Очень толковая статья - всё по полочкам!
Адептам ОИ читать обязательно!
Она давно мне известна. Статья эта - скопище ошибок и несуразностей. К тому же автор излагает мысли сумбурно, не владея навыком ясного и грамотного изложения. Но к чему общие фразы? Давайте рассмотрим конкретику. Начинает автор статьи за здравие.
Итак, мы видим, что попытки обойтись без единой системы координат при создании авиагоризонтов привели на практике к неудачным конструкциям.
Поддерживаю целиком и полностью.
..при проектировании шкал и индексов приборов и индикаторов следует опираться на
единую систему координат. Поскольку естественным для трезвого лётчика (любопытное замечание, там в ЛИИ МАП проблема с этим вопросом?
) является его представление о неподвижности Земли относительно него и его самолёта, то шкалы приборов, индицирующих углы курса, крена и тангажа должны быть жёстко связаны с неподвижной землёй, а индексы отсчёта – с самолётом. Это
земная система координат.
И тут все верно, хотя по тангажу это не принципиально. И я с этого начал здесь
..то неподвижное относительно чего меряется изменяющийся крен - это Земля.
Но вот дальше автор начинает рассуждать об АГД-1 в разделе 2.2.
Молча подразумевается, что в канале тангажа на АГД реализован «вид с самолёта на землю».
Это так и есть. И тут автор статьи вводит читателя в шок
Это распространённое заблуждение... Однако легко убедиться, что это молчаливое предубеждение в целом неверно.
Ба-бам. И тут автор еще ошарашивает нас
Ведь если лётчик смотрит из своего самолёта на землю и видит её вверху (в перевёрнутом полёте, в верхней части петли Нестерова, например), то на АГД фон земли находится внизу. «Такое расположение земли и неба в корне противоречит врождённым понятиям человека о его положении в пространстве», это уже провокация потери пространственной ориентировки.
Ух ты, прямо провокация? А где же ему этому фону земли быть если в перевернутом полете силуэтик самолета перевернулся шассями вверх к небу, а фонарем кабины вниз к земле что и демонстрирует перевернутый полет на экране АГ? Зачем еще и земле перемещаться вверх, когда перевернулся силуэт самолета? Так и хочется задать автору статьи риторический известный вопрос:"Дядя Петя, ты дурак?"
Здесь заслуженный летчик-испытатель СССР путает прямую индикацию тангажа с прямой индикацией крена. Потому что именно прямая индикация крена и переворачивает землю снизу вверх на экране АГ, а не прямая индикация тангажа. В перевернутом полете, тангаж как был +5, к примеру, так +5 и остался, а вот крен сменился на 180 градусов. Так эту смену АГД-1 и показывает переворотом силуэтика самолета. А шкала тангажа по прежнему показывает то что и должна показывать +5. Что и есть правильно. И земля не должна показываться вверху, ведь силуэтик самолета уже перевернулся и показал что самолет летит кверху своим шасси. А если земля перевернется в дополнение к силуэту самолетика то АГ покажет что самолет летит как ни в чем не бывало в ГП книзу шасси. Вопреки ситуации.
И далее автор все дальше погружается в свое заблуждение
Таким образом, в канале тангажа на АГД не реализован «вид с самолёта на землю», что в сочетании с обратной индикацией крена влечёт за собой заметные неприятности.
Он реализован, а это автор статьи не понимает что такое АГ с прямой индикацией по тангажу и обратной по крену. Землю вверху в перевернутом полете реализует прямая индикация по крену, а не по тангажу. Именно в этом глубинное заблуждение автора статьи. А прямая индикация по тангажу это всего лишь когда шкала тангажа движется относительно силуэта самолета. Что и реализовано в АГД-1. А вот если силуэт самолета перемещается относительно неподвижной шкалы тангажа - то это обратная индикация тангажа. Именно такая реализована на самолетах Ан-2, Ли2 на АГК-47Б. Там при увеличении тангажа силуэт самолетика движется вверх. Но дальше претензии автора статьи еще смешнее
При проходе угла тангажа ~ ± 90° (Петля Нестерова) шкала тангажа останавливается, а затем начинает перемещаться в противоположном направлении, чего с самолётом в действительности не происходит
Да что вы говорите ув. летчик-испытатель? При проходе тангажа +90 в петле Нестерова именно это и происходит - тангаж растет до +90, а затем уменьшается, потому шкала тангажа сначала движется вниз относительно силуэта самолета показывая увеличение тангажа, а потом согласно фактическому углу тангажа - вверх показывая уменьшение тангажа. В точности с тем что происходит с самолетом.
В этот же момент (при проходе угла тангажа ~ ± 90°) силуэтик самолёта разворачивается по крену на 180°, что тоже не отражает действительное положение.
Серьезно? В петле Нестерова после прохода тангажа +90 разве не начинается перевернутый полет? В котором как известно крен 180? А силуэтик правильно переворачивается показывая его? И еще претензии к АГД-1, уже какого-то идиотического характера
..прибор индицирует положение и движение в пространстве обратное тому, что лётчик видит из кабины.
А чего автор статьи ожидал при обратной индикации по крену?
Только прямая индикация по крену покажет на АГ то что летчик реально видит из кабины. Ну и понятно, что раз автор статьи путается в типах индикации он делает очередной шокирующий вывод
...для исключения путаницы реализованную на АГД-1 индикацию следует выделить в отдельный вид: «Индикация типа АГД».
По секрету сообщим заслуженному товарищу что такая индикация называется комбинированной, а индикация типа АГД - это его выдумка.
Ну и далее автор статьи после всех этих нелепостей делает "очевидный" вывод:
Итак, не соответствующая ни прямой, ни обратной индикации шкала тангажа, применённая на АГД-1, приводит к существенным трудностям в управлении самолётом при полёте с большими углами крена и тангажа. Недостатки индикации типа АГД, описанные выше, являются органическими, т.е. их невозможно устранить никаким дизайном.
Что собственно и являлось целью. Это понятно. Хоть чучелом хоть тушкой, но надо доказать недоказуемое и выполнить заказ.
Далее автор статьи входит в раж и категорические несуразные домыслы сыпятся из него один за другим.
5. Рекомендации конструкторам
На всех летательных аппаратах должна применяться прямая индикация крена, курса и тангажа, связанная с земной системой координат (подвижные шкалы и неподвижные индексы отсчёта, шкала крена может отсутствовать).
Ну и правильно, знать свой крен нужно только трусам. Остальные крутят на скайпойнтер.
Шкала тангажа должна быть непрерывной (не должна останавливаться и менять направление движения при выполнении петли Нестерова).
То есть согласно познаниям автора статьи в аэродинамике тангаж после +90 в петле Нестерова только увеличивается.
6. Рекомендация лётчикам
Лётчик должен разобраться в принципах работы приборов (особенностях индикации крена и тангажа) до того, как он даст газ на взлёте.
Разобраться в принципах работы приборов надо самому автору статьи, причем до того как он даст газ.
Не вижу смысла, да и нет времени, комментировать дальше откровенный бред, который есть почти в каждом абзаце этой статьи, которую Freelancer назвал толковой.