Прямая / обратная индикация - какая безопаснее?

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Реклама
Это что значит? Горизонт что ли? А как же:
Так, к чему этот ряд наводящих вопросов. Было разъяснено ясно и понятно для любого пилота, пересаживающегося с ПИ на ОИ
Ещё на мозоль надо было наступить.
Что бы не роняли вертолеты.
 
Было разъяснено ясно и понятно для любого пилота, пересаживающегося с ПИ на ОИ
В наше время таких не бывает🤣 А у меня это так, даже не эпизод, каприз художника.
P. S. Кстати, на Ми-8АМТШ стоят АГ ПИ. Специально узнал. Вот так-то.
 
А как раз для этого в АГ и ставят гироскопы. В инерциальной было бы достаточно грузика на ниточке или воды в стакане.

Так и в неинерциальной физическая (также и та, которая вестибулярным аппаратом оценивается) вертикаль определяется именно грузиком или поверхностью воды. Кстати, вот и третья система отсчета.
 
Так и в неинерциальной физическая (также и та, которая вестибулярным аппаратом оценивается) вертикаль определяется именно грузиком или поверхностью воды. Кстати, вот и третья система отсчета.
Всё уже давно придумано за нас. В АГД-1 есть и пузырёк...есть и грузик... :)
 
Реклама
А как часто видна линия естественного горизонта?
Фиолетово - есть же линия "горизонта".
Я не знаю как вам, а мне, для понимания горизонтальности полета, достаточно что бы моя личная вертикаль совпадала с вертикалью экрана авиагоризонта и с указателем крена, который - скайпоинтер.
 
Я не знаю как вам, а мне, для понимания горизонтальности полета, достаточно что бы моя личная вертикаль совпадала с вертикалью экрана авиагоризонта и с указателем крена, который - скайпоинтер
У как сложно.
Нам наглядней, без всякого понимания, самолёт без крена, или крен ноль если хотите:)
 
Последнее редактирование:
Так. Провожу инструктаж. На ОИ горизонта нет в принципе как такового. Прибор наглядно показывает значения крена и тангажа. Силуэт самолёта наклоняется в ту или иную сторону по крену, возле соответствующего крыла и отсчитываете крен. Значения тангажа отсчитываются от центра силуэта, положительные на светлом фоне, отрицательные на темном. Про ПИ, небо землю линию горизонта забыть. Воспринимать не думая и не сравнивая с ПИ, так как есть, все так и есть.
Теперь полетели:

Ни разу не имел счастья летать с ОИ даже на симуляторе, но посмотрев видео незамутненным взглядом, ощущения такие что на малых кренах ОИ все же, наверное, проще воспринимается, так как не надо строить в голове положение самолета в пространстве на основе взгляда в "маленькое окошко" АГ. То есть вообще думать не надо: просто видно, что левый крен -- 15 и точка.

Но вот когда кратинка принимает вот такой вид, то понятность показаний серьезно падает:
Screenshot_13.png


ПИ же, напростив, читается лучше просто из-за того, что разница между "землей" и "небом" более очевидна, чем где у "самолетика" верх, а где низ:
photo_2021-03-16_20-32-24.jpg
 
Угу, так лучше. Вот только к чему там по центру еще один силуэт???

К тому, что и самолет по центру тоже изображен силуэтно. ;) Хотя показывает, как мы воспринимаем самолет в развороте "в живой природе".

Кстати, о природе. Согласитесь, что процесс формирования человеком восприятия увиденного - есть реализация его внутренней программы. То есть: "know hоw" от самого Создателя.
И с этим приходится считаться.
Последовательность этой реализации, местами весьма удачно, (без иронии!!!) описана Freelancer выше в https://aviaforum.ru/threads/prjamaja-obratnaja-indikacija-kakaja-bezopasnee.30303/post-2956649 Правда, там он как-то сразу без ничего определил, что самолетик у него дал правый крен, а потом уже начал думать, как объяснить это для непрофи и стал дорисовывать... Ладно мы не о нем. Он - художник, он так видит. Имеет право. В том числе, зашифровывать в своем рисунке нечто, как это не раз случалось в их среде.
Но, вернемся к нашей - улучшенной панораме с силуэтиком на фоне горизонта в правом крене.

авиагор.jpg

Sorry! Художники навеяли! Просьба закрыть спойлер и не отвлекаться!
а-г 3.jpg

Легенда
*, **, *** - рассматриваемые случаи оценки пилотом положения самолета по крену;
1 - корпус АГ;
2 - пилот + * и пилот + *** - наблюдающий сочетание элементов 1/3/4 из самолета;
2 - пилот + ** - наблюдающий сочетание элементов 3/4 с земли;
3 - символ - силуэт самолета, суммирующий 1 и 2;
4 - линия горизонта. общая для этих трех случаев.

Итак: логика оценки для случая **: кто-то управляет самолетом.
Пилот заметил в небе удаляющийся от него самолет и определил, что тот находится в правом крене.
Основание для вывода: разная высота концов крыла силуэта 3 над линией горизонта. Выбор в качестве ориентира крыла, а не ХО - лучшая заметность на фоне.


Логика оценки для случая *: 1 + 2, где 2 - это "пилот*". Принцип - я управляю самолетом с АГ ПИ.
а) мне известно, что линия горизонта на приборе всегда совпадает с линией горизонта за лобовым стеклом кабины.
б) но лобовое стекло сконструировано так (вот же заразы конструкторы!), что для однозначности совпадения этих линий (углов крена) после выхода на визуальный полет надо найти на лобовом стекле подходящий "контрольный" участок и в упор не замечать другие, даже если они лезут в глаза и крупнее. Иначе при положительном тангаже можно получить искаженное визуальное представление о крене (примерно как в левой половине второго фото).
крен2.jpg
крен.jpg

Поэтому все громкие апелляции к совпадению "картинок" до и после выхода на визуальный полет, скажем так, слегка притянуты. ИМХО, не последнюю роль в этом заклинании про совпадение сыграли роль правила составления текста при подачи заявки на патент, где необходимо указать: "отличающийся тем, что..."
в) похоже, что несмотря на знания о том, что пилот, самолет и сам корпус АГ - это единая связанная система, участвующая в формировании привычной пилоту индикации с одной стороны и символ линии горизонта, образованный перпендикуляром к гировертикали, с другой стороны, оказались недостаточно распознаваемы в полете по приборам. Поэтому создателям прибора пришлось составляющие 1 и 2 первой группы объединить символическим силуэтом самолета 3. Причем, крен он не показывает! Только помогает разглядеть сторону крена. Но в большей степени он нужен, чтобы разглядеть тангаж самолета. Точка в центре прибора не столь наглядно показывает тангаж и вести по ней отсчет сложно.
737ng-pfd.jpg

Несмотря на то, что силуэт самолета располагается в центре прибора, детальная информация о пространственном положении самолета складывается из анализа его показаний в центре и взаимного расположения нулевого индекса шкалы кренов и индекса гировертикали на периферии прибора. Т.е. для одного и того же параметра (крен) информация собирается из разных мест прибора.


Логика оценки для случая ***: 1 + 2, где 2 - это "пилот***". Принцип - я управляю самолетом с АГ ОИ.
а) мне известно, что линия горизонта на приборе служит для отсчета тангажа (так же, как и в АГ с ПИ). А также для визуализации крена самолета относительно линии горизонта независимо от положения самолета в пространстве вне видимости земли. Имитация привычного положения наблюдателя: как на земле (случай **) исключает ошибку считывания крена при углах крена более 90 градусов за счет схожести оформления силуэта-самолета с характерным обликом самолета, наблюдаемого сзади. Детализация изображения этого символа позволяет свести к минимуму затенение информации на шкале тангажа.
АГ-ОИ.jpg

б) определение крена самолета при полете в визуальных условиях не является для пилота проблемой. Знание пилотом стороны крена и его величины, которая определяется по опущенному концу крыла силуэта подготавливают его восприятие для встречи с реальным горизонтом. Видимая картина не конфликтует с ожидаемой.
Сам силуэт-самолет является не только указателем стороны крена, но и стрелкой-указателем его величины на шкале по краю прибора. В силу этого силуэт крупнее, лучше различим визуально, и психологически воспринимается как элемент дающий одномоментно больше информации в отличии от силуэта на АГ с ОИ (см. выше).
Иногда возникает разговор о том, что на АГ с ОИ при переходе на визуальный полет пилот встречается с эффектом удвоенного крена, что при беглом взгляде на рисунок *** может показаться правдой. Но угол крена самолета не отражается на положении линии горизонта относительно прибора! Крен 80 градусов может померещиться только тому, кто привык считывать показания с АГ ПИ. В данном случае пилот ожидает увидеть крен 40 градусов, его он и увидит.


Я порассуждал об особенностях индикации на приборах с ПИ и ОИ. Что касается именно индикации, то ИМХО - для меня ОИ выглядит логичней, проще для восприятия.
Но, люди - разные, значит для кого-то и ПИ вполне удобоварима (а возможно и предпочтительнее). Было бы идеально, если пилот на любом самолете мог одним движением выбрать для себя наиболее подходящий ему способ индикации. Вот тогда со временем и стало бы понятно, какой способ будет пользоваться "любовью и уважением народа".

А пока что рассуждения о массовости применения я аргументом не считаю. Ибо действующим фактором в данном случае может оказаться простота в изготовлении/ себестоимость и даже способности проталкивать свою конструкцию всеми известными способами. Нам эти материи для анализа недоступны.
Возможно, что современные спосбы выведения на приборную панель необходимой в полете информации дадут толчок к разработке новых видов электронной индикации.
И также хочется надеяться, что разработчики дадут программистам для реализации в софте не скороспелые "гоночные" решения, лишь внешне отличающиеся от конкурентов, но продуманные и проработанные с позиций авиационной медицины задачи отображения важной информации. Для простого и логичного их отображения, которое позволит увереннее и безопаснее провести "Upset recovery".
 
Но, люди - разные, значит для кого-то и ПИ вполне удобоварима (а возможно и предпочтительнее).
Не личном к вам
Разве что с приставкой вполне.
Линия горизонта, как тут решили ранее, фиолетова. И получается, она что суслик, ее не видно, но она есть.

Потом, тема птички не раскрыта сторонниками ПИ. Почему она в форме таки самолёта, и таких размеров:)
И какой вид индикации принимает взгляд на маленькую птичку на фоне индицииуемого горизонта:)
 
Последнее редактирование:
А чем она удобоварима?
Линия горизонта, как тут решили ранее, фиолетова. И получается, она что суслик, ее не видно, но она есть.
Удобоваримее тем, что в ПИ чтобы понять, грубо говоря, кверху колесами мой самолет или еще нет, мне нужно вглядываться вот в этот самый тоненький самолетик. На статичной картинке это не составляет труда, но в динамике все становится сложнее, насколько я мог судить по вашему видео.

В ОИ понять это значительно проще: у тебя половина прибора синяя (светлая), другая коричневая (темная) -- это тупо более заметно и понятно: синее внизу -- значит вверх ногами.
 
Реклама
мне нужно вглядываться вот в этот самый тоненький самолетик.
Это вам нужно.

В ОИ понять это значительно проще: у тебя половина прибора синяя (светлая), другая коричневая (темная) -- это тупо
Это картинка. Тангаж увеличьте и вращения добавьте.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад