Авторская ветка Первым делом-самолёты!

Модератор темы: прокуратор понтий пилат
Реклама
Да, на большие расстояния на Победе летать тяжело. В основном из-за неоткидывания кресел.
При задержке 2 часа все равно надо приезжать в аэропорт к плановому времени вылета. Они могут закрыть регистрацию по расписанию, как неодноратно уже делали. Эта тема на Отзыве обсуждается сейчас. Даже написали письмо им и они ответили, что регистрация заканчивается за 40 минут до планового времени вылета.
Эммм, а как должно быть? Не по расписанию?
У всех заканчивается регистрация за 40 минут (где-то за 60 минут).
А для вас это новость? )

А по креслам... как говорит сейчас в Победе Харламов из динамиков - неоткидывающиеся кресла - это хорошо - никто не лежит у вас на коленях. И с этим я на все 100500% согласен... ибо задолбали )

Отзыв ру - это где сидят эксперты, летающие пару раз в год? ) я бы не упоминал здесь этот ресурс ))
 
а брали билеты задолго?
Да, в общем, нет. Ровно за месяц. У ближайших конкурентов, по-моему, это были уральцы, цены были тысячи на 4 выше. Правда, нужно учитывать, что ещё 1000 мы отдали за выбор мест на борту. По 300 р. у окна, по 200 - за соседнее. Эту 1000 я включил в общую стоимость.
 
И наверняка холодная. Попыток намочить ножки не было?
Не Хургада, конечно:) Но на ощупь казалась почти не холодной, купнуться можно было вполне. Во всяком случае, окунуться на пару минут. Уже штаны начал снимать, жена отговорила. Потом в номере открыл интернет, вода в тот день была +18 - вполне себе купабельно. Если б знал наверняка температуру воды, никто меня не остановил бы. Просто раньше мне говорили, что в Байкале вода теплее +12 не бывает, вот я и кексанул. Как говорится, послушай женщину и сделай наоборот. Но ничего, я потом во Владивостоке отыгрался. Отчётец попозже выложу, надо фотки разобрать.
 
Наконец-то дошли руки до Китая. Мы пробыли там почти две недели, шесть дней в Пекине и пять в Сиане, соответственно, привезли море впечатлений и кучу фоток.
Мы вышли из 851-го автобуса у терминала F и оттуда попали в соседний Е, где сразу прошли на регистрацию рейса HU7986 «Хайнаньских авиалиний». Пока стояли в очереди, я обратил внимание на один момент.
- Смотри, - говорю жене, - ты заметила, что здесь почти одни китайцы?
Действительно, из примерно сотни человек, стоявших в очередях к стойкам регистрации, всего лишь несколько имели европейскую внешность.
- Да, правда, - удивилась Юля. - Интересно, почему?
- Чёрт его знает! Лично у меня три версии. Первая – китайцам больше интересна Россия, чем русским Китай. И с точки зрения туризма, и с точки зрения бизнеса. Кстати, это вполне возможно. Вторая – и русские, и китайцы предпочитают свои авиакомпании. Третья – китайцы богаче нас, поэтому больше нас и летают. Правда, насколько я знаю, средний уровень дохода в Китае меньше, чем в России. Но это в среднем. Зато, учитывая десятикратную разницу в численности населения, общее число обеспеченных людей, могущих позволить себе такой перелёт, у них должно быть значительно больше, чем у нас.
- Но не в двадцать же раз, как здесь! - возразила Юля.
Пришлось согласиться:
- Значит, возможно, играют роль и первые два варианта. А может, нам случайно попался такой рейс, с одними китайцами. (На обратном пути в Москву картина была точно такой же).
В общем, знакомство с Китаем началось ещё в России.
Огромный А330-200 с бортовым номером В-5955 был неполный и подавляющее большинство, человек двести, как я уже сказал, китайцы. Почти все с двумя – тремя огромными баулами. Чем они их тут забивали, матрёшками, что ли? Это загадка. Русских – всего с дюжину, может, чуть больше.

Наш А330. Из-за дурацких телетрапов непонятно, что снимаешь - их или самолёт.

Наш А330-243 В-5955 в Шереметьево (3).jpg


Мы заняли наши места у окошка, хотя ясно было, что смотреть сейчас будет не на что. Минут через двадцать аэробус, трясясь мелкой дрожью на мокрой полосе, взмыл в ночное небо. Уже через минуту огни на земле, вместе с надеждой увидеть сверху родной дом, скрылись за плотной пеленой облаков, и нам осталось разве что наблюдать за действиями бортпроводников, чтобы не пропустить желанный для каждого пассажира момент, когда в проходе появляется высокая, вкусно пахнущая тележка с бортпитанием.
Этот момент наступил примерно через час, и «Хайнаньские авиалинии» нас в этом отношении совсем не разочаровали.
Кормили два раза и очень хорошо. Ужин состоял из лапши с гарниром из морепродуктов или курицы на выбор, салата из острой морковки, пирожного, кусочка масла и плавленого сыра, булочки, соков и чая-кофе. Даже вино было, белое и красное. Приятно было вкушать все эти яства и наблюдать, как вокруг тебя, покачивая бёдрами, плавно, с восточной грацией, скользят китайские стюардессы. Почти все, кстати, очень красивые. Нет, у нас в «Аэрофлоте» девчата, конечно, не хуже, но, всё-таки, российскому национальному авиаперевозчику не следует забывать, что путь к сердцу пассажира зачастую лежит через его желудок.

Глядя на такое изобилие даже вегетарианец станет рыбоедом. Как это произошло с моей женой.

Ужин в полёте на борту А330 Хайнань эрлайнз.JPG


После вкусного ужина мы с удовольствием посмотрели каждый свой фильм, благодаря наличию в креслах индивидуальной мультимедиа-системы, а потом несколько часов поспали, пока хайнаньские красавицы не разбудили нас к завтраку.
За окном было уже светло, но земля просматривалась плохо из-за облаков и яркого солнца, которое било прямо в иллюминатор. Однако, когда вскоре после завтрака наш лайнер приступил к снижению, их пелена заметно поредела. Солнце тоже перестало мешать, так как самолёт выполнил разворот влево почти на 90 градусов.
Внизу проплывали высокие горы, сморщившие землю исполинскими складками. Кое-где виднелись тонкие ниточки рек и кубики небольших селений, но больше всего меня заинтересовали ветряки. Местами они усеивали склоны гор целыми группами штук по двадцать, неспешно перемалывая воздух своими гигантскими лопастями.
Через несколько минут горы внезапно закончились, резко перейдя в плоскую, как стол, равнину. Восьмичасовой полёт подходил к концу. Ещё немного, и мы уже очутились над окраинами Пекина. Замелькали аккуратные квадраты кварталов с современными высокими зданиями, широкие прямые проспекты, запруженные потоками автомобилей.

Видео снижения в Пекине.



Воздух здесь, такой прозрачный над горами, стал совсем другим. Над городом висела густая дымка. Знаменитый пекинский смог, о котором я читал ещё дома, потом подпортил нам немало потенциально отличных фотографий.
После приземления мы достаточно быстро очутились в здании терминала 2 столичного аэропорта Шоуду и ещё быстрее прошли все пограничные формальности, которые свелись только к проверке наших виз и паспортов. Ручную кладь не проверяли вообще.

Аэропорт Шоуду, как и весь Китай, удобный и современный.

Зал прилёта Т2 пекинского аэропорта Шоуду (2).JPG


В аэропорту, с помощью местных сотрудников, мы нашли станцию метро линии «Аэропорт Экспресс» и, заплатив по 25 юаней (примерно 250 рублей), сели в вагон состава, идущего в город. Поезда на этой линии самые обычные, за исключением удобных, мягких кресел, развёрнутых по линии движения, как в нашем аэроэкспрессе. Примерно половина получасовой поездки до конечной станции метро «Дунчжимэнь» проходит по открытым участкам с прекрасным видом на город, так как линия проложена на довольно высокой эстакаде.
Мы с интересом глазели в окна. Прежде всего, приятно поразило обилие зелени на пекинских улицах. Все деревья, среди которых преобладали тополь, ольха и ива, высажены правильными рядами вдоль дороги, и все они уже были покрыты листвой, что для москвича непривычно, так как у нас это происходит более чем на месяц позже. Много и хвойных пород – ели, сосны, туи.
Тут же мы заметили и ещё одну особенность, которая не оставляла сомнений, что это Китай. По улицам в большом количестве сновал двух- и трёхколёсный транспорт самых разных видов – велосипеды, мотоциклы, мото- и велорикши, мопеды, самокаты. Именно это, пожалуй, сразу бросается в глаза, когда впервые попадаешь на улицы любого китайского города.

Таким мы впервые увидели Пекин из вагона метро.

Вид из вагона метро по дороге из аэропорта (4).JPG


Ещё в самолёте мы составили план действий на ближайшее время, то есть до обеда. Поскольку в гостиницу пускали лишь с двух часов дня, а было только начало десятого утра, у нас было довольно свободного времени, которое надо было потратить с толком.
- Пойдём в зоопарк, - предложил я Юле, хотя хорошо знал, что эта идея не вызовет у неё особого энтузиазма, так как она зоопарки не любит. Пришлось объяснять, что это единственный вариант, как прокантоваться до заселения в гостиницу, ибо, с учётом времени на дорогу, у нас в запасе три часа, и этого не хватит больше ни на что другое. Нет, можно, конечно, приехать в гостиницу и вечером, но тогда придётся целый день таскать за собой совсем не лёгкую сумку. Для зоопарка же трёх часов вполне достаточно. Кроме того, там можно посмотреть на панду.
Добраться до него на метро очень просто – на английском эта станция так и называется Beijing Zoo, то есть "Пекинский зоопарк". Добравшись туда, мы вышли на поверхность и тут, впервые после самой Москвы, очутились на улице. Конечно, мы ещё из самолёта и поезда метро видели, что в Пекине тепло, но одно дело видеть, а другое – почувствовать на себе. Коротко говоря, мы попали в самое настоящее лето. На безоблачном небе ярко сияло солнце, а температура была явно за +20. Куртки мы давно сняли и таскали в руках, но и в кофтах моментально вспотели, так что с удовольствием сняли и их. Юля, большой любитель тепла и солнышка, аж приплясывала:
- Да тут прямо курорт, везёт же людям! - радовалась она. - Вот это я понимаю, погода, не то, что в Москве!
- Да, - согласился я с ней. - Здесь тебе не там. У нас ещё снег лежит. Повезло нам с погодой, это факт!

Вот он, этот любимый мишка всех детей планеты. На него и вправду невозможно смотреть без улыбки.

Пекинский зоопарк. Вольеры с пандами (5).JPG


Действительно, за все почти две недели в Китае, мы не могли нарадоваться на погоду. Ни разу не было холоднее +20 при полном отсутствии осадков. Даже в Крыму или Сочи мы не могли бы в это время рассчитывать на большее. Похоже, что конец марта-начало апреля – лучшее время для посещения Центрального Китая.
Зоопарк просто прекрасен. По сути – это обычный парк в традиционном китайском стиле с обязательными озёрами, каналами и каменными композициями, в котором по совместительству размещается ещё и зоопарк. Кстати, особые китайские «дырявые» камни тайхуши, пожалуй, самая характерная примета всех китайских парков. Видно, что китайцы их очень любят, потому что я встречал их во всех китайских парках, где удалось побывать – и в Пекине, и в Сиане, и в Шанхае.
Весь зоопарк утопал в зелени и цветах, а в воздухе стоял пьянящий запах цветущих сакуры, жасмина, персика и множества других деревьев и кустарников.

Пекинский зоопарк - очень красивое место. Идти туда надо непременно.

P1040721.JPG


Особенно, конечно, бросалась в глаза словно пенящаяся розовыми цветами сакура. Здесь мы поняли, что Пекин – настоящий южный город. Правда, мы не видели пальм, цитрусовых, бананов и других тропических и субтропических культур, которые можно встретить у нас в Сочи, но в целом, пекинская фауна и флора очень напоминают крымскую. Здесь повсюду можно встретить горлинок и голубых сорок, обычны кипарисы, гималайские кедры, магнолии, платаны, гингко, мушмула и многие другие теплолюбивые растения. И, конечно, бамбук, куда ж без него в Китае? Хотя я, признаться, не ожидал увидеть его здесь, так далеко на севере.

В зоопарке очень много не только зелени, но и воды.

P1040725.JPG


На самом деле, географически Пекин находится почти точно на 40-й параллели. Это значительно южнее, чем Сочи или Французская Ривьера, однако, в находящихся на одной широте с ними и не так далеко к северу от Пекина Внутренней Монголии и Южной Маньчжурии зимы очень суровы, и весна не приходит так рано. Очевидно, в Пекине климат гораздо теплее благодаря мощным горным хребтам с максимальными высотами под три тысячи метров, опоясывающих город полукольцом с севера и запада. Эти горы служат надёжным заслоном от холодных зимних ветров из Гоби и Маньчжурии.

Цветущая форзиция, что может быть прекраснее?

P1040727.JPG


Мы пробыли в зоопарке часа два, а затем отправились искать нашу гостиницу. Её поиски превратились в настоящий квест. Судя по карте в распечатке нашей брони, отель «Пинаньфу» находился недалеко от улицы Дунсыбэй, аккурат между станциями «Дунсы» и «Чжунсычжунлу». Но из-за того, что карта была кривая, сначала мы протопали целую версту в другую сторону. И это по китайским улицам, по которым ходить вообще небезопасно. Участники дорожного движения здесь, и пешеходы, и водители, решительно отказываются соблюдать элементарные правила дорожного движения. Попросту плюют на них, а заодно на всех окружающих.
Кстати, многие велосипеды, мопеды и рикши выглядят забавно из-за того, что изобретательные китайцы, чтобы не мёрзнуть, снабдили их своеобразным утеплением, похожим на тёплую стёганую куртку, укреплённую на руле перед водителем, с рукавами, направленными вперёд и закреплёнными на руле и заканчивающимися тёплыми рукавицами.
Тем временем, мы очутились в гостинице и сразу же убедились, что общение с китайцами – это отдельная эпическая песня. По-английски не говорит почти никто. Только персонал в гостиницах, аэропортах и крупных банках, но и там, зачастую, настолько плохо, что дело доходит до курьёзов. В нашей гостинице, к примеру, после долгого объяснения сначала по-английски, а затем с применением пальцев, что нам нужен фен, один китаец, наконец, заулыбался и через минуту принёс... расческу! В кафе тоже очень долго объясняли, что нам нужен чай и апельсиновый сок, в итоге так и ушли томимые жаждой. Хорошо, хоть поели, да и то только потому, что изображения блюд висели на стене, и мы просто ткнули в них пальцем и показали, опять же пальцами, сколько.
Общаться с китайцами на их языке, если не владеешь им, тоже очень непросто. На другой день мы пришли в то же кафе, при помощи персонала нашей гостиницы уже выучив слово «чай» («ча» – почти как у нас), и, уже для пущей верности, с иероглифом «чай» на бумажке, но свой напиток получили только после предъявления иероглифа. Потом мы эту бумажку заботливо довезли до Сианя, где с английским всё ещё хуже, но там даже она не помогла. Это был анекдот похлеще того фена. Но об этом расскажу позже, когда дойдём до Сианя.

Настоящая китайская еда пробуждает в человеке самые тёмные инстинкты.

CAM01116.jpg


Зато порции в китайских кафе такие, что двух спокойно хватит на четверых, при средней цене чека 500 рублей на двоих. Решив вопрос с жильём, мы пошли пообедать в один из типичных китайских ресторанчиков, которыми забита вся улица Дунсыбэй. За 55 юаней мы получили такую огромную тарелку лапши с мясом, что я едва осилил половину, а также шесть чебуреков с черемшой плюс литровый чайник зелёного чая. Заведение нам очень понравилось своим местным колоритом, демократичными ценами и вкусной стряпнёй, так что там мы и стали почти постоянно столоваться. К тому же, в китайском общепите не берут чаевые. Такого понятия там вообще не знают.
Увы, не довелось попробовать знаменитой утки по-пекински. Юля мяса (тогда) не ела, мне много жирного нельзя, а брать целую утку, чтобы оставить почти всю её на столе, было жалко. Забирать же с собой оставшееся мясо не имеет смысла, так как эту утку надо есть исключительно свежеприготовленной - остывшая она ничем не отличается от обычной синей утки из магазина.
А вот в продуктовых магазинах все очень дорого, и их очень мало. Привычных для жителя любого крупного российского города больших супермаркетов нет вовсе, по крайней мере, нам ни разу не попалось ни одного ни в Пекине, ни в Сиане. Есть только небольшие магазинчики, но ассортимент в них очень скудный. В основном исключительно спиртные и безалкогольные напитки, чипсы, сублимированная лапша, сладости, кое-какая молочка, главным образом, йогурты. Всё. Колбасы, масла, сыра, мяса, рыбы, круп – ничего этого нет. Похоже, что китайцы либо вообще дома едят мало, либо покупают всё необходимое на рынках. Но и рынки нам тоже не встречались ни разу, за исключением овощных.
Кстати, на этих овощных рынках можно купить такие изумительные фрукты, каких у нас днём с огнём не сыщешь. Например, мы постоянно брали там зелёное и жёлтое манго такого размера, такие сочные и сладкие, каких в Москве просто нет. Кроме того, там очень вкусная клубника и шикарные кокосы, внутри которых чуть ли не литр вкуснейшего молока, всегда холодного и освежающего в любую жару. Ну и множество других экзотических плодов, типа личи, мангостина или знаменитого своим зловонным запахом дуриана, который мы, впрочем, так и не попробовали.

Хутун - кусочек старого Китая.

P1040737.JPG


Кроме зоопарка, ничего героического в первый день мы не совершили, кроме небольшой прогулки по району, где, между прочим, имели возможность воочию увидеть традиционный старинный квартал «хутун», которые ещё кое-где сохранились в стремительно меняющемся Китае. В хутуне же нам попался и небольшой чайный магазинчик с большим выбором всякого рода этого полезного напитка, но вот ассортимент чайных сервизов там был скромный.
Между тем, покупка настоящего китайского фарфора была одной из меркантильных целей нашей экспедиции в Срединное государство. Решили, что торопиться не стоит, ибо такого добра, как фарфор в Китае, конечно же, завались, и вышли оттуда без покупок.
 
Последнее редактирование:
Спасибо за рассказ, очень интересно было читать!)
Это был анекдот похлеще того фена. Убедившись, что иероглиф, написанный китайцем из Пекина, китаянке из сианьского кафе непонятен, мы приуныли.
Иероглифы то как раз одинаковые во всем Китае, а вот произношение может настолько сильно отличаться, что китайцы из многих регионов не очень хорошо говорят на стандартизированном китайском. Я подозреваю, что написали 茶, он может означать и чайные листья, кусты. Иероглифы без контекста (например, "пить чай") очень неоднозначны...)
Похоже, что китайцы либо вообще дома едят мало, либо покупают всё необходимое на рынках.
Готовит в основном старшее поколение. В целом по популярности приема пищи наверное так: есть вне дома, заказывать доставку (как у нас Яндекс.Еда сейчас), готовить (редко).
Привычных для жителя любого крупного российского города больших супермаркетов нет вовсе, по крайней мере, нам ни разу не попалось ни одного ни в Пекине, ни в Сиане.
Ну вообще в торговых центрах почти всегда есть гипермаркеты либо Walmart, либо Carrefour. METRO тоже есть, но их ощутимо меньше (как и у нас на самом деле).
По-английски не говорит почти никто. Только персонал в гостиницах, аэропортах и крупных банках, но и там, зачастую, настолько плохо, что дело доходит до курьёзов.
Скажу больше, во многих региональных авиакомпаниях бортпроводники ничего кроме tea/coffee не знают, у меня были и такие друзья)

PS: В целом, в Китае нет традиции пить чай после каждого приема пищи (как у нас). В повседневной еде вообще не пьют. В ресторанах, пока готовят твой заказ, обычно приносят чай (иногда его водой называют) то ли из цветов, то ли из еще чего-то, я сам так и не разобрался.
PPS: Я и да, я не зануда )
 
Они даже слова drink не знают. Неужели в школах нет английского? Общаться одно мучение
 
Реклама
Вечером состоялся военный совет, на котором было принято решение атаковать Национальный музей на площади Тяньаньмэнь, поскольку нам казалось, что там должно быть поменьше народу. Главное было встать пораньше, чтобы попасть туда, пока остальные ещё спят.
На следующее утро мы вышли из гостиницы в десятом часу и, спустившись в метро, поехали в сторону станции «Тяньаньмэнь». Поезда шли забитые под завязку, как в часы пик в Москве, и мы сразу догадались, куда едут все эти люди. Действительно, на "Тяньаньмэне" большая часть пассажиров вышла. Вместе со всем этим потоком мы медленно двинулись к выходу и, оказавшись на улице, увидели, что вся площадь забита людьми. К счастью, большая их часть шла в сторону Запретного города, но и у музея, находившегося тут же недалеко, тоже стояла приличная толпа.
Вход в музей, как оказалось, был для всех бесплатным. Это было очень приятно, поскольку в Китае бесплатного вообще очень мало, а цены на посещение различных достопримечательностей, как правило, сильно кусаются. Музей огромный, а внутри кажется ещё больше, чем снаружи. Четыре наземных и один подземный этаж – это нескончаемая галерея залов, в которых представлена вся история Поднебесной с каменного века до наших дней. На первом этаже находится коллекция искусства современной нам эпохи, и там мы долго не задержались. Зато в залах, посвящённых истории древнего и средневекового Китая, застряли надолго. Именно там собраны все те всемирно известные сокровища китайской цивилизации, которые определяют её уникальный характер – бронзовые шанские сосуды, изделия из фарфора, терракоты и нефрита, самобытная живопись и каллиграфия.

Национальный музей на площади Тяньаньмэнь.

P1040965.JPG


P1040755.JPG


Один из залов был отдан под проходившую в те дни выставку музеев Италии, но в целях экономии пришлось отказаться от её посещения, так как вход туда был за отдельную плату, кажется 20 юаней с человека. И какой смысл изучать итальянскую культуру в Китае? Итальянскую культуру надо изучать в Италии, по-моему.
Было что посмотреть не только в выставочных залах, но и в коридорах. Как и во многих музеях мира, там масса лавочек, торгующих всякой всячиной, среди которой преобладали ювелирные изделия, в основном с излюбленным у китайцев нефритом, и фарфор. Украшения и поделки из нефрита стоили дорого, к тому же, у нас уже есть нефритовый браслет, купленный мной в Шанхае в 2006 г., поэтому мы выбрали сувенир попроще. Это подставка для благовоний из молочно-голубого фарфора, с традиционным львом у основания, и по виду больше похожая на ложку для обуви. Правда, в таком качестве мы её использовать не решаемся. Впрочем, как курительницей мы ей тоже не пользуемся – в доме нет благовоний, всё руки не доходят купить.
Китайская культура не только прекрасна, но и самобытна, и пропустить здесь этот музей, я думаю, было бы неправильно. Конечно, всё показать невозможно, но я всё же постараюсь выложить фото, которые дадут представление хотя бы о некоторых её основных особенностях и направлениях.
Начнём с каменного века. Более 5 тысяч лет назад, когда Европа ещё была покрыта дремучими лесами, по которым бегали не менее дремучие европейцы, а свет цивилизации робко теплился лишь в Греции, в Китае уже процветала неолитическая культура Яншао.

Керамический сосуд в виде орла из провинции Шэньси. 5000-3000 гг. до н.э., Яншао.

P1040867.JPG


Теперь перейдём к бронзе. В эпоху династии Шан, примерно соответствующей в Европе периоду Троянской войны, а на Ближнем Востоке - правлению Тутанхамона в Египте, китайцы достигли невероятного мастерства в технике литья из бронзы. На мой взгляд, непревзойдённого мастерства.

Бронзовая голова человека из Сычуани. Эпоха Шан (XVI-XI вв. до н.э.). Наши авангардисты на фоне этого чуда смотрятся откровенно убого.

P1040891.JPG


Особенно поражают воображение свой тонкой, вычурной работой и разнообразием форм бронзовые сосуды для вина, аналогов которым в мире больше нет.

Как вам это? Бронзовый сосуд для вина эпохи Западная Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.).
P1040878.JPG


Смотришь на этот сосуд и частично понимаешь деятелей вроде фон Деникена или Мулдашева, которым повсюду мерещатся пришельцы и атланты. Как говорится, не боги горшки обжигают...

Очень характерные бронзовые колокола эпохи Весны и Осени (VIII-V вв. до н.э). Использовались в качестве музыкальных инструментов типа перкуссии.

P1040786.JPG


Посмотрите теперь на этот погребальный костюм, обнаруженный в провинции Хэбэй, и попробуйте догадаться, из чего он сделан. Ответ ниже, под фотографией.

Погребальный костюм князя Лю Сю, правителя Чжуншани. Раняя Хань (II - I вв. до н.э.).

P1040901.JPG


Ответ: это не металл, не дерево, и не кость. Это нефрит. 1200 маленьких кусочков, соединённых 2500 кусочков золотой проволоки! Впечатляет, правда?

Терракотовая армия из Шэньси, Ранняя Хань (II в. до н.э.). Своего рода уменьшенная копия армии Цинь Шихуанди.

P1040904.JPG


В танскую эпоху распространение получила особая "трёхцветная" техника изготовления керамических изделий саньцай, мастера которой достигли небывалых высот реализма и выразительности в фигурах людей и животных.

Статуэтка коня из Шэньси. Техника саньцай. Тан, VIII в.

P1040956.JPG


Хотя эпоха Тан считается вершиной развития китайской государственности и культуры, мастера последующих эпох тоже не лаптем щи хлебали. Достаточно посмотреть на этот головной убор минской эпохи.

Корона феникса императрицы Сяодуань. Мин (XVI-XVII вв.).

P1040962.JPG


В историческом музее мы провели больше четырёх часов, так что обед оказался сильно сдвинут к вечеру.
Из ресторана мы вернулись в гостиницу и больше в тот день уже никуда не пошли, скоротав вечер в номере, хоть и напрочь лишённом окон, из-за расположения на цокольном этаже, но вполне уютном и оснащённом всеми удобствами. Назавтра мы решили поехать на экскурсию в пекинский музей авиации. И если Национальный музей - это взрыв мозга для историков и искусствоведов, то музей авиации - для всех, кто любит самолёты.
 
Последнее редактирование:
Поэтому мне и удивительно, что китайцы столько путешествуют, а английский не знают.
 
Этот музей не входит в число дежурных мест, в обязательном порядке посещаемых туристами, поэтому о самом его существовании я узнал только благодаря своему постоянному присутствию на специальных авиационных сайтах в интернете. Там же я пытался найти и сведения, как туда добраться, однако, не очень в этом преуспел. На одном сайте я нашёл краткий отчёт человека из России с подробным описанием способов и маршрутов проезда. Сам он ездил туда на такси, заплатив за это удовольствие 400 юаней (4000 р.), что для нас было совершенно неприемлемо, поэтому я принял к сведению только ту часть его статьи, которая касалась проезда на общественном транспорте.
Наутро, встав пораньше, мы сели в метро и поехали на север. Нужно было добраться, как советовал тот русский путешественник, до станции «Тяньтунюань Северная», которая находится на той же 5-й линии, что и наша «Чжанцзычжунлу», будучи её конечным северным пунктом. Там надо было сесть на 945-й автобус и ехать до нужной остановки. Правда, при этом нигде не уточнялось, как она называется. Оставалось надеяться на бумажку, привезённую из дома, где иероглифами было написано название музея: 中国航空博物馆, что в примерной латинской транскрипции пишется Zhōngguó Hángkōng Bówùguǎn, а по-русски «Чжунго ханкун боугуань».
На метро ехали долго, минут сорок. Наконец, поезд остановился на конечной станции, и мы спустились вниз, на улицу. Возле «Тяньтунюань Северная» находится большая автостанция, откуда идут автобусы в северные пригороды столицы. Они останавливались как на полукрытых перронах, находящихся на огороженной площадке, так и прямо на проходящей рядом широкой улице, но нигде нам не удалось увидеть нужный автобус №945, хотя мы с четверть часа бегали по автостанции.
В итоге мы выяснили, что 945-й - это деза, а ехать нужно на автобусе №643. Ехали час двадцать, причём, час еле ползли в пробке.
Рядом с остановкой, на развилке, стояла стела, на которой красовалось название музея, поэтому мы двинули вслед за народом по прямой дороге, шедшей по совершенно ровной и безлесной местности в сторону гор вправо от шоссе. В общем, заблудиться там трудно, так как дорога ведёт прямиком к музею. Чудом было только то, что мы вообще туда добрались.
Вдоль дороги стояло множество палаток, в которой предприимчивые китайцы торговали всякой снедью. Жена сразу положила на них глаз:
- Дядька, купи кокосовый орех!
Пришлось выудить из кармана 10 юаней и купить ребенку кокос. Китаец быстро срубил у ореха верхушку, воткнул в него трубочку и протянул экзотический плод нам.
- Ой, как вкусно! – довольно пропела Юля, сделав глубокую затяжку.
Так как я сам раньше лишь один раз пробовал коксовое молоко, 10 лет назад в Шанхае, и почти совсем забыл его вкус, то не стал ломаться, когда Юля протянула мне свой напиток.
Между тем, минут за 12 мы дошли до входа в музей. Он находится у подножия невысокой лесистой горы Датаншань, которая выпирает прямо из земли посреди плоской, как стол, равнины, словно часовой горной цепи, возвышающейся километрах в пяти к северу.

У входа в музей. В наших магазинах таких кокосов не встретишь.

Перед входом в музей.JPG


Вход на территорию совершенно бесплатный, однако, там есть несколько мест и экспонатов, за посещение которых нужно платить. Действительно нужно, потому что настоящему авиаманьяку пройти мимо этих мест никак нельзя. К таковым относятся личный Ил-18В с бортовым 232-красный Мао Цзедуна (10 юаней), вырубленное прямо в скале укрытие для самолётов (20 юаней) и крытый ангар, в который мы из-за нехватки времени не успели попасть.

Этот Ил-18 Председателю Мао подарил Хрущёв.

Ильюшин Ил-18В, зн 184007605 бн 232 Личный самолёт Мао Цзедуна.JPG



В принципе, он мало чем отличается от обычной серийной машины...

Ил-18В бн 232, пассажирский салон.JPG



Разве что наличием салона, но и там никакой роскоши нет.

Ил-18В бн 232, салон Председателя Мао (2).JPG


Ил-18В бн 232, салон Председателя Мао (3).JPG


Вообще, музей произвёл на меня неизгладимое впечатление. Если сравнивать его с нашим музеем в Монино, сравнение будет явно не в пользу последнего. Китайский музей больше и благоустроеннее, а почти все экспонаты содержатся в отличном состоянии. Большая их часть – это советские и китайские самолёты, вертолёты и авиационное вооружение, но есть также немало американской и английской техники.
Особенно впечатляет, конечно, упомянутый выше огромный ангар, вырубленный в скале, причём от входа до выхода там метров 200, не меньше. Ширина залов метров по 30, и по обеим сторонам вдоль стен идёт длинный ряд самолётов и вертолётов, затем залы с разнообразными экспозициями, посвящёнными прошлому, настоящему и будущему китайской авиации.

Вход в скальный ангар.

Западный вход в подземный ангар.JPG


К сожалению, не выкладываю здесь фотки из этого ангара. Слишком громоздкий получится отчёт, да и многие фотки там получились не лучшего качества из-за плохого уровня освещённости и ограниченности места, так что часто трудно бывало найти хорошую точку для съёмки. А так, экспозиция там неслабая. Навскидку, для примера, «Канберра», «Спитфайр», «Старфайтер», «Сейбр» и многие-многие другие раритеты.
Рядом с маоцзедуновским «Илом» стоят ещё несколько самолётов, например, вот этот Vickers Viscount 843, использовавшийся для лидеров Китая. 30 июля 1982 г., при выполнении военной миссии, его экипаж, Лань Диншоу и Чжан Цзинхай, пресекли попытку угона. Самолёт благополучно сел в Нанкине. Лётчики были награждены правительственными наградами.

Vickers Viscount 843, sn 453.

Vickers Viscount 843, зн 453.JPG



Музей под открытым небом - это тот же парк, а какой китайский парк без воды? Более удачного места для летающей лодки не придумаешь. Бе-6 ВВС НОАК.

Бериев Бе-6П ВМС НОАК (2).JPG


Между этим прудом и входом в скальное укрытие идёт длинный ряд истребителей. Это, в основном, советские МиГи и их китайские реплики.

Великолепный экземпляр Shenyang J-6III (МиГ-19) sn 4947 ВВС НОАК (1958).

Истребитель Shenyang J-6III (МиГ-19) зн 4947 ВВС НОАК (1958).JPG



МиГ-15бис б/н 1488 и 63862 и Ан-24 ВВС НОАК.

МиГ-15бис бн 1488 и 63862 и Ан-24 ВВС НОАК.JPG
 
Последнее редактирование:
Ещё несколько самолётов из того же ряда истребителей. Там же внушительная выставка авиационного вооружения и учебно-тренировочных ЛА.

Истребитель Chengdu J-7 (МиГ-21Ф) sn 70703 ВВС НОАК.

Истребитель Chengdu J-7 (МиГ-21Ф) зн 70703 ВВС НОАК.JPG



Штурмовик Nanchang Q-5B sn 732006 ВВС НОАК.

Штурмовик Nanchang Q-5B зн 732006 ВВС НОАК.JPG



«Старший брат» предыдущего штурмовик Nanchang Q-5 (A-5) sn Q5-015 BBC HOAK.

Штурмовик Nanchang Q-5 (A-5) зн Q5-015 ВВС НОАК.JPG



Истребитель Shenyang J-8I (он же F-8I) sn J8-0208 (1969).

Истребитель Shenyang J-8I (F-8I)  зн J8-0208 (1969).JPG


Из подземелья мы выбрались только через час, не раньше, и снова очутились на центральной площади, от которой в сторону огромного крытого ангара идёт Аллея героев, где, вместо деревьев, двумя рядами стоят самолёты - с одной стороны истребители, с другой - бомбардировщики.

Центральная площадь.

Центральная площадь (3).JPG



Аллея героев.

Аллея героев (2).JPG


К большим самолётам я питаю особую слабость, поэтому, в первую очередь, отправился туда.

Самолёт ДРЛО Туполев Ту-4 (KJ-1) sn 2806501.

Самолёт ДРЛО Туполев Ту-4 (KJ-1).JPG



Стратегический бомбардировщик Туполев Ту-4 (Н-4) sn 225008 ВВС НОАК. Под левым крылом виден красный БЛА WZ-5.

P1050049.JPG


Кстати, обратите внимание, что китайцы на своих Ту-4 заменили устаревшие поршневые двигатели АШ-73ТК на более современные и мощные турбовинтовые АИ-20, с которыми он смотрится очень брутально.

Стратегический бомбардировщик Туполев Ту-16 (Harbin H-6A) sn 052408 ВВС НОАК.

Harbin H-6A (Ту-16) зн 052408 ВВС НОАК.JPG


Китай, благодаря умелому использованию нашего опыта, уже давно выбился в мировые лидеры по созданию летающих лодок, о чём красноречиво говорит этот SH-5.

Harbin SH-5 ВМС НОАК (1976).

Harbin SH-5 ВМС НОАК, 1976.JPG
 
Последнее редактирование:
Будучи в музее, сложно отделаться от мысли, что это выставка истории вовсе не китайской авиатехники, а нашей. Судя по представленным здесь летательным аппаратам, история китайской авиации - это, на самом деле, история использования китайцами достижений отечественного авиапрома. Наши самолёты составляют большую половину представленных здесь машин, немало, правда, американской и английской техники, с редкими вкраплениями чисто китайских изобретений, как показанный в предыдущем сообщении SH-5 или этот крохотуля Y-11.

Harbin Y-11 sn 00101 авиакомпании СААС.

Harbin Y-11, зн 00101 авиакомпании CAAC.JPG


А вот и техника вероятного противника. Это, в основном, гражданские машины, как этот Douglas DС-8-21 sn 45280-4 б/н N220RB компании Orbis. Это, ни много, ни мало, летающая глазная клиника, подаренная известным филантропом и исполнительным директором неправительственной организации «Орбис» Оливером Футом Председателю КНР Цзян Цземиню 12.03.1994.

Douglas DС-8-21 sn 45280-4 б/н N220RB компании Orbis.

Douglas DС-8-21 зн 45280-4 N220RB.JPG


Другой, не менее интересный зарубежный самолёт Hawker Siddeley Trident-1Е, знаменитый своей революционной, полностью автоматической системой посадки, что для 1960-х годов был, конечно же, очень круто.

Hawker Siddeley HS-121 Trident-1E sn 2130 BBC HOAK.

Hawker Siddeley HS-121 Trident-1E зн 2130 ВВС НОАК.JPG


Но, хотя зарубежной техники и впрямь много, надо не забывать, что многие из них - подарки иностранных государств, и, кроме того, чисто количественно наши самолёты составляли абсолютно подавляющее большинство в китайской авиации, особенно, в военной. Кстати, это касается, видимо, только самолётов. Наших вертолётов я там вообще не помню. Очевидно, по той причине, что отношения между нашими странами испортились ещё до того, как в Союзе развернулось массовое производство винтокрылой техники.

Convair 240-14 авиакомпании САТС.

Convair 240-14.JPG



Curtiss C-46A BBC HOAK.

Curtiss C-46А ВВС НОАК.JPG



Вот Лисунов Ли-2Т авиакомпании CNAC. К детищу какого авиапрома его отнести, нашего, или американского?

Лисунов Ли-2Т авиакомпании CNAC.JPG


Какая-то китайская семья, совсем потеряв страх, поставила палатку прямо под крылом Ан-12 и устроила там пикник. Но, видимо, даже по китайским меркам это было уже слишком и, прежде, чем они успели разложить свою снедь на скатерти в тени большого самолёта, их прогнал оттуда охранник. Даже не пикнув, любители отдыха на природе свернули свои пожитки вместе с палаткой, и быстро удалились. Всё-таки, в китайцах каким-то образом уживается наплевательское отношение к правилам и безоговорочное подчинение представителям власти.
Вот и славно, а то они мешали нам фотографировать.
А какие там у них сокровища! И в каком состоянии! Аж слюнки текли!

Ильюшин Ил-62 sn 11101 б/н В-2024.

Ильюшин Ил-62 зн 11101 бн В-2024.JPG



Ильюшин Ил-12 sn 2505 ВВС НОАК.

Ильюшин Ил-12 зн 2505 ВВС НОАК.JPG



Антонов Ан-26 sn 10309 ВВС НОАК.

Антонов Ан-26 зн 10309 ВВС НОАК.JPG



Туполев Ту-124В sn 5351808 ВВС НОАК.

Туполев Ту-124В зн 5351808 ВВС НОАК.JPG


Мы пробыли там часа три с половиной, и можно было бы остаться ещё на часок, но пришлось уехать пораньше, с учётом того, сколько времени мы потратили на дорогу. Жаль, ноги не дошли до большого ангара.
Обратно ехали на том же самом 643-м автобусе, но на этот раз пробок почти совсем не было, так что до метро мы доехали всего минут за 40, то есть, как минимум на полчаса быстрее, чем утром от метро до музея.
 
Последнее редактирование:
2014, нет, в военном музее быть не довелось. Я даже не слышал о нём раньше. Опять плохо подготовился к поездке. А где он находится?
 
Реклама
Назад