Городские аэровокзалы

В докладе "Опасные геологические процессы на территории г. Кемерово" упомянут кемеровский гораэровокзал:
4324354354.jpg


В докладе отмечены ул. Островского (в верхнем левом углу карты), ул. Дзержинского (в нижнем левом углу) и Советский проспект (в правом нижнем углу):
kem.jpg


Скорее всего, кемеровский гораэровокзал работал при агентстве Аэрофлота по адресу Советский проспект, 67. Вид в сторону площади Советов, слева - агентство Аэрофлота (источник):
284693890.jpg


Это здание в наши дни:
423543543567.jpeg

42353453465.jpeg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Из советской книги "Хроники Аэрофлота" Еремина.

1963 год, пять городских аэровокзалов.

Посмотреть вложение 736611

В Барнауле, скорее всего, имеется в виду здание на Советской, 4. Там и сейчас авиакассы и представительство аэропорта. Ранее оттуда ходил 110 автобус в аэропорт, сейчас маршрут изменили.
 
В Барнауле, скорее всего, имеется в виду здание на Советской, 4.

Нет, барнаульский гораэровокзал сначала находился в доме по адресу проспект Ленина, 58 (подробности, включая фото помещения, - в 1-м посте темы):
1524678_7e4a23ffe677b9690215d35dbbc6e50c.jpg


Ещё одно фото аэровокзала на проспекте Ленина:
423432554345435.jpg


А дом на Советской, 4, в котором располагался 2-й барнаульский гораэровокзал, был введён в строй лишь в 1965 г.. Фото 1968 г.:
1522180_cf38911e33f86b704d8d63bc90034d37.jpg


Из советской книги "Хроники Аэрофлота" Еремина.
1963 год, пять городских аэровокзалов.
avro, можете выложить информацию из книги по последующим годам? Возможно, это облегчило бы поиск информации по пока ещё неизвестным гораэровокзалам.

P.S. Вся новая информация по гораэровокзалам добавляется в первые 3 поста темы. В частности, там есть сведения по всем 5-ти аэровокзалам из поста avro.
 
В газете "За науку Сибири" №10/1961 г. опубликовано объявление первого новосибирского гораэровокзала — на тот момент здание аэровокзала на Гоголя, 3 (1963 г.) ещё не было введено в строй:
12321321323.jpg


В начале 1960-х гг. новосибирское горагентство, совмещённое с гораэровокзалом, находилось по адресу Советская, 28. Из путеводителя "Ваш спутник по Новосибирску" (1960 г.):
233425346565.jpg


Таблица из того же путеводителя: помимо аэропорта Новосибирск-Северный в ней упомянут гораэровокзал на Советской:
3243245435.jpg


Фотография ~ 1958 г.: дом агентства/аэровокзала - 7-этажное здание слева; автодорога, пересекающая фото слева направо, - ул. Советская. Через место, где на фото одноэтажная застройка, теперь пролегает широкая прямая магистраль: от ж/д вокзала (за кадром сзади-слева) и до пересечения с ул. Советской она называется Вокзальной магистралью, а далее и до площади Ленина (в верхнем правом углу фото) - улицей Орджоникидзе:
30495579.jpg


Фотография из вышеупомянутого путеводителя: справа - вход в горагентство со стороны нынешней ул. Орджоникидзе, автобус едет по ул. Советской. В настоящее время адрес здания — Советская, 20/Орджоникидзе, 21, а в начале 1960-х гг. все стороны дома имели адрес ул. Советская, 28, так как вместо ул. Орджоникидзе всё ещё был частный сектор.
1552-1-f.jpg


Более позднее фото (взято отсюда): слева - окончание Вокзальной магистрали, справа - ул. Советская. Над входом в горагентство появилась горизонтальная вывеска "Аэрофлот". Гораэровокзал мог располагаться за углом - со стороны дороги:
vHZOq.jpg


Таким образом, Новосибирск стал одним из первых городов СССР, в которых открылись гораэровокзалы. Например, в том же 1960 г. гораэровокзал появился в Ленинграде, в 1959 г. пассажиров регистрировали в городе только в Москве. В 1963 г. новосибирский гораэровокзал переехал в новое здание по адресу ул. Гоголя, 3 (подробнее).
 
Последнее редактирование:
В Калининграде первый городской аэровокзал функционировал с начала 1960-х гг. - он находился на площади Победы.

По состоянию на начало 1970-х гг. калининградское агентство агентство воздушных сообщений располагалось по адресу ул. Космонавта Леонова, 48/50. Производилась ли в нём регистрация пассажиров или для этого всё ещё использовался вышеупомянутый гораэровокзал на площади Победы - пока неизвестно.

31 января 1974 г. калининградское агентство переехало в дом по адресу площадь Калинина, 1 (источник) - по сути это был гораэровокзал с авиакассами.

В расписании 1970 г. упоминалось, что по адресу ул. Космонавта Леонова, 48-50 тоже был гораэровокзал. Из всех известных городских аэровокзалов только калининградский переезжал на новое место два раза:
234234325.jpeg


Здание 2-го калининградского гораэровокзала-агентства выглядит так:
2432345235.jpg

432465456.jpg


Фото 1962 г.: на перроне калининградского аэропорта стоит автобус с автономером - по-видимому, привёз пассажиров от гораэровокзала на площади Победы:
1962.jpg


Первый калиниградский гораэровокзал - небольшое здание на переднем плане:
4324325345345.jpg
 
В 1964 г. в Хабаровске открылось горагентство Аэрофлота, при котором работал городской аэровокзал - агентство находилось в 5-этажном доме по адресу ул. Вокзальная, 5 (теперь - Амурский бульвар, 5). В 1968 г. горагентство было выведено из состава хабаровского объединенного авиаотряда и преобразовано в хабаровское ЦАВС с подчинением непосредственно дальневосточному управлению ГА. Реклама из справочника "Хабаровск 1967":
345345645656.jpg


Фотографии с сайта Дальневосточного авиаагентства:

Хабаровское агентство-гораэровокзал работало круглосуточно и располагалось в 2-х залах: в большом зале с 8-ю кассами (на переднем плане) и в малом зале бюро бронирования. В 8 часов вечера агентство «закрывалось» - оставалось 1-2 кассира, а желающие купить билет переходили из большого зала в малый, выстраиваясь в одну очередь. В большом зале приглушали свет, и пассажиры отдыхали в ожидании регистрации на свой рейс или места в очереди за билетами.
42353345345.jpg


В кассовом зале была оборудована стойка регистрации и весы для взвешивания багажа. В основном регистрировали на ночные рейсы - на Анадырь, Москву, Свердловск. На фото 1969 г. запечатлена регистрация авиабилетов, на столе лежит моток билетов на спецавтобус, которые пассажиры должны были приобретать при регистрации на рейсы:
4235345435.jpg


До первого в СССР угона самолёта в 1970 г. тщательного досмотра не производилось: процедура оформления на рейс предусматривала лишь регистрацию билетов, взвешивание багажа, прикрепление к нему багажных бирок и заполнение регистрационных ведомостей. На фото с весами видно открытое окошко для погрузки зарегистрированного багажа в грузовик гораэровокзала:
23423234.jpg


Ракурс левее (в центре кадра - закрытое окошко с предыдущего фото):
4534656546.jpg


По-видимому, справочное бюро находилось перед входом в агентство:
42342353465.jpg


Кассовый зал хабаровского агентства в 1971 г., на заднем плане виден указатель "Регистрация билетов" (в хабаровском ЦАВС пассажиров регистрировали на рейсы вплоть до 1976г.):
245274.jpg


Начало 2000-х гг.:
4324324234234.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
О штампах, которые ставились на билеты и бирки в случае регистрации в гораэровокзале:
5345435546546.jpeg


Билет со штампом "Регистрация и автобус пл. Революции 1/2" - по этому адресу находилось транспортно-экспедиционное агентство, в котором производилась регистрация пассажиров с 1959 г. и до открытия московского гораэровокзала в 1965 г. (подробнее):
25432.jpg


На втором билете - штамп московского гораэровокзала "Регистрация и спецавтобус Ленинградский проспект, 37". У бланков формы К-54 не было денежной сетки, а поля для указания маршрута и стоимости билета заполнялись типографским способом. Обратите внимание: поверх типографского "Москва" от руки вписано "Шереметьево-1" - уже в 1973 г. существовало привычное обозначение внутреннего и международного секторов аэропорта, только внутренний сектор тогда находился в "Правительственном аэровокзале" на южном перроне, а международный - в аэровокзале с "Рюмкой":
1403943961.jpg


Билет, прошедший регистрацию в ленинградском гораэровокзале, со штампами "Регистрация в аэровокзале, Невский 7/9, __ часов __ минут" и "Ленгораэровокзал - багажный кладовщик №5":
32132132132132.jpg


На следующем билете нет штампа о предстоящем месте регистрации на рейс - либо штамп был поставлен на контрольном талоне, оторванном при регистрации, либо пассажир был уведомлен о регистрации в гораэровокзале в устной форме. Тем не менее, на билете присутствует штамп "ЦАВС Алма-Ата - багажный кладовщик № 36" - это говорит о том, что регистрация проходила в алматинском гораэровоказале:
89333570.jpg


В 1972 г. появились бланки билетов автоматизированной системы "Сирена", заполнявшиеся с использованием печатающего устройства. Во 2-й половине 1970-х гг. на штампы московского гораэровокзала были добавлены поля для указания времени начала регистрации и номера стойки регистрации: "Спецавтобус Ленинградский проспект, 37. Регистрация за ___ ч. ___ мин., секция №___":
140525459420038586.jpg


В 1980 г. появились бланки билетов для заполнения от руки форм К-1 и К-2, у которых справа от заголовка "Билет" имелись поля для указания времени начала регистрации в гораэровокзале и в аэропорту. Билет формы К-1, в котором указано время регистрации в куйбышевском гораэровокзале на ул. Спортивной, 14:
24325346557.jpg


В первой половине 1980-х гг. на бланках системы "Сирена" всё ещё ставились штампы о регистрации в гораэровокзале или в аэропорту - см. фото. Наконец, в 1984 г. появились бланки системы "Сирена-2", у которых тоже имелись поля "регистрация в городском аэровокзале __ час __ мин" и "регистрация в аэропорту __ час __ мин". В случае с билетом снизу у пассажира была возможность выбирать, где ему удобнее проходить регистрацию на рейс - в городе или в аэропорту:
1b.jpg


Багажная бирка начала 1970-х гг. со штампом "Центральное агентство ГА. Дежурный по регистрации №86". Рейс №539 был по маршруту Москва(Внуково)-Баку, значит эта бирка московского гораэровокзала:
dsfdsfdsfred.jpg


Бирка ручной клади со штампом "Главагенство МГА - регистр. № 105": в 1973 г. московское Центральное агентство воздушных сообщений было преобразовано в Главное агентство воздушных сообщений:
4235435345.jpg
 
Последнее редактирование:
Как уже было отмечено в этой теме, в Киеве пассажиров регистрировали на рейсы в ЦАВС на бульваре Шевченко, 66 — во 2-й половине 1980-х гг. в этом городе планировалось построить полноценный гораэровокзал:
Из Постановления от 13 мая 1986 г. N 177 "О генеральном плане развития г. Киева":

I. Генеральным планом развития г. Киева предусматривается:
<...>
4. По внешнему транспорту:
<...>
б) воздушному - дальнейшее расширение Бориспольского аэропорта со строительством международного аэровокзала, начало сооружения нового аэропорта в районе с. Великой Бугаевки с перебазированием туда в перспективе аэропорта Жуляны, строительство городского аэровокзала.


В конце 1970-х гг. в Харькове тоже предполагалось построить гораэровокзал - цитата из краткого справочника "Харьков" (1978 г.):
53456546546.jpg

С историей харьковского агентства воздушных сообщений можно ознакомиться здесь.

Ранее в этой теме были упомянуты нереализованные проекты по строительству гораэровокзалов в: Куйбышеве и Норильске, Горьком, Нижневартовске, Севастополе, Ставрополе, Томске, Ленинграде, Москве.
 
Из рубцовской газеты "Коммунистический призыв" от 29 февраля 1964 г.: "В городе открывается новый аэровокзал. Расположен он по ул. Тракторной в доме № 24. В аэровокзале пассажиры смогут приобрести билеты на самолёты, направляющиеся в любой пункт нашей Родины. К самолету пассажиры доставляются в специальном автобусе." (источник).
Нашёл фотографию первого рубцовского гораэровокзала (источник):
d296080adc87.jpg


Фото с Google Street View:
1539423_157718ab9e65950e11fb23a8b2954502.jpg


Напомню, что в дальнейшем рубцовское агентство воздушных сообщений с гораэровокзалом переехали по адресу проспект Ленина, 57 (дом 1977 г. постройки):
1539425_139cac7b9be797b8108ffceb7e4a8f44.jpeg
 
В конце 60-х - начале 70-х годов городское агентство Караганды выполняло роль аэровокзала: в нем проводилась регистрация рейсов и доставка пассажиров прямо к трапу самолета. На фото - автобус с пассажирами рейса 356 Караганда-Москва в нумерации рейсов с 15.05.1965 по 31.03.1972 гг.
112.jpg


111.jpg


113.jpg
 
В конце 60-х - начале 70-х годов городское агентство Караганды выполняло роль аэровокзала: в нем проводилась регистрация рейсов и доставка пассажиров прямо к трапу самолета. На фото - автобус с пассажирами рейса 356 Караганда-Москва в нумерации рейсов с 15.05.1965 по 31.03.1972 гг.
Карагандинское горагентство находилось по адресу ул. Гоголя, 27 (из "Справочника пассажира" 1973 г.):
234235443543.jpg


Фото фасада, конец 1960-х гг.:
3123423423432.jpg
 
Из путеводителя "По улицам Ташкента" 1965 г.:
"На пересечении улиц Ш. Руставели и Саперной вырастают светлые корпуса гостиницы «Интурист», рассчитанной на 750 мест. Напротив гостиницы поднимается стройный корпус девятиэтажного жилого дома башенного типа, спроектированный архитекторами Г. 3. Александрович и С. Беркович. Это будет первый в сейсмической зоне дом, собранный из каркаснопанельных конструкций. Первый этаж здания займут кассы аэрофлота, кафе, отделы бытового обслуживания; отсюда на специальных автобусах пассажиры будут доставляться прямо к самолетам. В восьми этажах запроектированы двухкомнатные и однокомнатные квартиры со всеми удобствами. Система кондиционирования воздуха создаст прохладный микроклимат в летнее время."

Здание ташкентского горагентства и гостиница были введены в строй уже в 1966 г., при этом гостиница получила название "Россия" вместо "Интуриста". На фото: гостиница - справа, а дом горагентства - 9-этажка на заднем плане:
1971.jpg


Дом с авиакассами стал первым в Ташкенте 9-этажным зданием - см. материал из газеты от 3 августа 1966 г. Информация с Tashkent Retrospective: "В одноэтажном блоке, примыкающем к дому, размещалось городское агентство Аэрофлота. Агентство работало по типу городских аэровокзалов Москвы, Ленинграда и осуществляло предварительную продажу билетов и даже приём багажа и отправку пассажиров непосредственно к самолёту".
321321435435.jpg

432432235.jpg


Вид сбоку - в длину блок агентства был больше, чем в ширину:
q1-2.jpg


"Один из залов представительства авиакомпании "Аэрофлот" в городе Ташкенте" (1975 г.):
590397_preview.jpg


Путь от гостиницы "Россия" до аэропорта на автобусе занимал всего 15 минут:
2134324324.jpg


Известно фото (снизу), сделанное на перроне МВЛ ташкентского аэропорта в сентябре 1973 г. (в кадре - Ю.Любимов, В.,Высоцкий, В. Специвцес и В. Смехов): ЛиАЗ-677 на заднем плане вполне можно принять за спецавтобус - над лобовым стеклом у него имеется указатель маршрута "... - Аэропорт" (зачем это перроннику?), однако полностью исключить, что это был перронный автобус, нельзя:
scale_1200.jpg
 
Последнее редактирование:
В конце 60-х - начале 70-х годов городское агентство Караганды выполняло роль аэровокзала: в нем проводилась регистрация рейсов и доставка пассажиров прямо к трапу самолета. На фото - автобус с пассажирами рейса 356 Караганда-Москва в нумерации рейсов с 15.05.1965 по 31.03.1972 гг...
Интересный факт для меня - не знал этого. В зиму 78 - 79-х годов, когда я начал по нескольку раз в год летать из упомянутого городского аэропорта, такого, увы, уже не было. Хотя для такого территориально "разбросанного" города в котором аэропорт и аэровокзал находятся относительно недалеко друг от друга, на мой взгляд, это имело не слишком большой смысл. Иное дело, когда городской а/п закрыли и все рейсы стали осуществляться из нового, находящегося за 15 км от города, а/п "Центральный" (в последующем -"Орталык") - здесь "переключение" первого на роль городского аэровокзала переоценить трудно.
 
В статье "Большие дела малых авиалиний", размещённой в газетах "Рассвет коммунизма" №9/1970 г. (г. Шелехов) и "Ленинское знамя" №8/1970 г. (г.Нижневаротовск), упомянуты гораэровокзалы МВЛ в Рубцовске, Бийске, Чимкенте, Енисейске, Абакане, Гомеле и Курган-Тюбе:
423435436546.jpg


В Бийске горагентство располагалось по адресу ул. Красноармейская, 71:
234234234324.jpg


В Гомеле горагентство находилось по адресу ул. Победы, 17:
XXXL.jpg
 
Последнее редактирование:
С сайта "Наша Лиепая":
"В 1958 году Лиепайский военный аэродром передаётся в распоряжение гражданского воздушного флота. Для авиапассажиров это означало полёты на больших, вместительных самолётах – Ил-12 и Ил-14. Вскоре им на смену пришли Ан-24 и Як-40. Самостоятельно к аэродрому добраться было нельзя, авиапассажиров отвозили к самолёту на автобусе от Лиепайской автостанции, которая тогда располагалась по адресу ул. Радио, 12/4. Когда в 1964 году автостанцию перенесли в здание железнодорожного вокзала, небольшое типовое здание автовокзала 50-х годов переоборудовали в «Агентство Аэрофлота». Ехать на общем автобусе приходилось, во-первых, потому, что рядом с уже бывшим военным аэродромом вырос военный городок, оставались военные части, работали локаторы, а во-вторых, потому, что в Цимдениеках не было ни нормальных дорог, ни какого-нибудь приличного аэровокзала.
Авиабилет в Лиепаю можно было купить только по предъявлению лиепайской прописки, так как город был закрытым. Поэтому каких-либо особых требований к уровню комфорта на гражданском аэродроме военного города никто не выдвигал – все всё понимали. Нынешняя дорога появилась только в 1967 году, здания для пассажиров и служб аэропорта (типовой проект) были построены к 1972 году."


Фото фасада лиепайского горагентства:
6546456567567.jpg


Целиком здание выглядело так:
54345621314234.jpg


Посадка пассажиров в автобусы производилась с тыльной стороны здания:
5424456546546.png


65464123546342.jpg


5345652342345656.jpg


Письмо от депутата лиепайского горсовета Зажигина Ф.В. председателю исполкома лиепайского горсовета (18 мая 1966 г.):
"Являюсь членом постоянной комиссии по транспорту и связи Лиепайского Горсовета. Я занимаюсь, проверкой выполнения решения Горисполкома об обеспечении населения города автобусный транспортом.
Как работник аэропорта считаю, что в доставке пассажиров из города Лиепая до места посадки в самолет и сотрудников аэропорта до места иx работы имеются существенные трудности и недостатки.
Трудности для пассажиров заключаются в том, что они обязательно должны с любого конца города приехать в городское агентство, зарегистрироваться там, а затем уже на специальном автобусе доехать до аэропорта. Если же кто опоздал или имеет несколько человек провожатых, то обязательно должен брать такси и самостоятельно ехать в аэропорт, предварительно заехав на регистрацию в городское агентство.
Сейчас автобусы от агентства до аэропорта ходят только к плановым самолетам, а если приходит дополнительный самолет, то приезд в аэропорт и отъезд с аэропорта также вызывает определенные трудности, т.к. надо ждать, когда освободятся автобусы и привезут или отвезут пассажиров, или ждать прихода автобуса к плановому самолету, а потом в переполненном автобусе пассажирам с двух самолетов добираться до города. Тесно бывает в автобусах, когда вместо Ил-14 прилетает Ан-24 и привозит 50 пассажиров с багажом вместо 36.
При существующем положении бывают непредвиденные задержки самолетов и автобус задерживается в аэропорту, и за его простой необходимо платить.
Бывают случаи, когда пассажиры или провожающие нe успевают сесть в автобус в аэропорту, он уходит, а оставшимся приходится самостоятельно добираться до дома или ждать подхода другого автобуса, т.е. прилета следующего рейса самолета.
В итоге, пассажиры правильно заявляют, что лететь до Риги 30-50 минут в зависимости от типа самолета, а чтобы добраться до аэропорта и сесть в самолет нужно потерять 60-90 минут.
Имеются претензии к работе автотранспорта и у сотрудников аэропорта, живущих в городе. При наличии летней погоды они могут приехать к месту работы вместе с пассажирами, а при отсутствии погоды, или планового самолета, а значит и автобуса, каждый добирается к месту работы как может. Всех этих трудностей можно избежать и не иметь, если разумно переделать дорогу к аэропорту и подключить к перевозке пассажиров два автобуса, которые через каждые 30 минут идут в авиагородок, расположенные по соседству с аэропортом (читать далее)".

Похожие примеры:
В Мурманске было 2 аэропорта: "Мурмаши" - нынешний мурманский аэропорт, который до ввода в строй новой ВПП в 1976 г. принимал только поршневые самолёты, и аэродром совместного базирования ВВС и ГА "Килпъявр"/"Мурманск-3", где до середины 1970-х гг. базировалась газотурбинная авиация Аэрофлота. С 1963 по 1966 гг. в "Килпъявре" не было аэровокзала - в этот период пассажиры проходили регистрацию на рейсы только в горагентстве (подробнее). Упоминание о вводе в строй аэровокзала в аэропорту "Мурманск-3":
12312321234234.jpg


Аэропорт Храброво в Калининграде тоже являлся аэродромом совместного базирования: в прошлом это был немецкий аэродром "Повунден", построенный в середине 1930-х гг. к югу от одноименного посёлка. После захвата в 1945 г. этот аэродром стал использоваться советскими ВВС, в начале 1950-х гг. для нужд реактивной авиации там была сооружена бетонная ВПП длиной 2000 метров, рулёжные дорожки. Первый калининградский аэропорт "Девау" был непригоден для приёма реактивных самолётов Аэрофлота, поэтому с начала 1960-х гг. основным аэропортом Калининграда стал "Храброво". Первый храбровский аэровокзал был введён в строй лишь в 1970 г. - до этого вылетавшие из Храброво пассажиры проходили регистрацию только в городском аэровокзале (подробнее).
 
Последнее редактирование:
Реклама
Упоминание владивостокского гораэровокзала в книге В. ТКАЧЕВ, С. НИКОЛАЕВ. ПО ГОРОДАМ ПРИМОРЬЯ. Справочник-путеводитель. Издательство "Прогресс", Москва 1966 г.: "Мы начнём знакомство с городом с Вокзальной площади. На ней оказывается каждый гость Владивостока, каким бы путём он ни прибыл. Здесь расположены вокзалы: морской, два железнодорожных (главный и пригородный) и аэровокзал".
432543654654132.jpg


То, что этот аэровокзал находился в доме авиакасс на Посьетской, упомянул alexanders61. Ниже на фото - улица Посьетская в 1984 г., видна крыша здания горагентства (указана стрелкой):
234324.jpg


Теперь это здание выглядит так:
2134325435435.jpeg
 
Последнее редактирование:
Назад