Сегодня теме "Артефакты советского Аэрофлота" исполняется ровно 10 лет! В связи с этим в ней будут размещены обзоры по наиболее значимым артефактам, которые удалось найти за эти годы.
Билеты внутренних авиалиний
До 1955 г. на внутренних и международных рейсах применялись одинаковые бланки билетов.
Наиболее ранние бланки билетов Аэрофлота из известных выпущены в 1934 г. - это всего спустя 2 года с момента образования Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУГВФ) и учреждения официального названия "Аэрофлот". В шапке бланка - заголовок "СССР-Аэрофлот-Трансавиация": изначально организация ГУГВФ и его органов на местах строилась по функциональной системе - руководство воздушными линиями осуществляло объединение "Трансавиация", материально-техническое снабжение – "Снабаэрофлот", производство и ремонт самолетов и двигателей было возложено на "Граждавиапром", капитальное строительство осуществлял "Граждавиастрой", проектирование и строительство дирижаблей – "Дирижаблестрой", из системы Нарком-зема в ГУГВФ была передана "Сельхозавиация". На бланке билета изображён АНТ-9, один из первых советских многоместных пассажирских самолётов:
Ко 2-й половине 1930-х гг. в шапке бланка билета поменялся заголовок: 19 мая 1934 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, предусматривающее ликвидацию функциональной системы управления подчинёнными органами ГВФ и образование 12 территориальных управлений: в результате перестройки были ликвидированы тресты и объединения, включая "Трансавиацию" и местные управления воздушных линий, а вместо ликвидированных органов было образовано 12 территориальных управлений ГВФ, осуществлявших эксплуатацию всех видов гражданской авиации и гражданского воздухоплавания: Московское, Северное, Украинское, Среднеазиатское, Казахское, Азово-Черноморское, Кавказское, Волжское, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное. Такие бланки выпускались на типографии Гознака и 2-й типографии Трансжелдориздата НКПС с 1935 по 1939 гг., причём в разных цветовых вариантах:
Бланки аналогичного вида использовались тогда и на рейсах Управления Полярной авиации Главсевморпути (УПА ГУСМП) - второго ведомства помимо ГУГВФ, которое согласно Воздушному Кодексу СССР 1935 г.могло осуществлять внутрисоюзные коммерческие авиаперевозки. К концу 1940-х гг. форма бланков УПА ГУСМП всё ещё была как у ГУГВФ, тем не менее, у билетов уже значительно различалось внешнее оформление (для сравнения, билеты
УПА ГУСМП и
ГУГВФ). В феврале 1960 г. Полярная авиация ГУСМП была передана в ведение ГУГВФ:
С 1940 г. на бланках авиабилетов изображался самолёт ПС-84:
В годы войны производством бланков авиабилетов занималась типография Аэрофлота, выпускавшая также отраслевую литературу, авиарекламу и бланки различных документов. По-видимому, перенос производства бланков авиабилетов на типографию Аэрофлота был связан с высокой загруженностью типографии Гознака в годы войны. Тем не менее, все известные авиабилеты военных лет были оформлены на бланках либо 1935, либо 1940 гг., а билеты на бланках типографии Аэрофлота были использованы в первые послевоенные месяцы. У всех известных экземпляров билетов, выпущенных начиная с военных лет и вплоть до 1949 г., отсутсвуют признаки наличия контрольных талонов (которые отрывались при регистрации на рейс, либо при посадке в самолёт):
В 1945 г. значительно изменился формат бланков, денежная сетка стала располагаться слева, обратная сторона была чистой:
В 1947 г. бланки билетов Аэрофлота вновь стали выпускаться на типографии Гознака. Теперь на билетах стал изображаться самолёт Ил-12, эксплуатация которого началась 1 июня того же года. На обратной стороне бланков вновь появилась выдержка из правил перевозки, стала указываться типография изготовления и год выпуска:
В 1949 г. эмблему Аэрофлота и надпись "Аэрофлот СССР" выровняли по центру бланка, у билетов появились контрольные талоны: