В тот момент, когда возникла первая необходимость обеспечить полет самолета вне видимости естественного горизонта, возможности индикации пространственного положения были ограничены. Гироскопы раскручивались воздухом, а рули приводились в действие через троса и жесткие тяги от штурвала/РУС и педалей. Так что пилот неизбежно являлся исполнительным механизмом по намекам АГ. Тогда и начались поиски наилучшего вида индикации пилоту пространственного положения.
Ничего удивительного, что мнений оказалось более одного.
А тут еще потребность налаживать, пусть хоть малое, но производство самолетов. Ну, сами понимаете: конкуренция, патенты, лицензии, капиталовложения, прибыли... Не до пилотов было! Нет, их, конечно, спрашивали, но стадию разработки приборов (и не только) окружала коммерческая тайна, так что исследования и сравнения были потом, и зачастую сопровождали конкурентную борьбу, а не поиск истины. ИМХО.
По сути дела мы имеем перенос традиционных способов индикации пространственного положения самолета с первых АГ на современные.
Тут уже не раз вспоминали о возможностях отображения на экране PFD как хочешь и чего хочешь, но... имеем, что имеем. Как там: "по образу и подобию" - наше всё!
На рубеже новых способов отображения индикации поневоле возникает вопрос: а нужно ли самоотверженно продолжать отображать индикацию старую? Да, она - привычна, хотя и разделена на противоборствующие принципы: ОИ и ПИ.
Кстати, одно это уже вносит в дискуссии изрядную путаницу: почему "обратная"? Только потому, что есть "прямая"? Но уберите из сообщения упоминание про прямую индикацию, и читатель уже в состоянии ППО. Ну, ладно, разговор-то между профи: запомнили на своем слэнге, да и ладно. Но в серьезных разговорах все же используют: "вид с самолета на землю" и "вид с земли на самолет".
Однако и здесь впору озадачиться: уж если "вид с земли на самолет", то почему мы видим силуэт самолета сзади, а не снизу? Опять налицо запутывание принципа индикации!
Впрочем, и "вид с самолета на землю" тоже оставляет вопросы. Как хотите, но на индикаторе ПИ - явный фрагмент воздушного боя: мой самолет заходит в хвост противнику на фоне горизонта. Можно, конечно, поддержать тех, кто упрекает меня в буквоедстве. Но для того, чтобы оптимизировать показания прибора, надо убрать с его шкалы/экрана лишнее. А чтобы понять: где лишнее, где всего лишь "винтаж" в угоду сложившимся привычкам летного состава, надо разобрать картинку буквально "по пикселям".
Возьмем за основу возможности "синтетик вижен". Оставим пока в стороне рельеф местности (если он подгружается адекватно высоте полета из соответствующей базы данных, то пусть будет, вопрос только в его цвете, яркости и контрастности, которые не должны глушить символы для пилотирования).
Для понимания положения самолета "как при ПВП" по крену пилоту достаточно наличия на экране линии горизонта (как в визуальном полете). Но, раз уж это будет явно "вид с самолета на землю", то и линия "капот-горизонта", ну или "остекления кабины-горизонта" должна настраиваться по тангажу под конкретный тип самолета и (почему бы нет?) регулироваться в полете (хоть в автомате, хоть вручную) с учетом центровки, выработки топлива и всего того, что на картину горизонтального полета заметно повлияет.
Дальше: поскольку на экране имитация ПВП, никакой "самолетик" или "летающая тарелка" пилоту не нужны.
При ПВП он их видеть не должен.
А вот шкала кренов нужна. И кажется логичным, что величина крена от вертикали должна отображаться только с той стороны дисплея, куда самолет накренился. К примеру, подходящего радиуса расширяющимся цветным сектором, равным текущему углу крена. Величина крена может отображаться высвечивющимися цифрами по достижении значений крена, имеющими значение для данного типа самолета. При превышении эксплуатационных значений цвет сектора и цифр значений крена меняется. Сам сектор изменяет форму наподобие треугольного "вымпела", обращенного острием в сторону вывода из крена.
Но, поскольку наклон относительно линии горизонта, одновременно является вращением относительно продольной оси в связанной системе координат, то было бы проще/удобнее, чтобы точка "вращения видимой линии горизонта" относительно монитора при нулевом тангаже лежала на этой самой линии горизонта, а не на фактически видимом при ПВП положении капота или обреза остекления кабины относительно линии горизонта. Таким образом появляется проблема соответствия изображения для целей пилотирования при ППП изображению, адекватному полету при ПВП, что может в некоторых случаях требовать поправки в случае с подгрузкой данных о рельефе.
Можно упростить задачу индикации вывода, если в центре монитора на линии горизонта изобразить точку или кружок, символизирующие РУС (вид сверху). При появлении отклонений по крену или тангажу за эксплуатационные ограничения тот же самый сигнал сравнения, что вырабатывается "для кнопки" подается на монитор в виде яркой стрелки, расположенной соответственно выше/ниже, слева/справа "РУС" и указывающей направление ее перемещения для вывода по крену или по тангажу. Возможно наличие цифровой индикации на экране рядом со стрелкой вывода текущих значений угла с приемлемым для психологии пилота шагом и цветом (чтобы не отвлекать мельтешением цифр) и сменой цвета стрелки на "спокойный" при входе текущих значений углов в область эксплуатационных ограничений.
Короче говоря, появление новых технологий должно породить и новый взгляд на донесение пилоту необходимой информации "по кратчайшему пути". Если она будет достаточно естественна и однозначна, то привыкание к ней не должно стать проблемой, тем более, что основополагающих навыков пилотирования и контроля за пространственным положением самолета она не нарушит. Надо только перестать копировать "винтаж", помня, что он частично вызван ограничениями технологии и вопросами производства в совокупности с экономикой стран, где эти приборы производились. ИМХО.