2. Система управления самолета ТУ-154
На самолете ТУ-154 установлен электрогидромеханический комплекс систем управления, включающий в себя:
системы продольного, поперечного и путевого управления;
автоматическую бортовую систему управления АБСУ-154-2;
систему управления воздушными тормозами (гасителями подъемной силы);
систему управления закрылками;
систему управления предкрылками.
Продольное управление осуществляется рулем высоты и подвижным стабилизатором, поперечное управление - элеронами и интерцепторами, путевое управление - рулем направления.
Управление всеми рулевыми поверхностями осуществляется с помощью постоянно включенных необратимых бустеров. Входные звенья бустеров кинематически связаны одинарной жесткой проводкой с колонками, штурвалами и педалями, установленными на пультах управления первого и второго пилотов. В проводку управления между пилотами и бустерами через дифференциальные качалки включены электрогидравлические сервоприводы СП-1Б системы АБСУ.
Предусмотрены следующие режимы управления самолетом:
а) режим ручного (ножного) управления, при котором перемещение командных рычагов осуществляется непосредственно пилотами (штурвальное управление). При этом комплекс автоматов системы АБСУ обеспечивает улучшение характеристик устойчивости и управляемости самолета относительно трех его осей,
б) режим полуавтоматического управления, при котором пилот управляет самолетом по положению командных стрелок пилотажно-командного прибора при одновременной работе комплекса автоматов АБСУ,
в) режим автоматического управления, при котором самолетом управляет система АБСУ совместно с пилотажно-навигационным комплексом.
Загрузка командных рычагов управления создается искусственно пружинными загружателями. Для снятия балансировочных усилий предусмотрены механизмы триммерного эффекта в каждом канале управления.
Рулевые приводы бустеров трехкамерные, поступательного действия с плоскими золотниковыми распределителями. Каждая камера привода питается от одной из трех независимых гидросистем. Золотники перемещаются через упругие торсионы, обеспечивающие работоспособность привода при заклинивании одного или двух золотников.
Управление каждым интерцептором осуществляется с помощью трех однокамерных рулевых приводов, питаемых от трех независимых гидросистем.
На самолете применено совмещенное управление механизацией крыла и стабилизатором от рукоятки механизма МКВ-43 закрылков, а также раздельное их управление.
Комплекс систем управления обеспечивает:
а) простое и легкое пилотирование самолета в режиме ручного управления на всех режимах полета за счет работы автоматов, обеспечивающих высокое качество и стабильность характеристик устойчивости и управляемости и ограничивающих предельные режимы полета самолета;
б) автоматическое управление самолетом по сигналам системы АБСУ, исключая автоматический взлет до высоты 400 м и посадку с высоты 30 м до приземления;
в) высокую надежность систем управления за счет резервирования входящих в нее элементов, что сохраняет все характеристики управления при возникновении в системе практически любого отказа и обеспечивает с некоторыми ограничениями необходимые режимы полета при возникновении в системе любых двух отказов.
Характерными особенностями системы управления являются:
а) резервирование управления с постоянной работой всех резервированных каналов, внутренней детекцией отказов и контролем работы каналов на последнем звене по принципу "голосования большинством";
б) использованием в системах продольного и поперечного управления пружинных тяг, каждая из которых обеспечивает отклонение одной половины управляемой поверхности в случае заклинивания другой поверхности;
в) установка необратимых рулевых приводов непосредственно у рулей, чем обеспечиваются их противофлаттерные характеристики;
г) отсутствие весовой балансировки рулей;
д) использование интерцепторов в поперечном управлении на всех режимах полета;
е) применение средних гасителей подъемной силы для торможения при нормальном и экстренном снижении;
ж) использование центральных и средних гасителей подъемной силы на пробеге.