Интересная дискуссия!
Выскажу свое мнение.
Сначала вопрос для размышления: "А была ли равноценная замена Ил-18?"
Ту-154 - это равноценная замена? Скорость у Ту-154 выше,пассажиров больше, взлетная масса больше, топлива сжигает больше, к ВПП более требователен. Ил-18 , например, летал в Магнитогорск (из Москвы), а вот заменили его на Ту-134, а позднее на Як-42. Ту-154 стал летать только после реконструкции полосы. Давайте определимся с термином "равноценная". Параметров-то очень много. Если брать два основных "Дальность" и "Пассажировместимость" (по этим двум параметрам в основном и классифицируют лайнеры), то будет один ответ, а иначе мы вряд ли договоримся.
Был ли в середине 70-х самолет, который имел дальность порядка 2000 км и пассажировместимость около 100 чел, и, конечно же, неприхотливость к ВПП, как у АН-10.
Вот список наших самолетов (на период 1974-1985).
Ан-2, Ан-14, АН-28, АН-10, Ан-24
Ил-14, Ил-18, Ил-62,Ил-86
Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ту-154
Як-40, Як-42.
Л-410.
На замену просятся:
Ту-154 -но их было еще очень мало, да и не такой это неприхотливый самолет,
Ту-134 -меньшая пассажировместимость, больше потребная длина ВПП,
Ил-18- все-таки среднемагистральник, хотя в остальном близок к АН-10
Ту-124 -чуть ли не в 2 раза меньшая пассажировместимость, да и года через 4 и он практически перестал летать на линиях.
Лично я вижу более-менее близкую замену АН-10 (по параметрам пассажировместимость-дальность) в виде двух АН-24 (хотя Ан-24 проигрывает по скорости километров 200 в час) на середину 70-х, а Як-42, можно рассматривать как замену почти через 10 лет. Тоже схожая дальность (хотя меньше- пишут 1600), схожая пассажировместимость, ну и способность взлетать с коротких ВПП. Про посадку на грунт Як-42 я как-то не слышал, но их уже (грунтовых полос) почти и не было на тот момент. Не исключаю, что его сажали, и не раз, на грунт, но все -таки прогресс не стоял на месте.
Более-менее равноценной в СССР мне видится замена Ту-114 на Ил-62. Тут и дальности рядышком, и скорости, и пассажировместимость, наверное, и потребные длины ВПП примерно одинаковые. Топлива, правда, Ил-62 расходовал больше, но был куда более комфортным. Блин, все так относительно....Ну еще замена Ил-14 на АН-24 (далее на Ан-140, Ил-114)
Кстати, когда в Магнитогорске реконструировали полосу в 1996 году, рейсы на Москву делали Ан-24, садились параллельно реконструируемой - на грунт. Сам летал тогда- впечатление незабываемое. Несется самолет как машина по ухабам, подпрыгивает, а потом после очередного подлета не опускается на грунт, а медленно уходит вверх. А на посадку заходили тоже интересно. Мне показалось, что целились на полосу 01, а потом отвернули влево-вправо и сели слева от ВПП, причем более-менее мягко. В этом рейсе я впервые услышал аплодисменты пилотам.
Полоса в Магнитке быладо 1996 года, по-моему, 2100. А высота аэродрома где-то 430 метров над уровнем моря. Этим летом мне бывший штурман магнитогорского авиаотряда сказал, что это практически горный аэродром, и Ту-134 взлетал в жару с последних плит. Я лично сам помню взлет в Москву летом: хвост уходит вниз, прыжок, и тут же под тобой пролетает торец ВПП. После реконструкции полосы Ту -134 в жару пробегал метров на 300-400 больше, чем длина старой полосы. И его разбег больше, чем у Ту-154 (мне это казалось все время странным).
Ну и еще чуть-чуть. Читал статью про Як-42 Селякова (кажется, главный конструктор Ту-134, и вроде Ту-124). Меня заставила задуматься одна его мысль. Почему у Як-42, самолета короткого взлета и посадки, нет реверса? Есть избыточная тяга, мощная механизация, малая скорость захода на посадку, но пробег его чуть ли не такой же, как и разбег (если не больше). А если полоса обледенеет, а если перелет? Отсутствие реверся на Як-42 кажется странным. Поправьте меня , если я (и Селяков ) не прав.