ВЭБ и Объединённая авиастроительная корпорация рискуют лишиться не только денег, одолженных мексиканской компании Interjet на покупку 22 «суперджетов», но и самих самолётов. История о том, как «лучшая инновационная финансовая сделка» превратилась в тыкву.
Мексиканская Interjet — последний иностранный авиаперевозчик, который ещё эксплуатирует российский самолёт
Sukhoi Superjet 100. В августе прошлого года
СМИ сообщили, что мексиканцы собрались отказаться от SSJ-100: якобы они ищут покупателей на 22 «суперджета». Правда, спустя пару месяцев глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов
заявил, что Россия и Мексика пришли к договорённости о продолжении эксплуатации российских самолётов: «Мы проводили переговоры, договорились, что не будем жёстко действовать с каждой стороны. Они [SSJ-100] пока эксплуатируются, — сказал он. — Мы сейчас будем смотреть, как сделать так, чтобы мягко выйти из этой ситуации, не хоронить перевозчика, — это крупная компания».
К весне нынешнего года из-за пандемии и закрытия границ Interjet оказалась на грани банкротства: мексиканцы были вынуждены
вернуть арендодателям почти все Airbus, кроме того, Клиринговая палата Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) приостановила членство Interjet из-за просроченной оплаты взносов. Ко всем неприятностям прибавились требования мексиканских налоговиков в размере 30 млн долларов.
Мексиканский перевозчик, вероятно, мог бы постепенно выбраться из проблем, продолжая эксплуатировать российские SSJ-100. Но почти все они сломались. Как
сообщали мексиканские медиа со ссылкой на ресурс Flightradar24 в мае 2020 года, на тот момент Interjet выполнял рейсы только на трёх из 22 своих «суперджетов».
Первый самолёт выбыл из строя ещё в 2015 году, когда попал в аварию в международном аэропорту Мехико (
столкнулся с рукавом телетрапа и повредил носовую часть). Он так и не был отремонтирован. Постепенно из строя выбывало всё больше самолётов — по несколько штук в год. По одной из версий, Interjet не платили за запчасти, поэтому их перестали поставлять. Но с другой стороны, много раз
сообщалось о плохом послепродажном обслуживании «суперджетов»: детали для них нельзя было найти ни за какие деньги.
Если Interjet не выкарабкается из кризиса, не исключено, что российский ВЭБ получит ощутимый финансовый удар. Именно российский госбанк
финансировал покупку мексиканцами воздушных судов. ВЭБ вместе с консорциумом международных банков (Natixis, Deutsche Bank, Intesa Sanpaolo) выделил кредит на приобретение 22 самолётов (начиная с 2013 года), обеспеченный страховым покрытием агентств ЭКСАР, КОФАС (Coface) и САЧЕ (SACE). Как писали «Ведомости», каталожная стоимость одного самолёта составляет $35 млн, то есть 22 «суперджета» были приобретены мексиканцами примерно за $770 млн. Большая часть которых — это кредитные деньги от ВЭБа и банков-партнёров.
Фото: vedomosti.ru
Условий страхования кредита в открытых данных найти не удалось. ВЭБ вообще не стремился раскрыть подробности сделки (например,
не уточнял даже процентные ставки по кредиту, назвав их просто «конкурентоспособными»).
Как выяснила Baza, вся эта ситуация ВЭБ сейчас очень волнует — уже наняты иностранные консультанты, чтобы выяснить состояние самолётов, переданных мексиканской компании, и перспективы их возврата в Россию. Можно предположить, что если бы ВЭБ был уверен в возврате своих денег, то относился бы к ситуации спокойно. Между тем иностранные консультанты из компании Blueberry Aviation предупредили Шувалова, что и самолёты вряд ли удастся вернуть.
«Согласно предварительным отчётам консультанта по проведённым мероприятиям, восстановление лётной годности воздушных судов потребует существенных материальных затрат», — говорится в письме в правительство заместителя председателя ВЭБ.РФ Даниила Алгульяна. Консультант считает «неизбежным» изъятие «суперджетов» у мексиканского перевозчика. Это может быть сделано в рамках банкротства: скорее всего, имущество перевозчика будет продано, а деньги — распределены между всеми кредиторами. Если «суперджеты» заложены перевозчиком, они тоже могут быть изъяты.
Фото: scril.ru
Но ВЭБ хотел бы, чтобы самолёты вернулись в Россию, — для их «ремаркетинга», то есть перепродажи. «Текущая ситуация требует оперативных согласованных действий участников Проекта по изъятию ВС и иных действий, направленных на защиту кредиторов по проекту», — говорится в письме Алгульяна.
Впрочем, он уточняет, что шансы получить самолёты назад невелики: «Продажа ВС в рамках процедуры обращения взыскания по договорам залога, так и потенциальное банкротство авиакомпании Interjet вследствие объявления дефолта по проекту могут существенно затруднить процесс изъятия ВС у авиакомпании InterJet и их последующей реализации на рынке».
Интересно, что в 2014 году сделка по финансированию поставок самолётов Sukhoi Superjet 100 авиакомпании Interjet была признана «Лучшей инновационной финансовой сделкой» и «Лучшей сделкой в области долгового финансирования авиатранспортного сектора в Латинской Америке» по версии издания Global Transport Finance (GTF).
«Благодаря данной схеме SuperJet International смогла предложить клиенту, мексиканской авиакомпании Interjet, уникальное долгосрочное финансирование сделки по приобретению воздушных судов SSJ-100», —
говорилось в сообщении «Эскар» — российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
Даже не знаем, что же происходит в дальнейшем с худшими сделками.
Представители ВЭБ.РФ, ОАК и Blueberry Aviation не ответили на запросы «Базы».
ВЭБ и Объединённая авиастроительная корпорация рискуют лишиться не только денег, одолженных мексиканской компании Interjet на покупку 22 «суперджетов», но и самих самолётов. История о том, как «лучшая инновационная финансовая сделка» превратилась в тыкву.
baza.io