, за исключением того, почему новый шведский автобус так хреново едет в сырую погоду.
Дальше была демонстрация знаменитой философии "Вольво" "безопасность - превыше всего!" Водитель-препод достал какую-то штуковину и подул в неё. Ясно, трубка для определения паров алкоголя. После этого мотор завёлся, но поехали мы только после того, как шофёр сказал ещё что-то по-шведски в какой-то диктофон.

Маршрутка Вестерос - Стокгольм. Прошу прощения за художественные излишества, но в Европе без этого сейчас никак - могут засудить за кражу души без разрешения правообладателя. Будем в тренде, будем уважать европейские ценности.



До Стокгольма от вестеросского аэропорта ровно 100 км. Дорога шла почти всё время по лесистой местности, иногда попадались промзоны, населённых пунктов почти не было. Бросилось в глаза, что лес всё время, пока мы ехали, был отделён от дороги забором из рабицы. И правильно, целее будет. В смысле, лес, не забор.
Первое впечатление от Стокгольма было не так, чтобы "ух ты, вау!". Пейзаж в основном спально-индустриальный, дороги так себе, в Москве лучше, да и в Испании тоже.
Автобус довёз нас до центрального вокзала, где мы спустились на станцию метро "Т-Централен".

Центральный вокзал. Тут тебе и автобусы, и поезда, и метро. Только самолётов нет.



Купили два проездных на 7 дней за баснословные 670 крон. И это самый выгодный вариант, если ваше пребывание в шведской столице от четырёх до семи дней. К тому же, можно хоть до посинения целыми днями кататься на всех видах городского транспорта, включая некоторые паромы.

Так выглядят кроны. Вероятно, многие в России даже не знают, что в загнанной в еврозону Европе ещё есть страны, где остались свои национальные деньги.


Стокгольмское метро меня не впечатлило. Мрачное, унылое, непонятное. Грязное. В Москве поминутно натыкаешься на уборщиков с веником, пылесосом или поломоечной машиной, в Стокгольме не встречал ни одного. Кто-то видит здесь шедевры арт-хауса, а я - лишь отсутствие денег, художественного вкуса и воображения.
Прежде чем сесть на поезд, нужно хорошенько изучить карту и табло с расписанием прибывающих поездов, иначе можно уехать не то, что не туда, а совсем, совершенно не туда. Это потому, что поезда здесь ходят не по линиям, а по маршрутам, что, на мой взгляд, очень неудобно. Интервалы порядка 5-6 минут. Вай-фая в поездах нет, но есть на станциях.

Станция метро "Хурнштуль". В стокгольмском метро изредка ещё можно встретить вот такие "советские" составы. Они действительно очень похожи на наши, но при ближайшем рассмотрении замечаешь отличия - три двери вместо четырёх и совсем другой салон. Нам ещё повезло прокатиться на таком.





Вообще, в плане развития IT шведы продвинуты, иногда даже чересчур. Например, довольно часто нельзя оплатить покупку наличными, только картой. Нас это напрягало, так как курс конвертации грабительский. Впрочем, с инвалютой на руках здесь не проще, ибо в обменниках работают тоже ушло - за обмен 20 € могут взять комиссию 25(!)%. Поэтому, если уж приспичило, надо менять большие суммы и выбирать, где. Впрочем, меньше 5% за обмен всё равно не найдёшь.
На вокзал приехали где-то в 20.30, а в гостиницу - ещё через час, не без помощи добрых людей, так как, чтобы разобраться в местном метро, нужно время, а отель прятался на окраине промзоны. Тут я убедился, что шведы, в основном, отзывчивые и добрые люди, охотно готовые помочь.
Гостиница, конечно, могла быть и получше, тем более, за такие-то деньги. Три звёзды? Помилуйте, это в Гранаде было три, а здесь, на её фоне, извините, одна.
Вообще, в Швеции всё неимоверно дорого. Поэтому даже в таких гостиницах живут не какие-нибудь гастарбайтеры, а вполне приличные европейские туристы. Зато от станции метро "Мидсоммаркрансен" идти всего 7 минут. И завтрак приемлемый, хоть и не "шведский стол". Парадокс. Это, вообще, Швеция?
 
Последнее редактирование:
Культурная программа второго дня предусматривала посещение двух музеев в Юргордене - корабля "Ваза" и группы ABBA.
На автобусе №67 мы проехали до Северного музея, а дальше пошли к "Вазе" пешком.
Кстати, Северный музей тоже примечателен. Его коллекций мы не видели, так как внутрь не заходили, но снаружи он очень красив. Огромное здание, хоть и барочное, но с каким-то мрачноватым северным флёром, который придаёт ему вид заколдованного замка.

Nordiska museet, Северный музей. Обязательное к посещению место, но мы там не были.



Музей "Вазы" от Северного музея в пяти минутах ходьбы, и его хорошо видно по трём бутафорским мачтам над невзрачным угловатым зданием, похожим на большой сарай. Зато внутри всё иначе, и отнюдь не бутафорское. В полумраке стоит 70-метровый трёхмачтовый галеон, весь покрытый изумительной по красоте и изяществу деревянной резьбой. Фотографии плохо передают его размеры и красоту, а увидишь вблизи, и долго стоишь, как вкопанный.

Музей "Вазы" - тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.





История его достаточно известна, сообщу лишь самое главное. 'Ваза" был построен в 1628 г. при личном участии короля Густава II Адольфа и не имел себе равных во всём шведском флоте. Он был создан для славных дел, но прославился только своей нелепой гибелью в самом первом плавании. Из-за ошибок в проекте корабль пошёл ко дну чуть ли не от первого сильного порыва ветра на глазах тысяч горожан, собравшихся в гавани, не пройдя и пары миль.
Ровно 333 года он пролежал на дне озера Меларен, спокойно отбивая многочисленные попытки вернуть его на свет божий, но в 1961 г. шведы поднатужились, выдернули его из тины и с почётом установили в данном музее.
Закончили мы экскурсию по старинному галеону в музейной столовой. Я уже говорил, что жизнь в Швеции дорогая. Обеды в кафе мы не могли себе позволить, а потому всё время покупали в супермаркете готовые, которые потом ели прямо на улице и в разных общественных местах. И чувствовали себя прекрасно, так как, где бы мы ни сели - в музее, парке, аэропорту, рядом обязательно оказывалась пара-тройка вполне приличных шведов с такой же едой на коленке. Шведы так едят сплошь и рядом. В музее "Вазы" вот специально для этого даже сделана маленькая кухонька.
Наверное, это и есть одно из проявлений их известной философии лагом - жить без понтов. Понты стоят денег, а мы сэкономили сотню евро, ничуть не потеряв на качестве жизни. Короче, мне эта прогрессивная, "зелёная" философия по душе.

Примерно так мы воплощали в жизнь на своей шкуре шведскую философию лагом. Здесь нам бог, точнее супермаркет "Куп", послал традиционное шведское блюдо - картофельное пюре с тефтелями в брусничном соусе. Очень вкусно.



После "Вазы" нас, точнее меня, ожидал другой необычный музей. Ещё в конце 1970-х я офанател с группы АББА и фанатею по сию, поэтому, когда в 2013 г. в Стокгольме открылся музей этого ВИА, поводов ехать в Швецию прибавилось.
В гости к АББА я шёл один. Юле они до лампочки, а билет очень дорогой даже по местным меркам, 250 крон. От "Вазы" до их музея всего одна остановка, но мы проехали её на трамвае - с таким дорогущим проездным ходить пешком вообще нельзя!
Музей находится в заурядной на вид четырёхэтажной кубистической постройке, надземная часть которой занята сувенирным магазином, рестораном и гостиницей. Сама же экспозиция находится на двух подземных этажах.

Строго говоря, это не есть музей АББА. Музей находится под землёй.



Сразу скажу, разочарован я не был. Всё так, как я себе представлял. И даже лучше. Музей великолепный, атмосфера всеобщей АББАмании, охватившей весь мир после их победы на Евровидении, здесь витает. Повсюду ощущаешь незримое присутствие знаменитой четвёрки.
Начинается там всё поначалу ни шатко, ни валко - два, кажется, зала посвящены мюзиклу Mamma Mia!, что мне совершенно неинтересно. Зато следующие залы - это просто праздник для фанатов. Там множество настоящих вещей, связанных с группой - золотые и платиновые диски, концертные костюмы, музыкальные инструменты, личные вещи, сувенирная продукция.

В этих феерических костюмах и с этой гитарой в руках Бьорна Улвеуса АББА песней Waterloo разбила в пух и прах всю тогдашнюю европейскую попсу на Евровидении-1974. Им здорово повезло, ведь Кончита Вурст тогда ещё, наверное, даже не родилась.



В некоторых залах воссозданы студии, где Бьорн, Бенни, Агнета и Фрида работали над записью альбомов. Есть интерактивные залы, где можно спеть и потанцевать вместе с группой или попасть на их концерт, есть комната, где стоят АББАфоны, которые могут зазвонить в любой момент, и на другом конце провода будет кто-то из группы. Не обошлось и без восковых фигур, причём, они настолько хороши, что, пожалуй, будут получше самих оригиналов.
Ну и много чего ещё там есть, и я ни разу не пожалел, что оставил в кассе такую круглую сумму. Она стоит того, чтобы тоже стать частью этой истории тотального успеха и всеобщего обожания.

Я не знаток восковых фигур, но реалистичнее, по-моему, некуда.



Из музея АББА мы прямиком отправились в ностальжи-тур на север шведской столицы. Минуточку! Какой ностальжи-тур, если в Стокгольме мы ни разу не были?
А дело вот в чём. В 1981 году, когда я ещё ходил в пятый класс, в журнале "Вокруг света" (тогда он выпускался на плохой серой бумаге, и был вдвое тоньше, но куда лучше, чем сейчас) печатался детективный роман шведских писателей Май Шёваль и Пера Валё "В тупике".
Фабула вкратце такова. В одну премерзкую дождливую ночь в ноябре 1967 года некий маньяк расстрелял из автомата всех пассажиров двухэтажного рейсового автобуса на окраине Стокгольма и исчез во мраке.
Сюжет был нов и интересно закручен, и моя жизнь в то время строилась вокруг ожидания очередного номера журнала. Более того, эти журналы до сих пор при мне, и за эти годы я перечёл их ещё много раз.
Но не только его интрига захватила меня. На этой волне я возжелал лично побывать в тех местах, где происходило действие произведения, чтобы самому погрузиться в атмосферу романа, побывать в шкуре его героев. Сколько раз я представлял себя инспектором Мартином Беком! И вот я иду по той самой улице и вижу всё его глазами, так, как описано в романе - огромный красный автобус, тугие струи дождя, сполохи мигалок в ночи, полицейские машины.

Вот с этого места в журнале "Вокруг света" в 1981 г. зародился мой жгучий интерес к Стокгольму.



По сюжету, автобус, в котором произошло преступление, шёл 47-м маршрутом из Бельмансру на острове Юргорден до улицы Норра Сташунсгатан на границе Стокгольма и Сольны. На этой-то улице, вблизи конечной остановки, маньяк и устроил кровавую баню.
К сожалению, за прошедшие полвека много воды утекло в Стокгольме. Не удалось проехать на том самом 47-м автобусе. Нет теперь такого, а может это и вовсе был авторский вымысел. Двухэтажные даблдеккеры тоже канули в Лету. Так что ехали мы на обычном, одноэтажном 57-м автобусе, и не с Юргордена, а от центрального вокзала.
Кроме того, участок Норрбакагатан, по которому ехал злополучный №47, прежде чем повернуть на Норра Сташунсгатан, вообще не имеет проезжей части. Теперь там детская площадка, перегороженная каменными валунами. Но улица Норра Сташунсгатан и её окрестности, детально описанные в романе, существуют, и я исполнил свою детскую мечту, пройдя тем самым маршрутом, по которому ехал тот автобус.

Площадь Ванадисплан недалеко от Норра Сташунсгатан. Именно таким я и представлял себе Стокгольм.




Норра Сташунсгатан у пересечения с Норрбакагатан. Где-то здесь и закончил свой печальный путь красный даблдеккер в начале романа.



На углу Норра Сташунсгатан и Норрбакагатан сейчас большой супермаркет, а рядом строят два 40-этажных дома. Поблизости оживленная Карлбергсвеген и аккуратные жилые кварталы. Место вполне обжитое и респектабельное. А вот сразу за Норра Сташунсгатан действительно начинается промзона.
Обратно мы ехали 67-м автобусом до Карлаплан, и мало было в мире людей счастливее меня. Ещё бы, не каждый день сбываются мечты, с которыми жил почти 40 лет!
 
Последнее редактирование:
Ну, так обычно думают разве что совсем дурачки, уверенные, что в условной "загранице" все кругом, конечно же, говорят по-английски.

На двухстах кронах изображены раукары Форё. Там же, на Форё могила того, кто изображён на другой стороне 200 крон. Нам с избранницей посчастливилось изъездить весь Форё велосипедно. Мне вообще несказанно нравится ездить по тихим деревенским дорогам по островам Балтийского моря: хоть на шведском Готланде, хоть на нашем Хийумаа. А на Готланд прилетели, разумеется, на ATP (не на ATR, а на BAe ATP).

Надеюсь, на месте убийства Улофа Пальме вы были? Его могила в Стокгольме, кстати, тоже недалеко и от места убийства, и от того кинотеатра.
 
Ух, ты! На изображении вегетарианское блюдо. Одобряю!

Вегетарианство — светлое будущее человечества. Это сейчас многим кажется совершенно естественным жрать глистастое трупьё, как когда-то казались нормальными смертная казнь или "воспитание" битьём собственных детей. Но прогресс и гуманистическое развитие человечества неостановимы.

Путешествия по следам литературных героев мне тоже близки.

Пару лет назад учинили в Зальцбурге целое краеведческо-литературоведческое расследование по адресам из повестей Томаса Бернхарда. Парадоксально, но в детстве я совсем не любил прозы тов. Бернхарда, особенно ненавистна мне была его стилистика. По прошествии десятилетий он, напротив, стал мне очень идеологически близок, в особенности своим отношением к системе образования.

Всего яростней, всего дороже было отыскать мостик, через который в годы оккупации знакомый часовой переносил юного героя тайком, под своим плащом из штатовской в британскую зоны оккупации. Даже общепит, по сей день принадлежащий семье одного из персонажей, отыскали.

Однажды в Осло, по пути со Шпицбергена, уже другая юница увлекла меня по следам персонажей очень любимого ею современного норвежского беллетриста тов. Несбё. Нашли несколько общепитов и адресов, упоминавшихся в его рассказах. Моей спутнице это было радостно, а мне, хоть с творчеством этого автора и не знаком, было радостно наслаждаться её эрудицией и разделить с нею восторг находок.
 
Увы, нет, хотя было такое намерение. К несчастью, пяти дней для хотя бы беглого осмотра даже дежурных достопримечательностей Стокгольма мало. Но, поскольку есть твёрдое желание снова побывать в этом городе, наверстаем!
А на Готланд прилетели, разумеется, на ATP (не на ATR, а на BAe ATP)
Уже не летают эти птички. А так хотелось их поймать. Но NextJet (так, кажись, её величали?) загнулась, и привет! Но на Готланд мы всё равно тоже хотим!
хоть на нашем Хийумаа
Не боитесь после этого в Эстонию ехать?
 
Это защита от выхода на дорогу животных. В основном - оленей. У нас, в
США , кстати такой же подход. Для перехода животинки во время миграции сейчас строят отдельные переходы. Не смотря на эти сетки и ограждения , олени перепрыгивают на дорогу и погибают. Ваш покорный слуга году в 2005 сбил оленя примерно на 120 кмч. Хорошо машина была высокая, а так бы олень оказался в машине а, я вероятно, в крематории.
 
А у нас в России это надо сделать по другой причине - защитить лес от двуногих животных, которые прутся в лес изжарить на костре канцерогенов и нажраться как скотина. Заодно оставить там после себя кучу мусора, а если удастся, то ещё и спалить пару сотен га леса.
 
Третий день в Швеции - снова в дороге. Летали в Сундсваль, 400 км севернее Стокгольма. Швеция - одна из немногих стран, где ещё летает голландский артефакт Fokker-50.
Если совсем начистоту, и Швеция появилась на нашем пути благодаря ему. Нет, я давно мечтал сюда попасть, и уже объяснял, почему, но "Фоккер" стал решающим аргументом, чтобы поехать именно в Швецию, а не, скажем, в Финляндию, где тоже есть интересные самолёты.
Итак, нам нужно было попасть в аэропорт Бромма, который, в отличие от главной столичной Арланды, находится прямо в городе. И не где-нибудь на отшибе, а посреди городских кварталов.
Добраться туда несложно. Лишь проехать одну остановку на метро до станции "Лилехольмен" и пересесть на 152-й автобус, который за 35 минут довезёт прямо до Броммы. Что интересно, если садишься на этот автобус в Лилехольмене после метро, снова платить за проезд не нужно. С нашими проездными общие расходы на дорогу 0,0 крон.
Снаружи аэропорт не только не впечатляет, но даже наоборот. Старенький, замызганный, со стеклянным фасадом, точь-в-точь что-нибудь родное вроде Орска. На въезде всё перекопано и перегорожено, что ещё больше наводило на подозрения о décadence и тотальной разрухе.

Увидев эту обветшалую постройку, я никак не мог подумать, что внутри всё совсем по-другому.



Слева от терминала - служебный корпус с КДП, справа - маленький терминал прилёта, гораздо более новый и современный. Никакого контроля на входе, как и везде в Европе, где мы были, полный välkommen! Заходим внутрь.
Ого! Это точно тот же самый зачуханный аэровокзал, который мы только что с отвращением лицезрели? Очень симпатично. Небольшой, чистенький. Магазины, кафе, современная отделка. Вместо ожидавшихся гастаров с полосатыми тюками - хорошо одетые, солидные европеоиды.
На стойках регистрации пусто. Там можно самостоятельно приклеить багажную бирку и отправить свой чемодан в путешествие по транспортёру. Но посадочный талон на стойке не получишь. Либо приезжай со своим, как мы, либо печатай здесь, в киоске. Жаль. Мне нужен был твёрдый талон. Увы, скоро они станут историей.

Внутри чумазая золушка превращается в сверкающую luxury.



Мы прошли посадочный контроль и оказались в чистой зоне. Здесь всё то же самое, что при входе, только лоску побольше. Выходы на посадку обозначены буквами.

Duty-free в зоне вылета, как в любом приличном аэропорту.




Телетрапов нет, зато есть вот такой накопитель.



Проходим первыми. Наши талоны сканируют, после чего дежурная по посадке машет нам рукой, мол, идите туда. Идём туда, куда послали, попадаем в коридор. Но не идём по нему, а выходим через дверь напротив и сразу оказываемся на лётном поле.
В Бромме посадка-высадка происходит занятно. Снаружи длинная галерея с выходами на перрон, и люди самостоятельно по ней перемещаются. Никаких провожатых я ни разу не видел.
Здесь царство региональной авиации - ATRы, AvroRJи, Fokkerы. Изредка можно встретить и более крупную рыбу, вроде A319. Почти всё это добро принадлежит местному шведскому перевозчику "Бротенс".
В каких-то 20 метрах стоит то, ради чего мы вообще тащимся в эту тундру - Fokker-50 с характерным радужным хвостом и бортовым SE-MFR. Повезло! Этот F50 - один из трёх всего (по моим данным) в парке "Бротенса", нарваться на замену просто.

Признаем честно, F50 - не самый красивый самолёт, но в тот момент он казался мне идеальным.





Несмотря на архаичность модели, у нашего F50 вполне современные, шестилопастные винты. Да и салон не убитый, как можно было ожидать. Нормальный самолёт.
Мы вошли через передний откидной трап и уселись слева на 5-м ряду. Отсюда видно и винт, и шасси.
Стюардесса была одна, да и куда больше, на борту всего-то с десяток человек.

Как и аэропорт, салон самолёта тоже превзошёл мои ожидания.



"Фоккер" раскручивает винты, шустро бежит по бетонке, затем выскакивает на ВПП и сходу начинает разбег. Не успели мы глазом моргнуть, как уже летим. Внизу пошли северные кварталы Стокгольма, древняя столица Уппсала, но скоро началась сплошная кучёвка, и смотреть стало не на что.
"Бротенс" считает себя солидной компанией, пассажиров не держит за дурачков, поэтому в полёте мы получаем какое-никакое, а питание - напитки и печенье из плетёной корзинки.
Кстати, вообще, согласно билетам, этот рейс выполняла авиакомпания "Амапола", но за всё время полёта и подготовки к нему я не увидел ни малейшего намёка на то, каким боком она тут причастна.
Санузел тоже обследовали. К службе годен, но очень тесен.
На посадку заходили в тучах. Там же вышли шасси, и уже через секунду мы пробили облака. Здравствуй, Сундсваль! Так далеко на север мы ещё не забирались - 62° 30' с. ш.

Снижаемся в Сундсвале.



Погода в тундре была дрянь. Полоса мокрая, но дождь, вроде, уже прошёл. Холодно, +13.
Насчёт тундры я, конечно, загнул - на самом деле, аэропорт со всех сторон окружён смешанными лесами - обычная экосистема для этих широт в Европе.
Люди пошли на выход, а я - к бортпроводнице, узнать, нельзя ли мне сделать пару снимков кокпита. Она сказала "окей" и попросила подождать снаружи, а когда все вышли, поманила обратно.
Я поздоровался с лётчиками, поблагодарил за приятный полёт и рассказал, что мы в этих гипербореях только ради F50. Мужественные авиаторы удивились, но были польщены, что их старичок кому-то настолько интересен. Возраст и впрямь почтенный, 27 лет, как мы сообща установили по табличке у двери кабины. При том, что это самый молодой F50 "Бротенса".

Кабина выдаёт детище предыдущего поколения мирового авиапрома.



Я не стал злоупотреблять радушием хозяев. Пожелав им всего наилучшего, откланялся, и мы побежали в аэровокзал.
Теперь о самом аэропорте Сундсваль. Несмотря на название, с одноимённым городом у него мало общего, так как расстояние между ними километров 20, зато до другого города, Тимро, всего четыре.
Аэропорт очень приятный и необычный. Снаружи местами обшит деревянными досками!

Аэропорт Сундсваль-Тимро.

 
Последнее редактирование:
Несмотря на крохотные размеры, здесь всё есть, даже пара телетрапов.

У нас даже в некоторых новых аэропортах нет "кишок", а шведам оказалось не западло сделать их в таком малозначимом порту.



Привокзальная площадь радует глаз обилием зелени, чистотой и грамотной планировкой.

Единственное, что мне не понравилось здесь - отсутствие остановки общественного транспорта.



Внутри всё современно и, в то же время, как-то уютно и по-домашнему. На первом этаже, посередине, холл и выдача багажа. Справа от входа - зона предполётного контроля, слева - маленькая зона отдыха с журнальными столиками, мягкими креслами и диваном с подушками.

Холл 1-го этажа.




Зона отдыха. Одно плохо - нет телека, зато wi-fi работает как надо.



Тут же два автомобиля BMW и приличных размеров бассейн с золотыми рыбами, увитый растениями. Этакий уголок тропиков в суровом северном краю. На втором этаже - ресторан и зал ожидания для тех, кто выходит к самолётам по телетрапам.

Интерьер оживляют не только сверкающие изделия германского автопрома (а почему, собственно, не шведского?), пальмы и золотые рыбки, но и весьма красивые модельки самолётов.





Мне кажется, в таком месте даже аэрофобу будет не так страшно ждать вылета.
До обратного рейса в Стокгольм у нас был зазор в 4 часа, и всё это время пришлось коротать здесь, в уютном зале ожидания. Съездить не то, что в Сундсваль, но даже в Тимро возможности не было - никакого транспорта, кроме такси, мы там не нашли.

2-й этаж. Зал ожидания для "телетрапируемых". После security-check мы сдуру запёрлись сюда, пока до нас не дошло, что нам - на первый этаж.



Обратный рейс выполнял куда более заурядный ATR-72 SE-MKE того же "Бротенса". Посадка в Сундсвале осуществлялась по броммавскому сценарию - длинная и изогнутая (дощатая!) галерея, потом выход на перрон и пешком до самолёта.

ATR-72, скажем прямо, тоже не отнесёшь к шедеврам самолётного дизайна.



На лётном поле на этот раз было интереснее. У обоих телетрапов стояли два 737-х. Один был SASовский, другой - неизвестной мне турецкой авиакомпании Corendon. Из Сундсваля есть рейсы не только по Швеции, но и за её рубежи, в частности, до Антальи.
Обратно народу летело побольше, человек тридцать, считай, пол-салона набралось.

Что меня удивило в салоне, так это вот тот 1-й ряд справа с развёрнутыми лицом назад креслами. Как на Ту-134. Прежде я только однажды летал на этом типе, но такой компоновки не помню. Это такая редкая опция для ATR, или я просто не обратил внимания?



Взлетали от северного торца полосы, и было хорошо видно, что она упирается прямо в реку. Выкатываться или садиться до торца здесь вообще нельзя - утонешь.
В полёте снова потчевали такими же печеньками и чаем.
Большая часть маршрута проходила над Ботническим заливом, зато когда пересекли береговую линию в районе Стокгольма, виды внизу открылись такие, прямо дух захватывает!
Несчётная россыпь небольших и совсем маленьких лесистых островков, разделённых узкими проливами, длинные фьорды, мириады яхт, больших паромов и круизных лайнеров, снующих туда-сюда в этих водных лабиринтах.

Прибрежные пейзажи в Швеции очень красивы.



Вскоре пошли столичные кварталы, и если б я знал, что в Бромме курс посадки с юга, пересел бы на правый борт, тогда увидел бы и панораму старого города.
На свой 152-й автобус совсем чуть-чуть опоздали. До следующего было полчаса, и мы поехали на 110-м до Альвика, где можно пересесть и на трамвай, и на метро. Через Альвик ехать дольше и больше пересадок, чем через Лилехольмен, но не намного.
 
Зона отдыха. Одно плохо - нет телека
Надеюсь, вы глумитесь?

Телевизионный приёмник в зоне отдыха над головами отдыхающих там пассажейруш — признак дремучей провинциальности и кишлачной азиатчины.

На Западе это, к счастию, понимают. И если вы увидите телевизор в вестибюле приличной гостиницы (SPGшной, например), то там он работает без звука, показывая разве что беззвучные рекламные ролики SPG.

В РФовской глубинке, увы, этого не понимают. Яркий пример — отличная гостиница "Видгоф" в любимом мной Челябинске. Отличная, но, увы, не сетевая. И до SPGшных стандартов ей, увы далеко. На первый взгляд всё нормально: модный просторный вестибюль с отделкой камнем, холёные швейцары... И средь всего этого меридиановского или шератоновского антуража, вместо привычной в гостиничном вестибюле тихой, едва слышной музыки — как муха в бокале с вином, как волос в супе! — орущий на весь вестибюль тель-авизор с рекламой то ли прокладок, то ли чистящего средства для унитазов.

А тихие, по-хорошему провинциальные (без ТВ и базарной азиатчины), простецкие аэропорты застенчивого норвежского и шведского севера тоже милы моему сердцу. Люблю те края.

Нет, не редкая. У Royal Air Maroc и TACV тоже такие попадались. И у Azul, и у SAS вроде.
 
Последнее редактирование модератором:
Ну, это дело вкуса. Опять же, смотря что смотреть (тавтология, извините). Помню, году в 16-м, что ли, в Екатеринбурге смотрел творческий вечер Путина на какой-то тусовке во Владимире, кажется, со странноватым названием "Территория смыслов". Подчерпнул много интересного.
P.S. А, вообще, лично я ТВ не смотрю. Разве что Ф1 раз в две недели. У меня дома и телевизора-то нет.
 
Ну, это дело вкуса.
<...>
в Екатеринбурге смотрел...
Это дело вкуса ровно до тех пор, пока это не мешает кому-то.

Если вы про Кольцово говорите, то там, наверно, можно хоть под экраном сидеть и новости слушать, или в общепит уйти, или в бизнес-зал, где будет тихо. То же самое в любом другом крупном аэропорту. Но Сундсвалль — не Екатеринбург. Сундсвалль деревня. И если в деревенском аэропорту повесить всего один тель-авизор, это изгадит настроение всем пассажейруш, не желающим его поневоле слышать.

Повторюсь, приятно, что в Швеции это понимают. Приятно, что в поездах что DSB, что NSB, что SJ или VR запрещено мешать окружающим разговорами по телефону. Для этого есть отдельные вагоны или отдельные купе, где это разрешено. И очень жаль, что пока что уровень бытовой культуры далеко не всех пассажейруш РЖД позволяет им понять, что разговаривать по телефону в поезде некультурно.

В прошлом году смеху ради много летали за копейки "Азимутом" из Грабцево на продукции КНААПО. Гостиница "Вест Бестерн" в Калуге стала нашим вторым домом. И однажды, спустившись с моими спутницами на завтрак, вместо привычной едва слышной инструментальной музыки, положенной по стандартам, услышали какое-то деревенское "радиво" с молодёжными ритмами: "умц-умц-умц..." Подошли к администратору с просьбой соблюдать отраслевые стандарты.

Мы ведь все хотим, чтоб РФовская глубинка больше походила на Швецию, а не на СУАР, не так ли?