Самолет Sukhoi Superjet 100, оснащенный двумя двигателями SaM146 производства PowerJet, в ходе первого этапа заводских испытаний провел в воздухе более 30 часов. Средняя продолжительность полетов составляла 2-4 часа.
В рамках этого этапа проводится первоначальная оценка летно-технических и аэродинамических характеристик. Самолет проходит первые летные проверки функционирования систем и оборудования на скоростях до 670 – 680 км/ч и высотах до 3000 м при различных конфигурациях механизации крыла с выпущенными и убранными шасси. Взлетная масса самолета при этом составляет от 35 000 до 40 000 кг.
По итогам проведенной серии испытаний летчики-испытатели высоко оценивают управляемость самолета на всех режимах полетов, в том числе взлетно-посадочных. Самолет показывает хорошие характеристики скороподъемности.
Обработка результатов полетов уже на начальном этапе испытаний показывает хорошую сходимость как статических, так и аэродинамических характеристик самолета с расчетными – полученными на основе обширного объема аэродинамических исследований, стендовых отработок и отработок на инженерных тренажерах. Полученные в ходе первого этапа летно-технические и взлетно-посадочные характеристики самолета в целом подтверждают заявленный уровень.
Получены первые замеры фактического почасового расхода топлива в полете. Проекция этих результатов на крейсерские режимы уже на текущем этапе показывает расход менее 1,7 тонн в час, что оправдывает заявленные конкурентные преимущества SSJ100 по топливной эффективности.
Поскольку в программу сертификационных испытаний последовательно будет вводиться четыре самолета, то летная служба компании в ходе доводочных полетов вводит в строй дополнительные экипажи – 29 июня свой первый полет на самолете SSJ100 совершил Николай Пушенко, а 2 июля Леонид Чикунов летал в роли капитана воздушного судна.
Параллельно с испытаниями первой летной машины в Комсомольске идет производство как опытных, так и первых серийных самолетов. На втором летном самолете (№95003) завершена установка систем, он поставлен под ток, что дает старт цеховой отработке систем. На третьем летном самолете Sukhoi Superjet 100 (№95004) завершилась стыковка крыла с фюзеляжем, и начался монтаж систем. Фюзеляж четвертого летного самолета (№95005) передан в цех окончательной сборки, завершается сборка отъемной части крыла. Параллельно с производством второго, третьего и четвертого летного самолета в Комсомольске-на-Амуре идет стыковка средней части, закабинного и хвостового отсека фюзеляжа ресурсного самолета (SSJ100 № 95006).
На КнААПО, НАПО и ВАСО продолжается изготовление деталей на первые четыре серийных самолета. В июне в Комсомольске-на-Амуре началась сборка центроплана первого серийного самолета SSJ 100, который будет уже седьмым по счету самолетом семейства SSJ100.
На филиале ГСС в Комсомольске-на-Амуре специалисты Brotje завершают монтаж стенда автоматической стыковки отъемной части крыла с фюзеляжем. На нем уже будет состыкован первый серийный самолет.
После завершения первого этапа заводских летных испытаний компания «Гражданские самолеты Сухого» провела комплексную оценку графика поставки ряда ключевых комплектующих как на опытные, так и на серийные машины, что, с учетом стандартных сроков сертификационных испытаний, привело к необходимости корректировки сроков реализации Программы в целом. В соответствии с графиком реализации программы получение сертификата типа запланировано на середину 2009, а начало поставок – на третий квартал 2009г.
Сертификационные испытания
Каждый из летных самолетов выполняет в сертификационных испытаниях определенную роль. Распределение самолетов по видам испытаний определяет и состав их оборудования – на первом и втором летных самолетах, например, не установлено оборудование пассажирского салона.
Первый и второй летные самолеты предназначены, в основном для оценки летно-технических и взлетно-посадочных характеристик, устойчивости и управляемости, прочности. Но главное, что они будут использоваться для проведения наиболее опасных видов испытаний, связанных с большими углами атаки и сваливанием, по оценке аэроупругой устойчивости и безопасности от возникновения флаттера.
Третий и четвертый летные самолеты предназначены, в первую очередь, для испытаний бортового радиоэлектронного оборудования, оборудования пассажирского салона, в том числе демонстрации аварийной эвакуации пассажиров. Эти же самолеты предназначены для подтверждения категории посадки и заявленного уровня шума на местности.
В общей сложности, самолетам, находящимся сейчас на доводочных полетах и в цехе окончательной сборки, предстоит совершить более 600 полетов в рамках сертификационных испытаний, которые начнутся после доводочных испытаний (в объеме от 10 до 40 полетов, в зависимости от самолета) на летно-испытательном комплексе компании «Гражданские самолеты Сухого».
Объем испытаний, проведенных компанией ГСС и поставщиками систем в обеспечение первого полета, включал в себя испытания на стендах. Аналогично, сертификационная программа включает в себя и наземные отработки на стендах. Помимо собственно летных испытаний, компании необходимо провести и ряд испытаний на стендах систем и их интеграции, завершить сертификационный объем испытаний статического самолета и провести испытания, подтверждающие заявленный ресурс.
Всего для проведения сертификационных испытаний самолета компания «Гражданские самолеты Сухого» и поставщики проекта создают более сорока испытательных стендов. Пилотажный стенд и стенд «Электронная птица» физически полностью готовы и укомплектованы для сертификационных испытаний.
В ЦАГИ продолжаются испытания статического самолета, направленные на обеспечение начала сертификационных летных испытаний самолета Sukhoi Superjet 100.
Создание системы послепродажной поддержки заказчика
Поддержка заказчиков самолета Sukhoi Superjet 100 осуществляется компанией SuperJet International (SJI), созданной в 2007 г. компанией Alenia Aeronautica и ОАО «Компания «Сухой». Совместное предприятие отвечает за поддержку всего флота самолетов Sukhoi Superjet 100 и предоставляет следующие услуги:
- Поставка запасных частей, в том числе, в ситуации «самолет на земле»;
- Опциональное обеспечение запасными частями из лизингового парка/склада на местах;
- Поддержание обменного фонда легко-съемных блоков (LRU);
- Обслуживание легко-съемных блоков и основных элементов (шасси и ВСУ), снятых с самолета, через «единое окно»;
- Поддержание фонда дорогого, высокотехнологичного оборудования и средств наземного обслуживания;
- Инжиниринговая поддержка;
- Обучение авиационного персонала;
- Обеспечение техническими публикациями через сайт, на CD/DVD, в печатном виде, поддержка обновлений;
- Поддержка летной эксплуатации;
- Обеспечение эксплуатационной технологичности, мониторинг и анализ надежности;
- Поддержка на местах (полевые представители, мобильные ремонтные службы);
- Аккаунт-Менеджмент, в том числе, координация запросов заказчиков, направленная на наиболее полное и оптимальное решение его задач;
SuperJet International будет оказывать эти и другие услуги через единый Customer Care Center, который призван стать единой платформой для любых запросов и пожеланий заказчика. Customer Care Center будет доступен 24 часа в сутки семь дней в неделю через удобный web-портал, по телефону или электронной почте.
Кроме того, SuperJet International предлагает услугу Super Care Plan (SCP), в рамках которой заказчик оплачивает заранее оговоренный набор работ в зависимости от количества летных часов, фиксируя для себя тем самым стоимость технического обслуживания.
Базовое техническое обслуживание и ремонт самолетов (A-, C,- и проверки конструкции планера) осуществляется через глобальную сеть независимых специализированных сервисных центров со стабильной репутацией. После их авторизации SJI будет поддерживать провайдеров этих услуг и регулярно проводить их аудит, направленный на поддержание заявленного уровня качества работ.
Что касается ремонта и тяжелого ремонта легко-съемных блоков и основных систем, то SJI готов предоставить эти услуги через единый интерфейс, но будет отдавать сами работы на аутсорсинг соответствующим подразделениям поставщиков систем и комплектующих. Однако, заказчик может самостоятельно работать с ними, заключив контракт напрямую.
Первые учебные центры SJI появятся в Москве и Венеции. Базовое обучающее оборудование – пилотажно-навигационный процедурный тренажер – уже установлено на базе SJI в Венеции, готовы учебные помещения, и в мае этого года компания начала обучение своих сотрудников по обслуживанию. Идет сертификация центра по FTO (EASA).
Для создания центра подготовки авиационного персонала в Москве рассматривается возможность использования территории компании «Сухой» в Жуковском, где будут размещаться и обучающие классы, и тренажеры, в том числе комплексные. Этот учебный центр будет использоваться в первую очередь для подготовки персонала авиакомпаний России и СНГ.
В ходе подготовки к вводу самолета в эксплуатацию заказчику будет предоставлен список рекомендуемых запасных частей для первоначального снабжения, а впоследствии будет проведен тренинг по снабжению. Запасные части из этого списка поставляются по отдельному Заказу на поставку, и окажутся на складе заказчика задолго до поставки ему первого самолета. Все дальнейшие заказы на поставку запасных частей будут оформляться через центр поддержки заказчика SJI.
Первоначально SJI разворачивает два основных центра распределения запасных частей: один в Москве (в начале 2009 года) и один в Центральной Европе (в начале 2010 года). Следующие склады появятся по мере продвижения самолета на рынки. Все склады будут управляться ведущим глобальным поставщиком логистических услуг.
Сегодня SJI выбирает поставщика логистических услуг, который будет заниматься управлением сетью складов и обеспечением полного спектра услуг, в частности, транспортировки и таможенного оформления.
SJI откроет склад в Москве (на территории аэропорта «Шереметьево») в 2009 году и начнет поставки запасных частей (первоначальное снабжение) не позднее, чем за 2 месяца до поставки первого самолета SSJ100 «Аэрофлоту».
Пресс-служба
«Гражданские самолеты Сухого», SuperJet International, PowerJet