Прямая / обратная индикация - какая безопаснее?

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Вижу землю, набегающую на мой самолет, тренд скорости, направленный запредельно вверх, вижу небо в углу прибора и, собственно, скайпоинтер для вывода из оного.

У меня "курсанты", когда остается время, на тренажере балуются подобным.

PS На днях, в очередной раз кружась в непроглядной облачности, поймал себя на мысли, что никаких иллюзий не испытываю. Даже глаза специально закрывал.
 
Реклама
Вы согласны, что при рассмотрении скоростной системы координат, отсчетом "О" является нормальная система координат. Т.е. наподвижна нормальная, связанная с землей система координат, подвижна скоростная система кооординат.
Или что то не так?
Нет! Нулем для нормальной, скоростной и связной СК, является центр масс самолета, все три СК равнозначны и говорить о приоритете мягко говоря ненаучно.
Равно как говорить о неподвижности одной СК относительно другой следует очень осторожно и четко формулировать. За неподвижность нормальной СК относительно Земной в ВУЗе можно можно сходу уйти на пересдачу.

А какую СК мы принимаем исходной-это уже относится к решаемой задаче.
 
denokan, Надо было очки бумажками с дырочками заклеить. Может и удалось бы чего словить :)
 
Ага. То-то каждый день валятся иностранные летчики.

Вам напомнить когда последний раз летчик иностранного F - 16 потерял пространственную ориентировку, или сами найдете.

---------- Добавлено в 15:24 ----------

Вижу землю, набегающую на мой самолет, тренд скорости, направленный запредельно вверх, вижу небо в углу прибора и, собственно, скайпоинтер для вывода из оного.

У меня "курсанты", когда остается время, на тренажере балуются подобным.

PS На днях, в очередной раз кружась в непроглядной облачности, поймал себя на мысли, что никаких иллюзий не испытываю. Даже глаза специально закрывал.

Уже хорошо, хоть что то ответили. Однако ответ не пилота. Я Вам задал конкретные данные и время. По истечению этого времени приборы Вашего самолета будут показывать новые цифровые значения. Вот они то и нужны летчику, пилотирующему в облаках, в первую очередь.
Далее, Вы не ответили, как будете действовать РУ и РУД. А это опять таки полная компетенция именно Вас как пилота.

P.S. Вы как тот недоросль бегающий по тонкому льду и кричащий: "смотрите я совсем и не проваливаюсь". Наступит время, когда не будет никого рядом, и место - самое глубокое на речке, недоросль провалится и утонет.
Вы уж не уподобляйтесь.

---------- Добавлено в 15:53 ----------

Нет! Нулем для нормальной, скоростной и связной СК, является центр масс самолета, все три СК равнозначны и говорить о приоритете мягко говоря ненаучно.
Равно как говорить о неподвижности одной СК относительно другой следует очень осторожно и четко формулировать. За неподвижность нормальной СК относительно Земной в ВУЗе можно можно сходу уйти на пересдачу.

А какую СК мы принимаем исходной-это уже относится к решаемой задаче.

Из центра земли через центр масс самолета проходит: ось OYg нормальной системы координат. При изменении положения самолета в пространстве ось OYg и соответственно плоскость горизонта свое положение не меняют и являются отсчетной системой координат, для скоростной и связанной систем координат которые вместе с самолетом изменяют свое положение в пространстве.

"За неподвижность нормальной СК относительно Земной в ВУЗе можно можно сходу уйти на пересдачу". Где Вы у меня это вычитали?

А теперь смотрите что показывает "прямая" индикация.
Самолет неподвижен, значит неподвижны и скоростная и связанная системы координат.
Подвижны ось OYg и соответственно плоскость горизонта.
Ну и где в аэродинамике Вы такое найдете?
 
При изменении положения самолета в пространстве ось OYg и соответственно плоскость горизонта свое положение не меняют и являются отсчетной системой координат, для скоростной и связанной систем координат которые вместе с самолетом изменяют свое положение в пространстве.
Вы сначала определитесь относительно чего считаете, выбор исхдной СК целиком на совести исследователя и зависит от решаемых задач. А вот для нормальной СК, плоскость горизонта своего положения не меняет, но при эволюциях самолета она меняет свою ориентацию относительно "земной" системы координат, и является не более чем удобной абстракцией.
А теперь смотрите что показывает "прямая" индикация.
Самолет неподвижен, значит неподвижны и скоростная и связанная системы координат.
Подвижны ось OYg и соответственно плоскость горизонта.
Вы для начала определитесь "кто на ком стоял" и что относительно чего неподвижно и подвижно. Собственно относительность систем отсчета в базовом варианте дается ещё в 7-м классе, а более полно на 1-м курсе.
После приведения терминологии и мышления в соответствии с базовыми едиными требованиями может беседа здесь примет более приемлемый и менее схоластический вид.

Ну и где в аэродинамике Вы такое найдете?
Аэродинамика в общем случае не занимается изменением ориентации относительно земной поверхности, так что ТАКОГО там точно нет за ненадобностью, равно как линкорах нет штатного альпинисткого снаряжения для подъема корабля в горы.
 
Вы сначала определитесь относительно чего считаете, выбор исхдной СК целиком на совести исследователя и зависит от решаемых задач. А вот для нормальной СК, плоскость горизонта своего положения не меняет, но при эволюциях самолета она меняет свою ориентацию относительно "земной" системы координат, и является не более чем удобной абстракцией.

Вы знаете я не пишу новую науку - "АЭРОДИНАМИКУ". Беру учебник по аэродинамики и его цитирую.
"А вот для нормальной СК, плоскость горизонта своего положения не меняет" - это соответствует аэродинамике.
" ...но при эволюциях самолета она меняет свою ориентацию относительно "земной" системы координат, и является не более чем удобной абстракцией.[/quote]" - а вот это поподробнее и ссылку пожалуйста.
Это куда же меняет положение линия естественного горизонта при эволюциях самолета? Ею что в это время сам бог управляет?

---------- Добавлено в 21:54 ----------

Вы для начала определитесь "кто на ком стоял" и что относительно чего неподвижно и подвижно. Собственно относительность систем отсчета в базовом варианте дается ещё в 7-м классе, а более полно на 1-м курсе. После приведения терминологии и мышления в соответствии с базовыми едиными требованиями может беседа здесь примет более приемлемый и менее схоластический вид.

Еще раз повторяю,я не определяюсь, за меня давно определились ученые мужи изучившие и написавшие книги по АЭРОДИНАМИКЕ.
Там уже давно сказано, что относительно чего подвижно и неподвижно.
Повторюсь еще раз - там давно сказано,что самолет перемещается в пространстве относительно неподвижной нормальной земной системы координат. И все отсчеты, а для нас конкретно: углов крена и тангажа идут относительно этой неподвижной системы координат.
Привести ссылки, или так поверите?

---------- Добавлено в 22:06 ----------

Аэродинамика в общем случае не занимается изменением ориентации относительно земной поверхности, так что ТАКОГО там точно нет за ненадобностью, равно как линкорах нет штатного альпинисткого снаряжения для подъема корабля в горы

Вот и я про то же "а нахрена козе баян". Зачем аэродинамике в угоду допустим: 310, или denokanа, которые летят в самолете, видят "из окна" как изменяет положение горизонт, заниматься в их угоду изменением ориентации относительно земной поверхности.
А завтра появятся деятели, которые скажут, что мы видим: "Все неподвижно: и самолет, и земля, и горизонт". И что аэродинамика будет под них подстраиваться?
 
Из параллельного треда:
А Вы в пространстве знаете еще какие то плоскости или системы отсчета, кроме земли, относительно которых снижается или набирает высоту самолет.
Вы будете смеяться, но на эшелоне это - сам эшелон. Который отнюдь не всегда параллелен горизонту, особенно в грозу.

Догадываетесь, куда нужно смотреть, чтобы определить, держишь ли эшелон, снижаешься ли или набираешь высоту?
 
Давно бы уже индикацию горизонта, скорости, углов крена и тангажа на лобовое стекло вынесли как на военных самолётах. Я понимаю, что в случае полета по приборам пилоты не смотрям в окна кабины, но ... отображение нужных данных на лобовом стекле точно даст такую же картинку в голове как если бы он видел горизонт из окна, а значит быстро сумел бы сориентироваться.
 
Последнее редактирование:
Это уже есть и получает все более широкое применение.
 
Давно бы уже индикацию горизонта, скорости, углов крена и тангажа на лобовое стекло вынесли как на военных самолётах. Я понимаю, что в случае полета по приборам пилоты не смотрям в окна кабины, но ... отображение нужных данных на лобовом стекле точно даст такую же картинку в голове как если бы он видел горизонт из окна, а значит быстро сумел бы сориентироваться.

Дак это и есть HUD (Heads up display). Я об его проектор все время головой стукаюсь, вылезая из кресла на самолетах где он установлен. Такова се ля ви
Также, все на большем и большем количестве ПНК такую картинку вешают на большой дисплей (возьмите тот-же Гармин 1000), что мало отличается для восприятия (если перед мордой лица пилота торчит огромный телевизор с такой индикацией)

Из параллельного треда:

Вы будете смеяться, но на эшелоне это - сам эшелон. Который отнюдь не всегда параллелен горизонту, особенно в грозу.

Догадываетесь, куда нужно смотреть, чтобы определить, держишь ли эшелон, снижаешься ли или набираешь высоту?

Дак весь спор идет из психологии - каждый человек для себя определяет систему координат, и обычно она эгоцентрическая - то-есть весь мир воспринимается вращающимся вокруг себя любимого, ну устроен так человек. Даже если умом он понимает, что это иллюзия и солнышко вокруг Земли не вращается, глазами он видит именно то, что солнышко движется по горизонту. Для того, чтобы пользоваться другой системой координат, надо весь образ полета изначально в ней строить.
Можете себя проверить в любом симуляторе автомобиля: как удобнее (психологически) будет управлять симулируемым автомобилем - включив вид на автомобиль, или вид из автомобиля на дорогу.
 
Реклама
2 Ranger_avv: ИМХО, флуд не имеющий к физике ни малейшего отношения. За точку отсчёта в системе координат мы можем взять что угодно, хоть произвольную точку на поверхности Луны. Единственное, чем это нам может помешать - расчёты производить труднее будет. А в принципе всё сохранится. И силы притяжения, и движение самолёта, Земли и воздушных масс друг относительно друга. И выводы сделанные Бернулли будут всё так же справедливы.
Скажем так, в науках занимающихся летательными аппаратами есть ряд традиционных систем координат, которые вдалбливаются до подкорки, оппонент же по системам координат скачет как воробей по веткам, при этом путая одну систему с другой, а кислое с квадратным. Как следствие-становится крайне трудно понять, что он имеет ввиду и в чем расхождения в теории.
Про несовпадение начальных точек СК-да в теории такое можно сделать и все можно пересчитать, но это крайне неприятное занятие.

Про потерю ориентации-мягко говоря он не привел сколько-нибудь приемлемых доказательств про преимущества его любимой и столь горячо им рекламируемой индикации перед используемой ныне.
Когда я на третьем курсе на семинаре заикнулся на тему преимуществ "вид с земли на самолет", препод не вдаваясь в подробности сказал, что мягко говоря это не так. И дал понять, что спор этот прошел уже несколько десятилетий назад с однозначным выводом.

Собственно основную проблему рекламируемой индикации денокан отметил ещё первым постом.
З.Ы. При этом стоит принзать что индикация "вид с земли на самолет" хороша для дистанционного управления ЛА, собственно об этом пишется даже в ссылках представленных Бельбеком, но он необоснованно применяет механизм индукции и распространяет на все и сразу.
 
Про иллюзии Кочемасов пишет http://letchikleha.livejournal.com/125444.html#cutid1

У нас в листочках с информацией об этом аэропорте только две частоты "подход и тауэр". Начинаем вызывать Дахлу. Сначала подход. В ответ - как рыба в глубине, тишина. Зовём вышку, результат аналогичен.
Становится как-то не уютно. Да ещё тут на востоке начинает мелькать грозовые разряды. Снова включаем локатор, но по курсу всё чисто. Ещё через мгновение пропадают звёзды и видим всполохи собственных стробов в пространстве, но облаков нет! Кругом мутно- чёрное марево. Ни земли ни неба, очень неприятное ощущение. Ловлю себя на мысли, что начинают появляться пространственные иллюзии (когда кажется, что летишь как-то боком, а приборы показывают что ровно.) При появлении таких "глюков" необходимо заставить себя верить приборам и только им. Тело твоё тебе говорит об одном, а глаза видят совсем другое.
 
Стоп. У нас тут как то у всех причинно следственные взаимосвязи нарушились. И у меня в том числе. Давайте попробуем с самого начала.
Случаи потери пространственной ориентации бывают? Похоже все согласны, что да. Современные приборы не позволяют на 100% решить эту проблему. Доказательством этому могут служить катастрофы по причине потери пространственной ориентации. Вывод - приборам есть куда совершенствоваться, изобретать велосипед надо. Далее, что является причиной потери ориентации? Рискну предположить, что первопричина - физиология человеческого организма. У птиц я потерю ориентации приводящую к столкновению с землёй не наблюдал. Пусть орнитологи меня поправят, если что упустил. Есть ли отличия в строении вестибулярного аппарата между человеком и птицей? Не знаю. Даже если есть, современная медицина не позволяет модифицировать человеческое среднее ухо по образу и подобию птичьего. Есть ли различие в органах зрения? Есть. И тут не надо далеко в биологию лезть, различия в угле зрения видны невооружённым взглядом. Значит ли это, что более широкий угол зрения позволит нам лучше ориентироваться в пространстве? Не факт, но можно принять это за рабочую гипотезу. Несложный эксперимент, пробуем пилотировать (при хорошей видимости) зафиксировав взгляд прямо, а потом то же самое, но позволяя себе вращать головой. Пока подтверждается.
На данном этапе возражений не возникает?
ОК. Что происходит в процессе пилотирования по приборам? ИМХО, тот же самый эффект зафиксированного взгляда. Можно ли расширить виртуальный угол зрения "приборного" полёта? Думаю, что можно. Как это сделать эффективнее? На этот вопрос и стоит предложить свой вариант ответа.
 
Рискну предположить, что первопричина - физиология человеческого организма. У птиц я потерю ориентации приводящую к столкновению с землёй не наблюдал.
Что происходит в процессе пилотирования по приборам?
а птицы тоже пилотируют по приборам?
 
Случаи потери пространственной ориентации бывают? Похоже все согласны, что да. [\QUOTE]
Вопрос насколько часто и какая именно,теряется не только представление об углах ориентации, но и о высоте и местоположении.

Современные приборы не позволяют на 100% решить эту проблему. Доказательством этому могут служить катастрофы по причине потери пространственной ориентации.[\QUOTE] Уже пошло предположение, бывает много ситуаций игнорирования показаний приборов, а установка автоматического по-рукам-давальшика-и-оральщика "Нет трогай штурвал, сука!" пока считается нецелесообразной.

Рискну предположить, что первопричина - физиология человеческого организма. У птиц я потерю ориентации приводящую к столкновению с землёй не наблюдал. Пусть орнитологи меня поправят, если что упустил.
А у птиц не приборов, поэтому всем пилотам при подготовке говорят, не верь пятой точке, а верь и используй только приборы. Если этот принцип не выполняется, то фактически происходит переход к причине-"на приборы не глядим". Это примерно из той же области, что не глядя на вольтметр проверять напряжение руками-последствия примерно те же.

Сведение к полю зрения тоже сомнительно, но тут уже не возражаю, т.к. контрдоводов привести не могу. Но для чистоты эксперимента надо ещё отключить вестибулярный аппарат. )))

И тут ещё одна проблема-изменение уже существующих приборов для решения частной проблемы имеющей малую вероятность возникновения и, как следствие, снижение удобства показаний приборов на остальных режимах полета-крайне недальновидное решение, которая может за собой повлечь и влечет значительное снижение безопасности полетов.
 
ну вот и поговорили.

Да если нет аргументов - остается "прикрыть крантик". Дедовщина одним словом!!!

---------- Добавлено в 19:50 ----------

Да вы что? А я предлагаю поглядеть перевод из одних СК в другие, а так же поглядеть их относительность друг относительно друга. Учебник физики почитайте класс за 7-9, кинематику-механику. Рано вам ещё аэродинамику приплетать. Нормальная Земная СК, это какая? Нормальная или Земная? Самолет в пространстве перемещается относительно Земли и его координаты относительно Земли определяются высотой, широтой и долготой. Про неподвижность Земли вы сходите у ларька порассказывайте, а ещё лучше Папе Римскому и поговорите о Копернике, Бруно и т.д.

Ну Вы ваще. Как говорит мой друг по рыбалке.
"Про неподвижность Земли вы сходите у ларька порассказывайте..." Вы что действительно считаете что Земля движется относительно летящего самолета? Я именно об этом Вам говорю.
Вы что действительно думаете, что я говорю о движении Земли вокруг Солнца?
Повторяю для Вас!!!
"Аэромеханика самолета" для вузов.Москва, машиностроение !985 г.
Стр.16. Нормальная система координат OXg YgZg, Вертикальная ось OZg направлена по продолжению радиуса - вектора, соединяющего центр Земли с центром масс самолета. Основная плоскость OXgZg совпадает с местной горизонтальной плоскостью, т.е. плоскостью, проходящей через точку О и перпендикулярной OYg.
Далее:
Связанная ситема координат. Читайте Вы сами.
Углы между Нормальной и Связанной системами координат образуют: угол рыскания, угол тангажа, угол крена.
При этом Нормальная систама координат отображается НЕПОДВИЖНОЙ. Относительно нее перемещается самолет и Связанная с ним система координат.
Ну и где здесь говорится о движении Земли вокруг Солнца?

---------- Добавлено в 20:07 ----------

И тут ещё одна проблема-изменение уже существующих приборов для решения частной проблемы имеющей малую вероятность возникновения и, как следствие, снижение удобства показаний приборов на остальных режимах полета-крайне недальновидное решение, которая может за собой повлечь и влечет значительное снижение безопасности полетов

Изменение уже существующих приборов мы не предполагаем.
Мы предлагаем ввести в комп.самолета нашу индикацию. И пусть летчик сам решает на какую ориентироваться.
Если для denokana лучше когда на индикации горизонт крутиться относительно неподвижного самолета то ради бога пусть он и летает по "прямой" индикации.
Но почему то сейчас "Всемирный фонд безопасности полетов" дал средства на разработку "обратной" индикации.
Завтра они введут ее и тот же denokan и иже с ним будут кричать "О какие умные америкосы, какую хорошую индикацию сделали".
То что Вы говорите: "...имеющей малую вероятность возникновения", это Вы малость от не знания, а в большей степени от того, что официоз прикрывает эту проблему, говоря например: "Катастрофа в Игарке произошла из-за снижения ниже безопасной высоты".
Ну и что, снизился я ниже безопасной, и иду в точку выравнивания, и приду в нее, а не отклонюсь влево, и не снижусь до полосы.
А если отклонился и снизился - это уже потеря просранственной ориентировки. Вот она основная причина катастрофы.

---------- Добавлено в 20:15 ----------

Из параллельного треда:

Вы будете смеяться, но на эшелоне это - сам эшелон. Который отнюдь не всегда параллелен горизонту, особенно в грозу.

Догадываетесь, куда нужно смотреть, чтобы определить, держишь ли эшелон, снижаешься ли или набираешь высоту?

А теперь назовите пожалуйста прибор высотомер в кабине самолета, или другой прибор показывающий высоту самолета относительно эшелона.

Эшелон не паралелен какому горизонту в грозу?
Видимому Вами?
Или истинному?
 
Вот три разных дисплея, А310, А330 и В777
Треугольнички сверху называются по-разному, но все это и есть таинственные скайпойнтеры

Буковки сверху - индикация режима работы автопилота

Слева - шкала скорости

Справа - шкала высоты

Совсем справа - вертикальная скорость

Снизу курс.

На А310 вместо шкалы курса, а на А330 в дополнение к ней такие маленькие засечки на горизонте через 10 градусов
 
Последнее редактирование:
Современные приборы не позволяют на 100% решить эту проблему. Доказательством этому могут служить катастрофы по причине потери пространственной ориентации.[\QUOTE] Уже пошло предположение, бывает много ситуаций игнорирования показаний приборов, а установка автоматического по-рукам-давальшика-и-оральщика "Нет трогай штурвал, сука!" пока считается нецелесообразной.

Возражение принимается.

---------- Добавлено в 22:15 ----------

Но для чистоты эксперимента надо ещё отключить вестибулярный аппарат. )))

Предполагается, что он уже отключён.
 
Вот, нашел PFD в крене. Справа - навигационный дисплей, объясняющий причину крена :)
 
Реклама
У птиц я потерю ориентации приводящую к столкновению с землёй не наблюдал.
не орнитолог, но CFIT у птичек пару раз в жизни видел. Правда, в роли земли выступали столб освещения и крыша остановки общественного транспорта.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад