Сочи. Схемы начала 1960-х

victor_sheen

Новичок
Понимаю, что шансы близки к нулю, но все же... Очень нужна схема захода на посадку на ВПП 24 в аэропорту Адлер/Сочи на момент катастрофы Ан-10 1962 года. А была ли аналогичная (со стороны гор) на другую ВПП (20) или таковой схемы никогда не существовало? Грешен, не знаю, с каких годов и какие ВПП существовали в этом аэропорту. Если нет схем, но у кого-то сохранились воспоминания о таких заходах и режиме использования ВПП - поделитесь, пожалуйста!

5a71b22bfa29 (2).jpg
 
Реклама
Очень интересный вопрос!

А была ли аналогичная (со стороны гор) на другую ВПП (20)

В 1962 и даже в 1965 году в Адлере была только одна ВПП 06-24: Исторические снимки из космоса | Страница 5 | Авиационный форум AVIAFORUM.RU

Если я не ошибаюсь, то либо в одной из книг Ершова В.В говорилось несколько слов про заход со стороны гор, либо про заход со стороны гор он мне писал на почту, когда я покупал одну из его книг, я тогда задавал ему пару вопросов, в том числе и про заход в Адлер со стороны гор. Про какую ВПП шла речь, и какие годы имелись в виду, не скажу, он летал на Ил-18, если я не ошибаюсь, с начала 1970-х.
В памяти только отложилось, что самолет заходил на одну из ВПП со стороны гор через ущелье вдоль реки Мзымты.
Жаль, что сейчас у него уже ничего не спросишь.

Кстати, мне кажется, что заход со стороны гор запретили не из-за катастрофы Ан-10 1962 года по Адлером, так как во-первых, заход отменили всё же позже 1962 года, а во-вторых, не горы, расположенные в непосредственной близости от аэропорта, стали роковыми для того полета, ведь самолет разбился, скажем так, задолго до полета по предпосадочной прямой. Хотя, может быть я и не прав.
 
Последнее редактирование:
Очень интересный вопрос!



В 1962 и даже в 1965 году в Адлере была только одна ВПП 06-24: Исторические снимки из космоса | Страница 5 | Авиационный форум AVIAFORUM.RU

Если я не ошибаюсь, то либо в одной из книг Ершова В.В говорилось несколько слов про заход со стороны гор, либо про заход со стороны гор он мне писал на почту, когда я покупал одну из его книг, я тогда задавал ему пару вопросов, в том числе и про заход в Адлер со стороны гор. Про какую ВПП шла речь, и какие годы имелись в виду, не скажу, он летал на Ил-18, если я не ошибаюсь, с начала 1970-х.
В памяти только отложилось, что самолет заходил на одну из ВПП со стороны гор через ущелье вдоль реки Мзымты.
Жаль, что сейчас у него уже ничего не спросишь.

Кстати, мне кажется, что заход со стороны гор запретили не из-за катастрофы Ан-10 1962 года по Адлером, так как во-первых, заход отменили всё же позже 1962 года, а во-вторых, не горы, расположенные в непосредственной близости от аэропорта, стали роковыми для того полета, ведь самолет разбился, скажем так, задолго до полета по предпосадочной прямой. Хотя, может быть я и не прав.
Начал летать на Ил-18 в Ашхабаде в 365 ЛО в 1972 году. Вот где то в этот промежуток времени 72-74 г.г. вспоминаю выполняли рейс Ашхабад-Сочи. Для посадки со стороны моря не подходила попутная составляющая ветра и разрешили нам заход со стороны гор. Не помню точно с каким курсом, но заход выполнялся по правой коробочке, и выполняли 3 и 4 развороты ориентируясь на сигнальные щиты. Погода была безоблачная и заход особых затруднений не вызывал, если только необычность захода сама по себе.
 
Начал летать на Ил-18 в Ашхабаде в 365 ЛО в 1972 году. Вот где то в этот промежуток времени 72-74 г.г. вспоминаю выполняли рейс Ашхабад-Сочи. Для посадки со стороны моря не подходила попутная составляющая ветра и разрешили нам заход со стороны гор. Не помню точно с каким курсом, но заход выполнялся по правой коробочке, и выполняли 3 и 4 развороты ориентируясь на сигнальные щиты. Погода была безоблачная и заход особых затруднений не вызывал, если только необычность захода сама по себе.
Спасибо! Но вопрос рассосался сам собой: при нынешних RNP/PBN не составило бы труда вернуть такие заходы. Но причина нежелания восстановить заход с гор оказалась до банального проста: в ущелье понастроили... Короче, есть нежелание местных и понаехавших видеть и слышать заходящие лайнеры над головой.
 
Но вопрос рассосался сам собой
Вопрос о схеме захода со стороны гор если и рассосался, то не у всех...

Но причина нежелания восстановить заход с гор оказалась до банального проста: в ущелье понастроили
Есть еще один нюанс: ВПП 06-24 подросла в длине, и ее порог (24) сдвинулся в сторону гор более чем на 600 метров. Да и сейчас такие самолеты, как Ил-18 и Ан-10, у которых скорость захода на посадку и пробег меньше, чем у современных реактивных лайнеров, в Адлере почти не появляются.
Поэтому, если бы и была сейчас возможность заходить, то скорее всего только на ВПП-20.
 
Последнее редактирование:
Не помню точно с каким курсом, но заход выполнялся по правой коробочке, и выполняли 3 и 4 развороты ориентируясь на сигнальные щиты. Погода была безоблачная и заход особых затруднений не вызывал, если только необычность захода сама по себе.
А можете примерно нарисовать на карте (например, в Paint), как производился заход?
А определить с каким курсом может быть удастся по тому, как после завершения пробега двигался самолет: съехал сразу на перрон (значит садились с курсом 240), либо развернулся в торце и долго ехал назад по ВПП (значит садились с курсом 200).

P.S. Кстати, с 1970-х вплоть до реконструкции в торце ВПП-02 не было разворотного кармана.
 
Последнее редактирование:
Из истории полос AER.

- В 1956 году были построены ...взлётно-посадочная полоса ВПП-1 (вики).
Получается, до 1956 года был грунтовой круг? Или просто ГВПП?

- 1981, июль, 21. В аэропорту "Адлер" впервые приземлился аэробус Ил-86.

- Российская газета, 2012: Длина второй полосы увеличилась почти на четверть и достигла 2500 метров (а первая составляет 2890 метров).

Искал год открытия ВПП-2 - а что-то не находится. В 1967 году ее планировали на девятую пятилетку 1971–1975. Под Ту-154?
 
Последнее редактирование:
Искал год открытия ВПП-2 - а что-то не находится.
Здесь есть кое-что, только нужно перейти с cообщению #95-Адлер

В 1967 году ее планировали на девятую пятилетку 1971–1975. Под Ту-154?
Наверное. Но когда строили ВПП-2, то Ту-154, возможно, еще не летал (это было в конце 1960-х, но точную дату ввода ВПП-2 я не знаю, здесь пишут, что в 1968 году). Как минимум с начала 1970-х и до середины 1980-х обе сочинские ВПП имели длину 2200 метров.
Удлинили ВПП-1 до 2890 метров где-то к 1985 году: c этого года начались регулярные рейсы на Ил-86 в Сочи. А в 1965 году это полоса была единственной и имела длину около 2000 метров

Еще интересный факт. Ту-134 в первой половине 1980-х при выполнении рейсов "ИЗ" Сочи на дальность где-то более 800 км почти всегда (хотя были исключения) делал промежуточную посадку для дозаправки (чаще всего в Ростове-на-Дону ), но на рейсах "В" Сочи летал без этой посадки. Т.е. летом адлерских ВПП по 2200 метров для хорошо загруженного Ту-134 было мало, поэтому топлива брали только до пункта промежуточной посадки.
 
Последнее редактирование:
ВПП-2 такая никому не интересная была, что про нее в истории аэропорта никто и не помнит?

Она какую роль сыграла после открытия? (я с Адлером считай не знаком, один раз всего был).

...реально. У аэропорта три вида истории. 1. Старый аэропорт (очень много). 2. Советское время (обычно это 3-4 абзаца, часто копипастом). 3. Новый терминал и Дерипаска с 2014 годом (очень много). Эпоха Ил-18, Ту-104, Ан-10, Ту-134, Ту-154, Ил-86 практически никак не описана :( немного попадается про Ил-14, вертолеты и международку с 1964 года... - это по мотивам просмотра порядка 10 историй аэропорта Сочи/Адлер из яндекса. Про базовые авиакомпании 1990х вообще нет упоминаний.
 
Последнее редактирование:
Реклама
ВПП-2 такая никому не интересная была, что про нее в истории аэропорта никто и не помнит?
Простите, но лично я не понял этого вопроса...
Про нее точно помнят, и не мало людей. Вопрос в том: "ЧТО они про нее помнят"? ( Ну и если помнят, то "почему об этом не пишут"? :) )

Она какую роль сыграла после открытия?
1) Как минимум, это появление в распоряжении еще одной ВПП, расположенной под углом к первой. В некоторых случаях это может оказаться удобнее по направлению ветра.
2) В некоторых случаях, например, с нее можно было спокойно взлетать, не ожидая, пока сядет другой борт. Взлетать (в случае одной ВПП) навстречу садящемуся - это же не вариант. А взлет в сторону гор (или посадка со стороны гор) - тоже дело рискованное и не всегда доступное по погоде, например. Т.Е. такая ВПП позволяла разводить в разные стороны садящиеся и взлетающие борты.
3) Можно ремонтировать одну ВПП и при этом не закрывать курортный аэропорт.
4) ....думаю, что есть и другие преимущества наличия второй ВПП.

Эпоха Ил-18, Ту-104, Ан-10, Ту-134, Ту-154, Ил-86 практически никак не описана
Ту-104 в Сочи не летал регулярных рейсах.
 
Последнее редактирование:
Получается, до 1956 года был грунтовой круг? Или просто ГВПП?
Могу ошибаться, но, как мне кажется, на грунт это не очень похоже:
C1.jpg

По состоянию на осень 1955 года американцы оценивают длину ВПП примерно в 1800 метров. В 1956 году, когда основную полосу удлиняли, полеты выполнялись с грунтовой ВПП:
CIA-RDP80-T00246-A032700350001-0-0000.jpg

CIA-RDP80-T00246-A032700350001-0-0002.jpg

CIA-RDP80-T00246-A032700350001-0-0001.jpg
 
почему об этом не пишут

Да, этот вопрос основной. Как я понимаю, конкретно для Сочи, в отличие от многих других портов СССР со второй параллельной полосой, вторая полоса была весьма важной составляющей аэропорта.

И тут еще вопрос - какие аэропорты СССР до 1975 года (навскидку год) уже имели две полосы? Никогда про это не задумывался. Похоже, единицы, если не брать столицы.
 
И тут еще вопрос - какие аэропорты СССР до 1975 года (навскидку год) уже имели две полосы? Никогда про это не задумывался. Похоже, единицы, если не брать столицы.
Ну если без учета грунтовых, то: Домодедово, Шереметьево, Внуково, Пулково, Борисполь, Адлер, Баку, Вильнюс (возможно старая ВПП тоже работала), Волгоград (на снимке 1978 года старая ВПП размечена), не уверен, но возможно и в Саратове работали обе пересекающиеся ВПП.
После 1975 появились новые ВПП в Хабаровске, Ташкенте, Свердловске, Курумоче, Симферополе, Пулково, Елизово, Кневичи.
Еще и в старом аэропорту Фрунзе во второй половине 1970-х одна из рулежек использовалась как ВПП-27 и имела разметку.
 
Последнее редактирование:
mars_208, новые гдето просто заменили старые, не стали вторыми действующими? Не столицы, регионы вроде Хабаровска. Разве там обе работали когда-то одновременно, в СССР?
 
Последнее редактирование:
К теме советского курорта. Карта полетов пассажирских 28-местных Ми-8 в Сочи из начала 1970-х. От Новороссийска до Сухуми. И на Красную поляну тоже.

 
новые гдето просто заменили старые, не стали вторыми действующими? Не столицы, регионы вроде Хабаровска. Разве там обе работали когда-то одновременно, в СССР?
По-разному было.
В Хабаровске, Ташкенте, Свердловске, Курумоче, Симферополе работали обе полосы (хоть и не постоянно, как, например в Симферополе). В Пулково после строительства новой ВПП (10R-28L) из эксплуатации вывели самую старую (14/32).
В Елизово и Кневичах, если не ошибаюсь, при вводе новой (в 1978 и 1985 соответственно) старая прекращала работу, но через много лет (в 2016 в Елизово и 2011 в Кневичах) на месте этой старой строилась следующая новая и предыдущая прекращала работу.

P.S. Еще две ВПП одновременно (хотя и не всегда) работали в Стригино (с 1991), Уфе (с 1991), Тюмени (со второй половины 1980-х), Ашхабаде (2000-е) и Алма-Ате (где-то с 2008).
В Казани, Кишиневе и Тбилиси при вводе в строй новой ВПП, старая, если не ошибаюсь, прекращала работу (пусть и не сразу).
 
Последнее редактирование:
Еще интересный факт. Ту-134 в первой половине 1980-х при выполнении рейсов "ИЗ" Сочи на дальность где-то более 800 км почти всегда (хотя были исключения) делал промежуточную посадку для дозаправки (чаще всего в Ростове-на-Дону ), но на рейсах "В" Сочи летал без этой посадки. Т.е. летом адлерских ВПП по 2200 метров для хорошо загруженного Ту-134 было мало, поэтому топлива брали только до пункта промежуточной посадки.
Неверный вывод, Серёж. Рейсы Сочи - Киев, Сочи - Минск, Сочи - Набережные Челны - Тюмень и многие другие спокойно взлетали с нормальным взлетным весом. На плече Сочи - Ростов делали промпосадку в основном самолеты Приволжского УГА, чтобы попутно забрать и ростовских пассажиров, а также, собственно, ростовские самолеты для смены экипажа.
 
По-разному было.
В Хабаровске, Ташкенте, Свердловске, Курумоче, Симферополе работали обе полосы (хоть и не постоянно, как, например в Симферополе). В Пулково после строительства новой ВПП (10R-28L) из эксплуатации вывели самую старую (14/32).
В Борисполе обе работали.
 
Реклама
Искал год открытия ВПП-2 - а что-то не находится. В 1967 году ее планировали на девятую пятилетку 1971–1975. Под Ту-154?
В продолжение темы длины ВПП.... и "под Ту-154"
Построенной ВПП-2 в Сочи и удлиненной ВПП-1 длиной 2200 метров хватало Ту-154 для выполнения беспосадочных полетов в Москву, и даже в Ленинград.
Но, как мне кажется, было недостаточно для безопасного взлета летом для Ту-134 при выполнении рейсов в 1983-1984 годах, скажем в Воронеж (садились для дозаправки в Ростове-на-Дону) или Кишинев (садились в Симферополе).
Т.Е. "ради красивого словца" (!) можно сказать, что для Ту-134 в данном случае как будто бы требовалась еще большая длина ВПП!
И вот когда удлинили ВПП-1 до 2890 метров "под Ил-86", тогда и Ту-134 смог взлетать из Сочи без ограничений. Да и Ту-154 тоже мог летать на гораздо большее расстояние без посадки.
 
Последнее редактирование:
Назад