Так о чём и спор, чтобы понимать одинаково, о чём говорим. Для того и принимают, определения, ГОСТы и прочая. Сдавайтесь.
Так и я про ГОСТ! Ну, давайте пошагово.
Горизонтальный полет. Тангаж 0. База отсчета - горизонтальная плоскость.
Создан тангаж +1°. Как его отсчитать? Между чем и чем? Согласно ГОСТу между горизонтальной плоскостью и продольной осью самолета. В таком виде напоминает анекдот про рытье канавы "от забора и до обеда".
1. Чтобы избежать неопределенности, надо ввести дополнительное условие: между проекцией продольной оси самолета на горизонтальную плоскость и продольной осью. Только при таком условии измерение тангажа возможно. Причем начало обоих должно быть в центре масс самолета.
2. При всей однозначности порядка и условий измерения тангажа по пункту 1 возможности измерения будут исчерпаны при тангаже 89°, поскольку проекция продольной оси при тангаже 90° выродится в точку и измерена быть не может.
3. Выполнив "половину полупетли" и достигнув в ее второй половине отличия от вертикали в 1°, проекция продольной оси станет вновь математически пригодной для измерения угла тангажа. Согласно ГОСТу угол тангажа следует считать положительным, когда продольная ось находится выше горизонтальной плоскости
. И вот тут выявляется еще одна недосказанность ГОСТа. Дело в том, что "горизонтальная плоскость" - это то, что логически привязано к центру масс самолета и при любых эволюциях сопровождает его в качестве базы для измерений. Но не переворачивается в пространстве вместе с самолетом, выполнившим полупетлю. Поэтому, завершив ее и установив для продолжения полета в перевернутом виде рули на пикирование, пилот сможет заставить "продольную ось находится выше горизонтальной плоскости". Некорректность ГОСТа в том, что выше горизонтальной плоскости должна быть носовая часть продольной оси самолета, или вообще ее продолжение, как показано на рисунке 2 из ГОСТа, а не вся продольная ось. То есть
она должна быть НАПРАВЛЕНА выше, но не находиться!
4. Еще один момент определения угловых величин связан с использованием системы прямоугольных координат.самолета
Нередко прямоугольная система координат имеет продолжение в область отрицательных значений. В ГОСТе (см. рисунок) это не показано. Поэтому после полупетли переворот самолета в вертикальной плоскости, несмотря на фактический переход измерение углов в область отрицательных значений системы координат, такие значения иметь не может. Поскольку формально по ГОСТу "продольная ось находится выше горизонтальной плоскости", т.е. тангах будет считаться положительный. И в таком случае его максимально измеренное значение будет +89°.
Все рассуждения про тангаж - при условии нулевого крена.
А горизонтальная плоскость в евклидовом пространстве единственна? Или их всё-таки континуум штук, параллельных друг дружке, какие-то выше, а какие-то ниже?
По ГОСТу она одна. Из рисунка видно. Привязана к центру масс самолета.