— Тогда для пополнения вашего парка остается только Sukhoi SuperJet (SSJ)?
— Да, мы начали крайне предметные переговоры с ГСС и получили предложение начать сотрудничество в виде аренды. Не выкупа и не лизинга финансового, а именно аренды. У ГСС все-таки есть самолеты, которые недавно вернулись от арендаторов. Это очень хороший вариант для нас: попробовать машину в коммерческой эксплуатации на условиях операционного лизинга.
— О каком количестве идет речь?
— Возьмем три самолета. До 20 декабря планируем начать на них летать. Эти самолеты современные с точки зрения топливной эффективности, а бывший эксплуатант (не скрою, это "Московия") подтверждает надежность этой техники и хорошие эксплуатационные характеристики. Мы знаем, что эти самолеты очень нравятся пассажирам и пилотам. Проблема только в наличии необходимого количества командиров на этот тип самолета.
— И как вы будете решать эту проблему — за свой счет переучивать или ГСС поможет? Сколько экипажей нужно на три самолета?
— Будем решать этот вопрос с привлечением инструкторов ГСС. Нам нужно 3-4 экипажа на один борт, нескольких командиров мы взяли у "Московии", но предполагаем какое-то количество и своих пилотов переучить. Обучение обычно входит в стоимость контракта при покупке самолетов или финансовом лизинге, но это не наш случай. Мы будем готовить экипажи за свой счет.
— А еще какие-то варианты рассматриваете по развитию парка?
— Да, мы внимательно следим за подготовкой серии Ту-204СМ. И готовы принять эти самолеты и попробовать их раскатать в коммерческой эксплуатации. Хорошие показатели новых самолетов в условиях коммерческой эксплуатации — это лучшая реклама.
— И сколько таких машин готовы брать?
— Я был в Ульяновске на МАТФе и походил по заводу "Авиастар-СП". По информации завода, можно строить два-три Ту-204СМ в год. И мы готовы их забирать. А производство SSJ налажено лучше. К тому же их достаточно легко освоить, поэтому после этих трех ("Московии") мы надеемся взять еще партию. Но нужно решить вопрос с финансированием. Одно дело, когда речь идет о договоре аренды, но все совсем иначе, если мы говорим о лизинге финансовом или покупке.
— И сколько всего вам самолетов нужно?
— Компания не может расти больше, чем на четверть в год. Больше — это уже очень тяжелая нагрузка и с пилотами, и с техническим обеспечением. Мы легко можем расти очень высокими темпами, но с точки зрения надежности и безопасности лучше не нагружать компанию чрезмерным ростом. Для нас хорошо будет осваивать три-четыре самолета в год. Вот у нас сейчас восемь, к 2017 году мы можем увеличить парк до 20 самолетов. Работа этим самолетам найдется, рынок у нас растущий.
— Какова ваша рыночная позиция? Считаете ли вы себя лоукостером?
— Мы бюджетная компания. Или даже гибридная, если задуматься. При тех низких тарифах, которые мы предлагаем, в нас есть признаки лоукоста, а есть и признаки классической сетевой компании. Мы продолжаем бесплатно провозить багаж, кормить пассажиров на борту, продолжаем оказывать хороший сервис. Мы даже ввели на некоторых направлениях улучшенный эконом, где предлагаем обслуживание в бизнес-залах. Готовим компанию к введению бизнес-класса. Как раз на SSJ у нас будет бизнес-класс, они ведь в двухклассной компоновке.
— Насколько эта схема гибридного лоукоста успешна и жизнеспособна для реализации бизнеса на российской технике?
— Пока сложно сказать. Прежде всего из-за топливной эффективности наших самолетов. И из-за того, что взяв самолет SSJ, мы все-таки отошли от концепции монокласса самолетного парка. Но я хочу сказать, что эти самолеты прекрасно дополнят наш однотипный парк Ту-204 и позволят органично увеличить частоты. Мы ведь по всем маршрутам (кроме Махачкалы) летаем ежедневно. А нам нужно ставить уже второй рейс в день. Увеличивать частоты на круглогодичном направлении на большой машине тяжело. Чем выше частота, тем больше потребителей мы охватываем и стягиваем на себя пассажиропоток.
— А зимний Сочи вы поставите на Sukhoi SuperJet?
— Нет, мы планируем летать на Ту-204. Из Москвы в Сочи мы будем летать ежедневно, а из регионов — один раз в неделю, под выходные. Я думаю, что соберем достаточное количество пассажиров на этот рейс. Хотя на SSJ легко открывать новые направления и раскатывать маршруты. Я думаю, что синергия двух типов позволит нам при правильной стратегии получить значительный результат. Плюс ко всему мы все равно хотим летать "мимо" Москвы, связывая региональные города России между собой, уходя от лобовой конкуренции с лидерами нашего рынка.
http://ria.ru/interview/20140925/1025559532.html