Прямая / обратная индикация - какая безопаснее?

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
профессиональный пилот (летающий за зарплату) должен уметь работать и на той и на другой индикации.
Однозначно.
Но таки статистика вещь упрямая, по Росси те же общемировые 16 процентов АП по причине ППО пришлись таки на самолёты как ни странно, с прямой индикацией.
 
Реклама
И что же может помешать пилоту крутить на скайпоинтер?
А это уже вопрос к Ariec 71, это его слова были:
Пилоты, привыкшие летать в автомате, с общеизвестными проблемами деградации навыков пилотирования в сложившейся системе, в сложном положении будут себя чувствовать отнюдь не комильфо, подвергаясь иллюзиям, испытывая проблемы в определении ПП. В этих обстоятельствах даже самое простое действо (крутить на скайпонтер) может стать невыполнимым.
 
Последнее редактирование:
Читайте, в статье ссылается.

Ну что ж, читаем статью товарища Коваленко:
4 Коваленко П.А. Пагубное влияние прямой индикации в авиагоризонтах на катастрофу самолета Boeing-737, 14.09.08 г. под Пермью и другие авиапроисшествия. Психологическое (libed.ru)

«11.18. В сертификационных документах США еще в 2007 году (Advisory Circular AС No:25-11A введенном в действие U.S. Department of Transportation Federal Aviation Administration 21.06.2007) [7], введена норма допускающая установку на борт ВС Гражданской авиации «обратной»

Смотрим ссылку № 7
7. Григорьев И.И. Драматическая индикация углов крена и тангажа на летательных аппаратах./ М.: Вестник МНАПЧАК № 3(34), 2010, с. – 53.

Собственно, вот он: 1589.pdf (skybrary.aero)
Найдите там подтверждение словам товарищей учёных!

Я, в свое время, попытался порыться в этих циркулярах, удалось найти только вот это:
"Both fixed airplane reference and fixed earth reference bank pointers (“ground and/or sky” pointers) are acceptable as a reference point for primary attitude information. A mix of these types in the same flight deck is not recommended."
Но это не про ОИ.

Товарищи учёные тоже читали и кое что нашли:
Kovalenko-Aiagorizont-2011.pdf (usability.ru)
Стр.70:
Так согласно Advisory Circular AС No:25-11A введенном в действие U.S. Department of Transportation Federal Aviation Administration 21.06.2007 [7], в п 1.1 Приложения 1 содержатся следующие требования по угловому положению: «Масштабированное отображение тангажа должно быть таким, чтобы во время нормальных маневров (например, захода на посадку или взлета на высокой энерговооруженности) горизонт оставался виден на индикаторе с наличием по крайней мере 5-градусного запаса по тангажу.

И далее на Стр. 71:
«Аналогичные требования содержались и в более ранних Нормах США, что позволило сертифицировать на западе отечественные летательные аппараты с АГ типа ВсЗ (например, вертолет Ка-26 был сертифицирован по FAR-29 в 1969 г. в ФРГ, Швеции, Японии и Польше).

Согласитесь: сертифицировать отечественный вертолёт и « разрешить установку авиагоризонтов с «обратной» индикацией на ВС…тем самым подтвердив регрессивность концепции «прямой» индикации.»." - это совсем не одно и тоже!
Утверждать обратное — выдавать желаемое за действительное.
Чем и занимаются здесь адепты ОИ.
 
Последнее редактирование:
...Собственно, квинтессенция* здесь
http://www.usability.ru/sources/Kovalenko-Aiagorizont-2011.pdf -- на странице 100, пункт 10.4
Цитата: "37 летчиков одной изведущих российских авиакомпаний в модельных, катастрофе, условиях определяли пространственное положение и вывод воздушного судна (ВС) в горизонтальный полет по авиагоризонту с «прямой» индикацией крена и тангажа («вид с ВС на землю»). При этом 29 летчиков (78,4%), допустили ошибки при определении направления крена и тангажа, они61 раз (16,4%) ошибались при определении направления крена и 44 раза (11,9%) при определении направления тангажа, то есть путали левый и правый крен, а также кабрирование и пикирование."
Ок. левый и правый крен недумающий пилот может перепутать. Но тангаж!? На PFD не отличить синее от коричневого??? Это куда надо смотреть? Или там все с Миг-15 пересели?
 
Ок. левый и правый крен недумающий пилот может перепутать
Не надо думать, надо определять. А с этим проблема, и когда приходится ещё и думать, ошибки возрастают.
Да и потом, адепти ПИ вам скажут, что все это неправда, статья заказная под влиянием лобби, пытающихся осчастливить мир своей индикацией. За деньги:)
Что даёт беглый Гугл. То и даёт. Не только местные юзали все типы индикацией. Для простых положений достаточно ПИ, можно поставить знак равенства с ОИ, в сложных положениях однозначно выруливает ОИ.
Как то так.
 
Вы зацепились на слово "бездумно", но при этом проигнорировали факт, что 29 лётчиков из 37 допустили неверное определение тангажа. Что, по-моему скромному мнению, не зависит от типа АГ, но зависит от навыков пилотирования. Тем самым превращая выборку в пшик. Скажите, чтобы определять думать совсем не нужно? "Петька приборы? -- 35! -- Что 35? -- А что приборы?"
 
Или там все с Миг-15 пересели?
Если бы перевели с 15/17, то ни один бы не ошибся.))) В начальной подготовке было упражнение по выводу из сложного положения в "живом" полете. Да, АГ там несколько интересно выполнен по тангажу, но показания соответствовали - если набор, то синего больше, если снижение, то больше коричневого. Готовили пацанов как положено, а не как "принято во всем мире".))
PS. На Л-29 такого упражнения не было, хотя программы, за исключением БП, в принципе были одинаковые...
 
Advisory Circular AС No:25-11A введенном в действие U.S. Department of Transportation Federal Aviation Administration 21.06.2007) [7], введена норма допускающая установку на борт ВС Гражданской авиации «обратной»
Вот именно. Допускающая норма, но не обязыающая. Кроме того в этом любопытном документе прямо сказано, что что он не является прямым руководством к исполнению, а носит характер методических указаний. (This material is neither mandatory nor regulatory in nature and does not constitute a regulation. It describes acceptable means, but not the only means, for demonstrating compliance with the applicable regulations ). Забавная цитата: "Information to perform effective manual recovery from unusual attitudes using chevrons, pointers, and/or permanent ground-sky horizon on all attitude indications is recommended ".
 
Реклама
Ага... Кабрирование в тёмное и.... Вот уж реально людям в головы вбивали гвоздями. Просто потому. что конструктор ленивый.
Не стоит судить о том, что видели только на картинке. Все осваивать за 5!!!часов вывозной. Ни какого кабрирования в тёмное.
Да, вбивали уметь грамотно летать. Только и всего. И неплохо получалось. Это с ОИ на ПИ.
 
Строем часто ходили? А новобранцем? Сразу научились, с пелёнок?
Уважаемый, я бы с Вами ещё поспорил, но разные весовые категории. Я чистый практик, который "ходил строем" и бывал не раз "новобранцем". О чем ни капли не жалею.))
 
Мои ощущения от ПИ на тренажёре: в первую очередь я вижу небо и зеилю. Затем горизонт (насколько я сильно наклонён) и только затем ундикацию углов крена и тангажа. Может так неправильно. Но мне это кажется естественным, вот действительно на инстинктах: кабрируем или пикируем - крутимся или нет - выходим к горизонту и потом думаем насколько сильно.
 
Я чистый практик, который "ходил строем"
Я к тому, что в армии новобранцев тоже учат ногами хотить, по плацу, под счёт и с песней. Сначала учат думать как хотить - потом к этому появляется привычка.
 
Вот именно. Допускающая норма, но не обязыающая. Кроме того в этом любопытном документе прямо сказано, что что он не является прямым руководством к исполнению, а носит характер методических указаний.
Но я никакого упоминания про авиагоризонты обратной индикацией там не нашел.
Может кому повезло больше?
 
И это правильно. Ничего не имею против ОИ по крену. Но ОИ по тангажу - это идиотизм. Ручка (штурвал) на себя - нос вверх - индикация вниз.
Нет там такого. Нос вверх на приборе больше синего. Не важно откуда оно выползает. Ну такая конструкция. Как говорили великие люди в авиации: летчик должен свободно летать на том, что летать может и с трудом... Ну Вы знаете. Поэтому сопли распускать не имело смысла.
В данном вопросе со многими согласен, что все зависит от подготовки. И уж коль есть какая то статистика (право каждого соглашаться с ней или нет), то и реакция должна быть соответствующая направленная именно на практическую подготовку ЛС. А не очередное после кучи гробов: "Повторно изучить с ЛС разделы..."
 
Реклама
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад