Наконец-то дошли руки до Китая. Мы пробыли там почти две недели, шесть дней в Пекине и пять в Сиане, соответственно, привезли море впечатлений и кучу фоток.
Мы вышли из 851-го автобуса у терминала F и оттуда попали в соседний Е, где сразу прошли на регистрацию рейса HU7986 "Хайнаньских авиалиний". Пока стояли в очереди, я обратил внимание на одну странность.
- Смотри, - говорю жене, - ты заметила, что здесь почти одни китайцы?
Действительно, из примерно сотни человек, стоявших в очередях к стойкам регистрации, всего лишь несколько имели европейскую внешность.
- Да, правда, - удивилась Юля. - Интересно, почему?
- Чёрт его знает! Лично у меня три версии. Первая – китайцам больше интересна Россия, чем русским Китай. И с точки зрения туризма, и с точки зрения бизнеса. Вторая – и русские, и китайцы предпочитают свои авиакомпании. Третья – китайцы богаче нас, поэтому больше нас и летают. Правда, насколько я знаю, средний уровень дохода в Китае меньше, чем в России. Но это в среднем. Зато, учитывая десятикратную разницу в численности населения, общее число обеспеченных людей, могущих позволить себе такой перелёт, у них должно быть значительно больше, чем у нас.
- Но не в двадцать же раз, как здесь! - возразила Юля.
Пришлось согласиться:
- Значит, возможно, играют роль и первые два варианта. А может, нам случайно попался такой рейс, с одними китайцами.
На обратном пути в Москву картина была точно такой же. В общем, знакомство с Китаем началось ещё в России.
Огромный А330-200 с б/н В-5955 был неполный и подавляющее большинство, человек двести, как я уже сказал, китайцы. Почти все с двумя – тремя огромными баулами. Чем они их тут забивали, матрёшками, что ли? Это загадка. Русских – всего с дюжину, может, чуть больше.
Наш А330. Из-за дурацких телетрапов непонятно, что снимаешь - их или самолёт.
Мы заняли наши места у окошка, хотя ясно было, что смотреть будет не на что. Минут через двадцать аэробус, трясясь мелкой дрожью на мокрой полосе, взмыл в ночное небо. Уже через минуту огни на земле, вместе с надеждой увидеть сверху родной дом, скрылись за плотной пеленой облаков, и нам осталось разве что наблюдать за действиями бортпроводников, чтоб не пропустить желанный для каждого пассажира момент, когда в проходе появится высокая, вкусно пахнущая тележка с бортпитанием.
Этот момент наступил примерно через час, и "Хайнаньские" нас в этом отношении совсем не разочаровали. Кормили два раза и очень хорошо. Ужин состоял из лапши с гарниром из морепродуктов или курицы на выбор, салата из острой морковки, пирожного, кусочка масла и плавленого сыра, булочки, соков и чая-кофе. Даже вино было, белое и красное. Приятно было вкушать все эти яства и наблюдать, как вокруг тебя, покачивая бёдрами, плавно, с восточной грацией, скользят китайские стюардессы. Почти все, кстати, очень красивые. У нас в "Аэрофлоте" девчата, конечно, не хуже, но, всё-таки, российскому национальному перевозчику не следует забывать, что путь к сердцу пассажира зачастую лежит через его желудок.
Глядя на такое изобилие даже вегетарианец станет рыбоедом. Как это произошло с моей женой.
После вкусного ужина мы с удовольствием посмотрели каждый свой фильм, благодаря наличию в креслах индивидуальной мультимедиа-системы, а потом несколько часов поспали, пока хайнаньские красавицы не разбудили нас к завтраку.
За окном было уже светло, но земля просматривалась плохо из-за облаков и яркого солнца, которое било прямо в иллюминатор. Однако, когда вскоре после завтрака наш лайнер приступил к снижению, их пелена заметно поредела. Солнце тоже перестало мешать, так как самолёт выполнил разворот влево почти на 90 градусов.
Внизу проплывали высокие горы, сморщившие землю исполинскими складками. Кое-где виднелись тонкие ниточки рек и кубики небольших селений, но больше всего меня заинтересовали ветряки. Местами они усеивали склоны гор целыми группами штук по двадцать, неспешно перемалывая воздух своими гигантскими лопастями.
Через несколько минут горы внезапно закончились, резко перейдя в плоскую, как стол, равнину. Восьмичасовой полёт подходил к концу. Ещё немного, и мы уже очутились над окраинами Пекина. Замелькали аккуратные квадраты кварталов с современными высокими зданиями, широкие прямые проспекты, запруженные потоками машин.
Видео снижения в Пекине.
Воздух здесь, такой прозрачный над горами, стал совсем другим. Над городом висела густая дымка. Знаменитый пекинский смог, о котором я читал ещё дома, потом подпортил нам немало потенциально отличных фотографий.
После приземления мы достаточно быстро очутились в здании терминала 2 столичного аэропорта Шоуду и ещё быстрее прошли все пограничные формальности, которые свелись только к проверке наших виз и паспортов. Ручную кладь не проверяли вообще.
Аэропорт Шоуду, как и весь Китай, удобный и современный.
В аэропорту, с помощью местных сотрудников, мы нашли станцию метро линии "Аэропорт Экспресс" и, заплатив по 25 юаней (примерно 250 рублей), сели в вагон состава, идущего в город. Поезда на этой линии самые обычные, за исключением удобных, мягких кресел, развёрнутых по линии движения, как в нашем аэроэкспрессе. Примерно половина получасовой поездки до конечной станции метро "Дунчжимэнь" проходит по открытым участкам с прекрасным видом на город, так как линия проложена на довольно высокой эстакаде.
Мы с интересом глазели в окна. Прежде всего, приятно поразило обилие зелени на пекинских улицах. Все деревья, среди которых преобладали тополь, ольха и ива, высажены правильными рядами вдоль дороги, и все они уже были покрыты листвой, что для москвича непривычно, так как у нас это происходит более чем на месяц позже. Много и хвойных пород – ели, сосны, туи.
Заметили мы и ещё одну особенность. По улицам в большом количестве сновал 2-х и 3-колёсный транспорт самых разных видов – велосипеды, мотоциклы, мото- и велорикши, мопеды, самокаты. Именно это, пожалуй, сразу бросается в глаза, когда впервые попадаешь на улицы любого китайского города.
Таким мы впервые увидели Пекин из вагона метро.
Ещё в самолёте мы составили план действий на ближайшее время, то есть до обеда. Поскольку в гостиницу пускали лишь с двух часов дня, а было только начало десятого утра, у нас было довольно свободного времени, которое надо было потратить с толком.
- Пойдём в зоопарк, - предложил я Юле, хотя хорошо знал, что эта идея не вызовет у неё особого энтузиазма, так как она зоопарки не любит. Пришлось объяснять, что это единственный вариант, как прокантоваться до заселения в гостиницу, ибо, с учётом времени на дорогу, у нас в запасе три часа, и этого не хватит больше ни на что другое. Нет, можно, конечно, приехать в гостиницу и вечером, но тогда придётся целый день таскать за собой совсем не лёгкую сумку. Для зверинца же трёх часов вполне достаточно. Кроме того, там можно посмотреть на панду.
Добраться до него на метро очень просто – на английском эта станция так и называется
Beijing Zoo, то есть "Пекинский зоопарк". Там мы вышли на поверхность и вот, впервые после самой Москвы, очутились на улице. Конечно, мы ещё из самолёта и поезда метро видели, что в Пекине тепло, но одно дело видеть, а другое – почувствовать на себе. Коротко говоря, мы попали в самое настоящее лето. На безоблачном небе ярко сияло солнце, а температура была явно за +20. Куртки мы давно сняли и таскали в руках, но и в кофтах моментально вспотели, так что с удовольствием сняли и их. Юля, большой любитель тепла и солнышка, аж приплясывала:
- Да тут прямо курорт, везёт же людям! - радовалась она. - Вот это я понимаю, погода, не то, что в Москве!
- Да, - согласился я с ней. - Здесь тебе не там. У нас ещё снег лежит. Повезло нам с погодой, это факт!
Вот он, этот любимый мишка всех детей планеты. На него и вправду невозможно смотреть без улыбки.
Действительно, за все почти две недели в Китае, мы не могли нарадоваться на погоду. Ни разу не было холоднее +20 при полном отсутствии осадков. Даже в Крыму или Сочи мы не могли бы в это время рассчитывать на большее. Похоже, что конец марта-начало апреля – лучшее время для посещения Центрального Китая.
Зоопарк просто прекрасен. По сути – это обычный парк в традиционном китайском стиле с обязательными озёрами, каналами и каменными композициями, в котором по совместительству размещается ещё и зоопарк. Кстати, особые китайские "дырявые" камни тайхуши, пожалуй, самая характерная примета всех китайских парков. Видно, что китайцы их очень любят, потому что я встречал их во всех китайских парках, где удалось побывать – и в Пекине, и в Сиане, и в Шанхае.
Весь зоопарк утопал в зелени и цветах, а в воздухе стоял пьянящий запах цветущих сакуры, жасмина, персика и множества других деревьев и кустарников.
Пекинский зоопарк - очень красивое место. Идти туда надо непременно.
Особенно, конечно, бросалась в глаза словно пенящаяся розовыми цветами сакура. Здесь мы поняли, что Пекин – настоящий южный город. Правда, мы не видели пальм, цитрусовых, бананов и других тропических и субтропических культур, которые можно встретить у нас в Сочи, но в целом, пекинская фауна и флора очень напоминают крымскую. Здесь повсюду можно встретить горлинок и голубых сорок, обычны кипарисы, гималайские кедры, магнолии, платаны, гингко, мушмула и многие другие теплолюбивые растения. И, конечно, бамбук, куда ж без него в Китае? Хотя я, признаться, не ожидал увидеть его здесь, так далеко на севере.
В зоопарке очень много не только зелени, но и воды.
На самом деле, географически Пекин находится почти точно на 40-й параллели. Это значительно южнее, чем Сочи или Французская Ривьера, однако, в находящихся на одной широте с ними и не так далеко к северу от Пекина Внутренней Монголии и Южной Маньчжурии зимы очень суровы, и весна не приходит так рано. Очевидно, в Пекине климат гораздо теплее благодаря мощным горным хребтам с максимальными высотами под три тысячи метров, опоясывающих город полукольцом с севера и запада. Эти горы служат надёжным заслоном от холодных зимних ветров из Гоби и Маньчжурии.
Цветущая форзиция, что может быть прекраснее?
Пробыв в зоопарке часа два, мы отправились искать нашу гостиницу. Её поиски превратились в настоящий квест. Судя по карте в распечатке нашей брони, отель "Пинаньфу" находился недалеко от улицы Дунсыбэй, аккурат между станциями "Дунсы" и "Чжунсычжунлу". Но из-за того, что карта была кривая, сначала мы протопали целую версту в другую сторону. И это по китайским улицам, по которым ходить вообще небезопасно. Участники дорожного движения здесь, и пешеходы, и водители, решительно отказываются соблюдать элементарные правила дорожного движения. Попросту плюют на них, а заодно на всех окружающих.
Кстати, многие велосипеды, мопеды и рикши выглядят забавно из-за того, что изобретательные китайцы, дабы не мёрзнуть, снабдили их своеобразным утеплением, похожим на тёплую стёганую куртку с рукавами. Всё это закреплено на руле и заканчивается тёплыми рукавицами.
Тем временем, мы очутились в гостинице и сразу же убедились, что общение с китайцами – это отдельная эпическая песня. По-английски не говорит почти никто. Только персонал в крупных гостиницах, банках и аэропортах, но и там зачастую настолько плохо, что дело доходит до курьёзов. В нашей гостинице, к примеру, после долгого объяснения сначала по-английски, а затем с применением пальцев, что нам нужен фен, один китаец, наконец, заулыбался и через минуту принёс... расческу! В кафе тоже очень долго объясняли, что нам нужен чай и апельсиновый сок, в итоге так и ушли томимые жаждой. Хорошо, хоть поели, да и то только потому, что изображения блюд висели на стене, и мы просто ткнули в них пальцем и показали, опять же пальцами, сколько.
Общаться с китайцами на их языке, если не владеешь им, тоже мука. На другой день мы пришли в то же кафе, при помощи персонала нашей гостиницы уже выучив слово "чай" ("ча" – почти как у нас) и, для пущей верности, с иероглифом "чай" на бумажке, но свой напиток получили лишь после предъявления иероглифа. Эту бумажку мы потом заботливо довезли до Сианя, где с английским ещё хуже, но там и она не помогла. Это был анекдот похлеще того фена. Но об этом расскажу позже, когда дойдём до Сианя.
Настоящая китайская еда пробуждает в человеке самые тёмные инстинкты.
Зато порции в китайских кафе такие, что двух спокойно хватит на четверых, при средней цене чека 500 рублей на двоих. Решив вопрос с жильём, мы пошли обедать в один из типичных китайских ресторанчиков, которыми забита вся улица Дунсыбэй. За 55 юаней нам навалили такую тарелку лапши с мясом, что я едва осилил половину, а также шесть чебуреков с черемшой плюс литровый чайник зелёного чая. Заведение очень понравилось своим местным колоритом, демократичными ценами и вкусной стряпнёй, так что там мы и стали почти постоянно столоваться. К тому же, в китайском общепите не берут чаевые. Такого понятия там вообще не знают.
Увы, не довелось попробовать знаменитой утки по-пекински. Юля мяса (тогда) не ела, мне много жирного нельзя, а брать целую утку, чтобы оставить почти всю её на столе, было жалко. Забирать же с собой оставшееся мясо не имеет смысла, так как эту утку надо есть исключительно свежеприготовленной - остывшая она мало отличается от обычной синей утки из магазина.
А вот в продуктовых магазинах все очень дорого, и их очень мало. Привычных для жителя любого крупного российского города больших супермаркетов нет вовсе, по крайней мере, нам ни разу не попалось ни одного ни в Пекине, ни в Сиане. Есть лишь небольшие магазинчики, но ассортимент в них очень скудный. В основном, спиртные и безалкогольные напитки, чипсы, сублимированная лапша, сладости, кое-какая молочка, главным образом, йогурты. Всё. Колбасы, масла, сыра, мяса, рыбы, круп – ничего этого нет. Похоже, китайцы либо вообще дома едят мало, либо покупают всё необходимое на рынках. Но и они нам тоже не встречались ни разу, за исключением овощных.
Кстати, на этих овощных рынках можно купить такие изумительные фрукты, каких у нас днём с огнём не сыщешь. Например, мы постоянно брали там большое зелёное и жёлтое манго, очень сочное и сладкое. Кроме того, там вкуснейшие клубника и кокосы, внутри которых чуть ли не литр молока, всегда холодного и освежающего в любую жару. Не считая других экзотических плодов, типа личи, мангостина или знаменитого своим зловонным запахом дуриана, который мы, впрочем, так и не попробовали.
Хутун - кусочек старого Китая.
Кроме зоопарка, ничего героического в первый день мы не совершили, кроме небольшой прогулки по району, где, между прочим, имели возможность воочию увидеть традиционный старинный квартал "хутун", которые ещё кое-где сохранились в стремительно меняющемся Китае. В хутуне же нам попался и небольшой чайный магазинчик с большим выбором всякого рода этого полезного напитка, но вот ассортимент чайных сервизов там был скромный.
Между тем, покупка настоящего китайского фарфора была одной из меркантильных целей нашей экспедиции в Срединное государство. Решили, что торопиться не стоит, ибо такого добра, как фарфор в Китае, конечно же, завались, и вышли оттуда без покупок.