Ан-10. Факты и гипотезы. (+)

Реклама
Осмелюсь дополнить выводы:
1. Равноценной замены Ан-10 не было (уже писал).
2. Снятие с эксплуатации Ан-10 было исключительно волевым решением самого авиаконструктора (а так же его нежеланием отстаивать продолжение его эксплуатации).
Касательно пункта 2 - надо пробовать найти причины этого решения Антонова.
Следующие выводы - предлагайте (я надеюсь на конструктив, а не "обмен опытом" как по Пермской ветке).
 
Интересная дискуссия!
Выскажу свое мнение.
Сначала вопрос для размышления: "А была ли равноценная замена Ил-18?"
Ту-154 - это равноценная замена? Скорость у Ту-154 выше,пассажиров больше, взлетная масса больше, топлива сжигает больше, к ВПП более требователен. Ил-18 , например, летал в Магнитогорск (из Москвы), а вот заменили его на Ту-134, а позднее на Як-42. Ту-154 стал летать только после реконструкции полосы. Давайте определимся с термином "равноценная". Параметров-то очень много. Если брать два основных "Дальность" и "Пассажировместимость" (по этим двум параметрам в основном и классифицируют лайнеры), то будет один ответ, а иначе мы вряд ли договоримся.
Был ли в середине 70-х самолет, который имел дальность порядка 2000 км и пассажировместимость около 100 чел, и, конечно же, неприхотливость к ВПП, как у АН-10.
Вот список наших самолетов (на период 1974-1985).
Ан-2, Ан-14, АН-28, АН-10, Ан-24
Ил-14, Ил-18, Ил-62,Ил-86
Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ту-154
Як-40, Як-42.
Л-410.

На замену просятся:
Ту-154 -но их было еще очень мало, да и не такой это неприхотливый самолет,
Ту-134 -меньшая пассажировместимость, больше потребная длина ВПП,
Ил-18- все-таки среднемагистральник, хотя в остальном близок к АН-10
Ту-124 -чуть ли не в 2 раза меньшая пассажировместимость, да и года через 4 и он практически перестал летать на линиях.
Лично я вижу более-менее близкую замену АН-10 (по параметрам пассажировместимость-дальность) в виде двух АН-24 (хотя Ан-24 проигрывает по скорости километров 200 в час) на середину 70-х, а Як-42, можно рассматривать как замену почти через 10 лет. Тоже схожая дальность (хотя меньше- пишут 1600), схожая пассажировместимость, ну и способность взлетать с коротких ВПП. Про посадку на грунт Як-42 я как-то не слышал, но их уже (грунтовых полос) почти и не было на тот момент. Не исключаю, что его сажали, и не раз, на грунт, но все -таки прогресс не стоял на месте.

Более-менее равноценной в СССР мне видится замена Ту-114 на Ил-62. Тут и дальности рядышком, и скорости, и пассажировместимость, наверное, и потребные длины ВПП примерно одинаковые. Топлива, правда, Ил-62 расходовал больше, но был куда более комфортным. Блин, все так относительно....Ну еще замена Ил-14 на АН-24 (далее на Ан-140, Ил-114)

Кстати, когда в Магнитогорске реконструировали полосу в 1996 году, рейсы на Москву делали Ан-24, садились параллельно реконструируемой - на грунт. Сам летал тогда- впечатление незабываемое. Несется самолет как машина по ухабам, подпрыгивает, а потом после очередного подлета не опускается на грунт, а медленно уходит вверх. А на посадку заходили тоже интересно. Мне показалось, что целились на полосу 01, а потом отвернули влево-вправо и сели слева от ВПП, причем более-менее мягко. В этом рейсе я впервые услышал аплодисменты пилотам.
Полоса в Магнитке быладо 1996 года, по-моему, 2100. А высота аэродрома где-то 430 метров над уровнем моря. Этим летом мне бывший штурман магнитогорского авиаотряда сказал, что это практически горный аэродром, и Ту-134 взлетал в жару с последних плит. Я лично сам помню взлет в Москву летом: хвост уходит вниз, прыжок, и тут же под тобой пролетает торец ВПП. После реконструкции полосы Ту -134 в жару пробегал метров на 300-400 больше, чем длина старой полосы. И его разбег больше, чем у Ту-154 (мне это казалось все время странным).

Ну и еще чуть-чуть. Читал статью про Як-42 Селякова (кажется, главный конструктор Ту-134, и вроде Ту-124). Меня заставила задуматься одна его мысль. Почему у Як-42, самолета короткого взлета и посадки, нет реверса? Есть избыточная тяга, мощная механизация, малая скорость захода на посадку, но пробег его чуть ли не такой же, как и разбег (если не больше). А если полоса обледенеет, а если перелет? Отсутствие реверся на Як-42 кажется странным. Поправьте меня , если я (и Селяков ) не прав.
 
Последнее редактирование:
это практически горный аэродром
Это горный аэродром, т.к., в радиусе 50км от КТА есть перепады рельефа выше 500м (Уральские горы). Но только по этому параметру он горный, но никак не по превышению.
(кажется, главный конструктор Ту-134, и вроде Ту-124).
Нет. К Ту-124 не имеет никакого отношения, кроме систематического обливания его грязью; к Ту-134 имеет отношение как ведущий конструктор. Правда, "взял" он этот самолёт уже в сложившемся виде (когда уже модиф. "А" появилась) и вёл его в плане доработок, бюллетеней, етц. Его несбывшаяся заслуга в судьбе Ту-134 заключается в разработке Ту-134Д (удлинённой ~100-местной модиф. с уменьшенным экипажем), оставшейся на бумаге. По слухам, часть наработок пригодилась в модиф. Ту-134Б.
Есть избыточная тяга, мощная механизация, малая скорость захода на посадку, но пробег его чуть ли не такой же, как и разбег (если не больше).
Пробег порядка 900...1000 м. Разбег — примерно такой же (+_). Как раз, благодаря:...
мощная механизация
На обледеневшую полосу садиться просто нельзя. Реверс — это утяжеление ХЧФ, это её усиление, это усложнение, етц. Тяга, кстати, не сильно то и избыточная: у Як-42Д тяговооружённость составляет 0,35; у Ту-154 (для сравнения) — 0,32.
Отсутствие реверся на Як-42 кажется странным
Мне тоже. Поначалу.
 
Последнее редактирование:
Касательно пункта 2 - надо пробовать найти причины этого решения Антонова.

После 18.05 уголовные дела завели на двух конструкторов Ан-10 плюс лично на Олега Константиновича. В одной из статей читал, что ОКА лично Подгорный у Руденко "отмазывал". Сдается мне, это - основная причина оказа от дальнейшей "борьбы" за лайнер.

Ещё интересный момент. В целом ряде статей о периоде май-август 1972 года мелькала такая фраза: "...на многих Ан-10 также были обнаружены трещины..." Выходит, на многих, но не на всех. Что косвенно доказывает тот факт, что более, чем два десятка лайнеров не были списаны, а переданы различным псевдогражданским ведомствам, и преспокойно долетали себе до выработки календарного ресурса. (Статистику списания Ан-10 за 1974-1977 гг я приводил в этой ветке). Что до ВВС, то есть многочисленные свидетельства того, что "десятка" летала там и после 1977 года. ;)
 
Да нет, я сомневаюсь, что только в этом. До этого на Антова так же оказывали достаточное давление по поводу Ан-10. Да и в мемуарах первые мысли об отказе от проектирования планеров более 100 человек появились до харьковской катастрофы.
 
Выскажу свое мнение.
Сначала вопрос для размышления: "А была ли равноценная замена Ил-18?"
Ту-154 - это равноценная замена? Скорость у Ту-154 выше,пассажиров больше, взлетная масса больше, топлива сжигает больше, к ВПП
Странная постановка вопроса.... Наверно надо вспомнить, что развитие ГА СССР тех времен происходило не по принципу "равноценной замены", а в соответствии с генеральными направлениями, опредеяемым в ЦК КПСС. Так вот эти направления определяли смену так наз. поколений реактивых самолетов. Ил-18, Ту-104 Ан-10 , Ту-114 - это "первое поколение газотурбинных лайнеров". Ту-154 - уже второе... Почитайте материалы партсъездов... А под новые машины уже подтягивалась и вся остальная инфраструктура. Если следовать логике "равноценной замены", то во времена Ил-14 и Ли-2 никогда не появился бы Ту-104. Надо вспомнить и о "человеческом факторе". А именно о Б.Бугаеве. Он был членом первого отряда пилотов Ту-104, и поэтому понятна его фраза, когда-то брошеная на совещании МГА, о том "что к винтам возврата не будет". В этом ключе снятие с эксплуатации Ан-10 вполне логична, где-то через 5-7 лет за ним ушел с пассажироперевозок и Ил-18.
 
"А была ли равноценная замена Ил-18?"
Ту-154 - это равноценная замена?
Равноценная. Но в отличие от Ан-10, процесс замены Ил-18 растянулся на 10 лет (начало 1977 год, окончание - 1986 год.) и был абсолютно безболезнен для отечественной авиации: за это время успели построить/удлинить огромное количество ВПП длиной 2500+ м.


Ил-18- все-таки среднемагистральник, хотя в остальном близок к АН-10
110-и местный вариант Ил-18Е использовался как раз, как БМС.
Лично я вижу более-менее близкую замену АН-10 (по параметрам пассажировместимость-дальность) в виде двух АН-24 (хотя Ан-24 проигрывает по скорости километров 200 в час) на середину 70-х

Так оно и произошло в большинстве своем. Вот только, на линиях, типа Москва-Львов с полной нагрузкой он использоваться не мог. Либо 40-42 пассажира, либо "подскок" в Киеве. Что само по себе уже не равноценно.
 
Реклама
Это "стандартный" БК (варианты БКШ, БКП и т.д.). В простонародье - "большая корма". Выпускался ТАПО.
 
77006560.jpg


Ворошиловград, 1969

http://photofile.ru/users/qwertymipt/3543654/77006560/#mainImageLink
 

номер так и не узнали?
кстати, где-то должны быть фоты этого места, в детстве увлекался фотографией, пороюсь в архивах стархы плёнок :)
 
Реклама
Назад