Прямая / обратная индикация - какая безопаснее?

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Я не поняла почему все принялись отвечать мне, хотя я только уточнила, что такое прямая или обратная индикация. Какой-то полезной информации с моей стороны было ровно ноль. :)
Зато пилотам, отвыкшим за годы "бескреновых" полетов от оценки крена, Sky Pointer ОДНАЖДЫ чисто гипотетически может спасти жизнь.
Только в этом его польза и смысл нахождения на PFD.
Лично мне показалось, что только Sky Pointer в прямой индикации единственная адекватная подсказка в этом странном "зазеркалье". Я не знаю как пилоты привыкают к такой индикации и как ориентируются, но мой мозг перегревается, когда я пытаюсь хотя бы на картинке понять - правый это крен или левый. И только он, Sky Pointer, возвращает пространственные ориентиры на свое место. :)
 
Реклама
Ташка, ей богу, ничего зазеркального в этом нет - если вы начинаете с визуальных полетов, то это вполне естественная индикация.
Боюсь сейчас еще и вечная дискуссия по поводу QNH/QFE и футов/миль вместо метров начнется :)

Если не будет лень - подвешу GoPro на кабину сзади себя, чтобы видно было одновременно и горизонт и авиагоризонт и поснимаю для вас как это выглядит - сразу станет понятнее. Очень много из практического видно только своими глазами и тяжело воспринимается со слов. Вывозил тут одного молодого человека испытывать его самопальный авиагоризонт, написанный на яваскрипте. На словах объяснения о leans и о неподходящих характеристиках акселерометра в ноутбуке не воспринимались - а как показал, что это такое в реале, - сразу стало понятно. От идеи вроде отказался :)
 
Ташка, А разве обидно, что свора эрудированных в своей области ... м-м-ммм...менов, кинулись наперебой отвечать Вам? :)

По поводу крена :)
Даже качественная оценка выполняется просто по положению горизонта. Sky Pointer существует для случая, когда горизонт уехал из поля зрения. А это уже ближе к предсмертным конвульсиям, чем к уверенной жизнедеятельности.
 
Отвечаю сразу всем. :)

Мой первый и единственный пока опыт "полетов" был на тренажере. До того момента я только читала споры про индикацию, и никак не могла понять, чего все так спорят - и тут и там все предельно ясно. И вот в один момент сразу и поняла о чем весь сыр-бор. Попа накренилась в одну сторону, а на PFD я вижу что земля вообще не там, где я ожидала ее увидеть. А может "крылья" были не там... Сейчас уже сложно понять, что именно мой мозг отказался принять как факт, но я потерялась. А вот про Sky Pointer мне никто подсказать не додумался. В этом случае было бы ясно, куда нужно возвращать самолет. Я же начала крутить в противоположную сторону, чем "порадовала" инструктора, и заслужила шуточки. Зато больше не считаю, что споры не имеют основания.
Понятно, что дело в привычке, с этим спорить бессмысленно, но при первом взгляде на индикацию, обратная будет понятной даже с первого раза, а вот к прямой надо пожалуй привыкнуть. Хотя это тоже, возможно, субъективно.

310, конечно мне не обидно, просто по теме сказать собственно нечего. Ну вот, промычала что-то про свой "опыт". Это максимум, что адекватного я могу сказать.


---------- Добавлено в 23:56 ----------


Если не будет лень - подвешу GoPro на кабину сзади себя, чтобы видно было одновременно и горизонт и авиагоризонт и поснимаю для вас как это выглядит - сразу станет понятнее.
Если это предложение, то я от такого точно не откажусь! :) Очень было бы интересно, встанет ли мой мозг на место со второй попытки.
 
Симер, потом Як-52. То есть ППП только тренажерные. Сейчас по состоянию спины - беспилотники от третьего лица.

Тема близка и решил перечитать всю тему в надежде ознакомиться с аргументами, а не спорами. Вроде и всё понятно разъяснили товарищи, особенно 310, но...
attachment.php

"Правый крен, выводим влево." срабатывает быстрее, чем вообще поймешь что это за косая тля такая. И лишь секунды через полторы вспоминаются матюги по случаю опознания картинки.
Вот... Товарищи denokan, 310, всё понимаю, картинка подачи всех данных на один экран типа такой

Falcon-7X-EVS-0211a.jpg


она логично понятна и кажется разумной для озвученных вами задач. А в качестве ИЛС так вообще прелестна.

Но... моментально против 1,5-2 секунд. :(
 
Генерал Дрозд

Спасибо Вам за вторую картинку.

На нижней ее части мы можем наблюдать маленькую "птичку".
Это есть модель ВС в пространстве, сторона крена, снос и набор- снижение
определяются мгновенно. Вид с земли на самолет.

Индикация сия применяется на большинстве современных ВС,
транспортных и маневренных.

Как инстр FFS, по программе давал своим подопечным upset recovery
на запредельных тангажах. Если была включена птичка - безошибочные
действия по выводу.

Без нее были проблемы.

Мне думается, спор окончен. Обратная индикация рулит!! :)
 
Долго думал по поводу индикации и много дискутировали с разными летающими и не очень людьми на эту тему.
Внизу фото - ПКП Ту-154. Тоже вид с самолёта на землю. Но есть одно НО, индексы кренов - внизу. Крен левый - индекс ушёл влево, правый - вправо.

Ниже скрины из книги "Flying Instrument Handbook". Силуэт самолёта в данном случае просто не даст ошибиться ;)

PKP.jpg


H2.jpg


H-3.jpg
 
Симер, потом Як-52. То есть ППП только тренажерные. Сейчас по состоянию спины - беспилотники от третьего лица.

Тема близка и решил перечитать всю тему в надежде ознакомиться с аргументами, а не спорами. Вроде и всё понятно разъяснили товарищи, особенно 310, но...
http://aviaforum.ru/attachment.php?attachmentid=429922&thumb=1&d=1395216032
"Правый крен, выводим влево." срабатывает быстрее, чем вообще поймешь что это за косая тля такая. И лишь секунды через полторы вспоминаются матюги по случаю опознания картинки.
Вот... Товарищи denokan, 310, всё понимаю, картинка подачи всех данных на один экран типа такой

http://www.aero-news.net/images/content/commav/2011/Falcon-7X-EVS-0211a.jpg

она логично понятна и кажется разумной для озвученных вами задач. А в качестве ИЛС так вообще прелестна.

Но... моментально против 1,5-2 секунд. :(
Я прошу прощения, что влезаю со своим "опытом полётов" на игрушке F-19, но у меня реакция на первую картинку однозначная: стрелка (джойстик) вправо.

А через 1,5-2 секунды - осознание того факта, что можно было просто включить приведение к горизонту.
 
Я один, как дебил, позиционирую свою жпп с самолётом? Ибо Земной диск стоит на трёх слонах, и.т.д.!
 
Последнее редактирование:
Отчего же рядом с индикатором нету кнопки "индикация прямая/обратная" - как удобнее кавээсу?
 
Реклама
Отчего же рядом с индикатором нету кнопки "индикация прямая/обратная" - как удобнее кавээсу?

Ну да... потом будут путаться "а тот я ли вид включил, прямая или обратная" ... Самое то, что КВС надо в экстренной ситуации
 
Ну да... потом будут путаться "а тот я ли вид включил, прямая или обратная" ... Самое то, что КВС надо в экстренной ситуации
Таких кавээсов и к симуляторам подпускать нельзя, не то что к полётам.
 
Лично мне показалось, что только Sky Pointer в прямой индикации единственная адекватная подсказка в этом странном "зазеркалье". Я не знаю как пилоты привыкают к такой индикации и как ориентируются, но мой мозг перегревается, когда я пытаюсь хотя бы на картинке понять - правый это крен или левый. И только он, Sky Pointer, возвращает пространственные ориентиры на свое место.

Ну вот собрался и записал. Примерно так это выглядит:

www.youtube.com/watch?v=Eq3w8v3BhDs

Обратите внимание на горизонт и на то, как это показывает G1000.
 
На видео треугольный индекс показывает направление крена. Не скайпоинтер. Но, наверное, на таком большом дисплее все и так легко определяется.
 
denokan, конечно. На углы, когда появляется скайпойнтер, не вылазили :)
Cуть данной экзерсиции была в том, чтобы показать как отображается горизонт на G1000 и как это соответствует взгляду наружу.
 
Kwispel, такой дисплей, как на G1000 уже ближе к полному syntetic vision. А это - чуть другое. Как раз при syntetic vision все вопросы сами собой снимаются, ибо он соответствует взгляду "наружу" и на нем все время есть ориентиры, по которым можно понять, в каком положении находится самолет.
 
Посмотреть вложение 429922 Визуальщик летавший ранее на советской технике, попав в условия ППП, испытывает, мягко говоря, дискомфорт от такой индикации.
Буквально вчера встречался с коллегами-ветеранами авиации, в мастерстве которых не сомневаюсь. Вопрос: "Сколько вам, с вашим опытом необходимо времени, что бы глядя на авиагоризонт, определить положение ВС в пространстве?" Ответы были разные, сами понимаете. Показал эту картинку. Смотрели примерно секунд пять. Все увидели ПРАВЫЙ крен! Сказалась старая школа.
 
Вопрос: "Сколько вам, с вашим опытом необходимо времени, что бы глядя на авиагоризонт, определить положение ВС в пространстве?" Ответы были разные, сами понимаете. Показал эту картинку. Смотрели примерно секунд пять. Все увидели ПРАВЫЙ крен! Сказалась старая школа.

Ну так.

Когда Ваш АГИ впервые увидел, так вообще впал в ступор.:pivo:

На самом деле сложностей не представляет. Вооружившись простейшей методикой, время на определение практически не тратится.
Если по теме ветке, то имхо, конечно обратная безопасней для определенных типов. Для этого она и была разработана, облетана и рекомендована для применения в высокоманевренной авиации.

Для остальных достаточно и прямой. Тем более такой навороченной.
 
Для меня прямая индикации - слом головного мозга, не понимаю ее, путаюсь. Но при этом визуальная картинка вопросов не вызывает о положении. Начал думать почему, оказалось слегка помогает форма, прямоугольный прибор, ширина которого больше высоты чуть помогает, но все вопросы решает градиент.
Тут уже пару раз предлагали небо с градиентом, я попробовал и все заработало, еще и землю светлее к горизонту и все, никаких вопросов, сразу, мгновенно понимаю положение в пространстве.
 
Последнее редактирование:
Реклама
7872_320.jpg


Верхний индикатор, так наз. Primary Flight Display – PFD. Его позиционируют как "Вид из кабины самолета". Кто-то и когда-то в незапамятные времена сказал (точно не пилот), что летчик в полете видит как движется по крену и тангажу естественный горизонт. Этот, прямо сказать ложный вид и реализовали в данном индикаторе. Мало того, что данный индикатор напрямую не показывает ни крен,ни тангаж самолета, он еще и не соответствует требованиям Норм Летной Годности: FAR-23, FAR-25, FAR-29 (соответственно АП-23, АП-25, АП-29).
Раздел F-ОБОРУДОВАНИЕ
25.1301 Назначение и установка. Каждое изделие установленного оборудования должно: (a) Иметь тип и конструкцию, соответствующие функциональному назначению.
25.1303 Пилотажно-навигационные приборы. (b) Следующие пилотажно-навигационные приборы должны быть установлены на приборных досках каждого пилота: (5) Указатель крена и тангажа (гиростабилизированные).
25.1321 расположение и видимость приборов. (b) Пилотажные приборы, указанные в 25.1303 должны быть сгруппированы на приборной доске и расположены в центре, насколько это практически возможно, в вертикальной плоскости в зоне переднего обзора пилота. Кроме того:
(1) Верхнее центральное положение должен занимать прибор, который наиболее эффективно показывает пространственное положение самолета.
В настоящее время инициирован процесс денонсации данной индикации как: "Не соответствующая своему функциональному назначению".

Нижний индикатор, так наз. "Смешанная индикация - вид АГД", по крену показывает "Вид из кабины самолета". Т.е. по крену данный индикатор показывает реальное пространственное положение самолета. Но по тангажу АГД показывает то же иллюзорное перемещение горизонта что и PFD.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад