Aleck, иностранные авиакомпании не могли сами оформлять билеты на свои рейсы на территории СССР - это делалось через их генерального агента, коим был Аэрофлот. Так как услугу по оформлению билетов осуществлял Аэрофлот, поэтому и использовались бланки советской авиакомпании.
Реклама
из расписания 1957 г.:
Продажа перевозок через генерального агента (взято с
https://studref.com/305972/ekonomika/nesobstvennaya_nepryamaya_prodazha_perevozok_aviakompanii ):
В межправительственном соглашении о воздушном сообщении оговаривается коммерческое право каждой из сторон на свободную продажу своих перевозочных документов в другой стране. Если права свободной продажи предоставлено не было, авиакомпания вынуждена организовывать продажу своих перевозок в стране, куда открываются ее полеты, через генерального агента. «Соглашение о генеральном агенте» — соглашение с авиакомпанией, назначенной генеральным агентом и осуществляющей продажу и бронирование перевозок этой авиакомпании в своей стране.
Авиакомпания — генеральный агент получает комиссионные за все продажи перевозок, произведенные на его территории (общие комиссионные) в размере 2—2,5% от суммы выручки. Если же генеральный агент сам продал перевозки, то дополнительно может получить:
• 9% от суммы выручки за продажу перевозок пассажиров;
• 5% за оформление международных грузовых перевозок.
Нередко генеральным агентом становится прямой конкурент авиакомпании, что делает этот канал дистрибуции перевозок крайне неэффективным.
Ниже представлено описание авиабилета международных авиалиний 2-й половины 1970-х гг. из книги
Афанасьев В. Г. Организация международных воздушных перевозок: (Перевозки пассажиров и багажа). М.: Воздушный транспорт, 1991.256 с. (для пояснения использованы фотографии билетов из коллекции ag-o и павел78 с форума
http://proezdmoscow.1bbs.info):
На лицевой стороне обложки билета отпечатаны полное название билета, ссылка на «условия перевозки» на русском и английском языках, адрес Аэрофлота на английском языке. Для облегчения поиска билета по фамилии пассажира имеется надпись «Выдан DELIVERED TO» и оставлено место в правом нижнем углу для записи фамилии пассажира. В правом верхнем углу указаны номер формы, состоящий из четырех цифр, и серийный номер, состоящий из девяти цифр. Первые три цифры номера формы представляют собой международный код, присвоенный перевозчику (официальным кодом Аэрофлота являются цифры «555»). Четвертая цифра четырехзначного номера указывает вид документа: 5552 билет с двумя полетными купонами; 5554 билет с четырьмя полетными купонами. В левом верхнем углу белыми полосками указано, на сколько перевозчиков рассчитан билет:
На внутренней стороне обложки указывается время прибытия пассажира в аэропорт или аэровокзал, а также напоминание пассажиру о необходимости подтверждения бронирования на продолжение полета:
На третьей и четвертой страницах билета отпечатаны «Условия договора о международной воздушной перевозке» на русском и английском языках:
На пятой и шестой страницах отпечатаны «Ответственность перевозчика при международной перевозке» на русском и английском языках:
На седьмой странице билета указан перечень на русском и английском языках предметов и материалов, запрещенных к перевозке:
На восьмой странице билета приведен перечень на русском и английском языках предметов, перевозимых бесплатно:
Далее следуют отрывные купоны трех цветов, имеющие следующее назначение.
«Для контроля AUDIT COUPON» зеленого цвета является вспомогательным документом, служащим для проверки правильности применения тарифов и для контроля при расчетах с иностранными авиакомпаниями, которые перевезли пассажира по билету Аэрофлота. После заполнения билета этот купон отрывается и вместе с отчетом о продаже билетов направляется в Центр международных расчетов:
«Для агентства AGENT COUPON» розового цвета является документом, предназначенным для хранения в пункте продажи авиабилета:
«Полетный(е) купон(ы) FLIGHT COUPON» желтого цвета является документом, дающим право на полет между двумя пунктами маршрута, которые отчерчены в данном купоне жирной линией. Таких купонов в билете может быть два или четыре. В случае, если останутся лишние купоны, они должны быть обязательно погашены словом «VOID», изъяты из авиабилета и приложены к контрольному купону для пересылки в Центр международных расчетов. Если количество перевозчиков больше четырех, следует использовать несколько дополнительных бланков. Дополнительные бланки должны иметь такое же количество купонов, как и основной. Дополнительные бланки билетов и основной билет являются равноправными составными частями одного и того же договора перевозки, то есть представляют единый перевозочный документ, поэтому дополнительные бланки билетов должны предъявляться и приниматься вместе с основными. Дополнительные бланки билетов должны иметь последовательные серийные номера и аккуратно скрепляться вместе.
«Купон для пассажира PASSANGER COUPON» (третья страница обложки билета) является документом, остающимся у пассажира после окончания перевозки, и служит доказательством заключения договора перевозки:
Все купоны имеют карбонированный копировальный слой:
Авиабилет заполняется по купону «Для контроля AUDIT COUPON». Все записи в билете выполняются печатными буквами латинского алфавита. В каждом пункте отправления из билета изымается по одному полетному купону. Полетные купоны принимаются в строгой последовательности от пункта отправления до пункта назначения. Запрещается использование полетных купонов в обратном направлении или каком-либо другом порядке. Если при изъятии одного из полетных купонов окажется, что ему предшествует неиспользованный полетный купон, то такие неиспользованные купоны считаются недействительными для перевозки. Агент, вносящий сведения о бронировании в первый полетный купон, который следует за такими же неиспользованными полетными купонами, должен поставить в них запись: «NOT GOOD FOR TRANSPORTATION BUT FOR REFUND ONLY IF ANY» для перевозки недействителен, действителен только для возврата причитающейся суммы». Указанную надпись следует вносить в графу «Дополнительная передаточная надпись» (Ограничения ADDITIONAL ENDORSEMENT/RESTRICTION) на каждом таком полетном купоне, так как графа в билете не карбонирована. Приведенная форма авиабилета используется для оформления вручную.
Эволюция полётных купонов международных билетов Аэрофлота СССР:
Второй полётный купон билета 1955 г. - как раз в этом году и началось использование на международных авиалиниях Аэрофлота билетов-книжек (за год до этого на внутренних и международных авиалиниях всё ещё использовались
бланковые билеты единого образца):
https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/source/search/auction/1122/lot/71810/СССР-Аэрофлот-Пассажирский-билет?lang=ru
Второй полётный купон билета середины 1970-х гг.:
http://chess-news.ru/node/24079?quicktabs_social=0
Полётный купон билета 2-й половины 1970-х гг. (из коллекции павел78):
Полётный купон билета конца 1970-х-1988 гг. для 4-х перевозчиков (фото by павел78):
Полётный купон билета конца 1970-х-1988 гг. для 2-х перевозчиков (фото с Одноклассников):
Полётный купон билета позднего советского периода: такие билеты выпускались после вступления Аэрофлота в IATA в 1989 г., бланк на фото выпущен в 1991 г. (сканы остальных страниц этого билета
FANTOMAS выложил здесь.).
Полётный купон билета раннего российского периода, бланк которого выпущен в 1993 г. (из коллекции А. Орлова):