Городские аэровокзалы

В докладе "Опасные геологические процессы на территории г. Кемерово" упомянут кемеровский гораэровокзал:


В докладе отмечены ул. Островского (в верхнем левом углу карты), ул. Дзержинского (в нижнем левом углу) и Советский проспект (в правом нижнем углу):


Скорее всего, кемеровский гораэровокзал работал при агентстве Аэрофлота по адресу Советский проспект, 67. Вид в сторону площади Советов, слева - агентство Аэрофлота (источник):


Это здание в наши дни:

 
Последнее редактирование:

В Барнауле, скорее всего, имеется в виду здание на Советской, 4. Там и сейчас авиакассы и представительство аэропорта. Ранее оттуда ходил 110 автобус в аэропорт, сейчас маршрут изменили.
 
В Барнауле, скорее всего, имеется в виду здание на Советской, 4.

Нет, барнаульский гораэровокзал сначала находился в доме по адресу проспект Ленина, 58 (подробности, включая фото помещения, - в 1-м посте темы):


Ещё одно фото аэровокзала на проспекте Ленина:


А дом на Советской, 4, в котором располагался 2-й барнаульский гораэровокзал, был введён в строй лишь в 1965 г.. Фото 1968 г.:


avro, можете выложить информацию из книги по последующим годам? Возможно, это облегчило бы поиск информации по пока ещё неизвестным гораэровокзалам.

P.S. Вся новая информация по гораэровокзалам добавляется в первые 3 поста темы. В частности, там есть сведения по всем 5-ти аэровокзалам из поста avro.
 
В газете "За науку Сибири" №10/1961 г. опубликовано объявление первого новосибирского гораэровокзала — на тот момент здание аэровокзала на Гоголя, 3 (1963 г.) ещё не было введено в строй:


В начале 1960-х гг. новосибирское горагентство, совмещённое с гораэровокзалом, находилось по адресу Советская, 28. Из путеводителя "Ваш спутник по Новосибирску" (1960 г.):


Таблица из того же путеводителя: помимо аэропорта Новосибирск-Северный в ней упомянут гораэровокзал на Советской:


Фотография ~ 1958 г.: дом агентства/аэровокзала - 7-этажное здание слева; автодорога, пересекающая фото слева направо, - ул. Советская. Через место, где на фото одноэтажная застройка, теперь пролегает широкая прямая магистраль: от ж/д вокзала (за кадром сзади-слева) и до пересечения с ул. Советской она называется Вокзальной магистралью, а далее и до площади Ленина (в верхнем правом углу фото) - улицей Орджоникидзе:


Фотография из вышеупомянутого путеводителя: справа - вход в горагентство со стороны нынешней ул. Орджоникидзе, автобус едет по ул. Советской. В настоящее время адрес здания — Советская, 20/Орджоникидзе, 21, а в начале 1960-х гг. все стороны дома имели адрес ул. Советская, 28, так как вместо ул. Орджоникидзе всё ещё был частный сектор.


Более позднее фото (взято отсюда): слева - окончание Вокзальной магистрали, справа - ул. Советская. Над входом в горагентство появилась горизонтальная вывеска "Аэрофлот". Гораэровокзал мог располагаться за углом - со стороны дороги:


Таким образом, Новосибирск стал одним из первых городов СССР, в которых открылись гораэровокзалы. Например, в том же 1960 г. гораэровокзал появился в Ленинграде, в 1959 г. пассажиров регистрировали в городе только в Москве. В 1963 г. новосибирский гораэровокзал переехал в новое здание по адресу ул. Гоголя, 3 (подробнее).
 
Последнее редактирование:

В расписании 1970 г. упоминалось, что по адресу ул. Космонавта Леонова, 48-50 тоже был гораэровокзал. Из всех известных городских аэровокзалов только калининградский переезжал на новое место два раза:


Здание 2-го калининградского гораэровокзала-агентства выглядит так:



Фото 1962 г.: на перроне калининградского аэропорта стоит автобус с автономером - по-видимому, привёз пассажиров от гораэровокзала на площади Победы:


Первый калиниградский гораэровокзал - небольшое здание на переднем плане:
 
В 1964 г. в Хабаровске открылось горагентство Аэрофлота, при котором работал городской аэровокзал - агентство находилось в 5-этажном доме по адресу ул. Вокзальная, 5 (теперь - Амурский бульвар, 5). В 1968 г. горагентство было выведено из состава хабаровского объединенного авиаотряда и преобразовано в хабаровское ЦАВС с подчинением непосредственно дальневосточному управлению ГА. Реклама из справочника "Хабаровск 1967":


Фотографии с сайта Дальневосточного авиаагентства:

Хабаровское агентство-гораэровокзал работало круглосуточно и располагалось в 2-х залах: в большом зале с 8-ю кассами (на переднем плане) и в малом зале бюро бронирования. В 8 часов вечера агентство «закрывалось» - оставалось 1-2 кассира, а желающие купить билет переходили из большого зала в малый, выстраиваясь в одну очередь. В большом зале приглушали свет, и пассажиры отдыхали в ожидании регистрации на свой рейс или места в очереди за билетами.


В кассовом зале была оборудована стойка регистрации и весы для взвешивания багажа. В основном регистрировали на ночные рейсы - на Анадырь, Москву, Свердловск. На фото 1969 г. запечатлена регистрация авиабилетов, на столе лежит моток билетов на спецавтобус, которые пассажиры должны были приобретать при регистрации на рейсы:


До первого в СССР угона самолёта в 1970 г. тщательного досмотра не производилось: процедура оформления на рейс предусматривала лишь регистрацию билетов, взвешивание багажа, прикрепление к нему багажных бирок и заполнение регистрационных ведомостей. На фото с весами видно открытое окошко для погрузки зарегистрированного багажа в грузовик гораэровокзала:


Ракурс левее (в центре кадра - закрытое окошко с предыдущего фото):


По-видимому, справочное бюро находилось перед входом в агентство:


Кассовый зал хабаровского агентства в 1971 г., на заднем плане виден указатель "Регистрация билетов" (в хабаровском ЦАВС пассажиров регистрировали на рейсы вплоть до 1976г.):


Начало 2000-х гг.:
 
Последнее редактирование:
О штампах, которые ставились на билеты и бирки в случае регистрации в гораэровокзале:


Билет со штампом "Регистрация и автобус пл. Революции 1/2" - по этому адресу находилось транспортно-экспедиционное агентство, в котором производилась регистрация пассажиров с 1959 г. и до открытия московского гораэровокзала в 1965 г. (подробнее):


На втором билете - штамп московского гораэровокзала "Регистрация и спецавтобус Ленинградский проспект, 37". У бланков формы К-54 не было денежной сетки, а поля для указания маршрута и стоимости билета заполнялись типографским способом. Обратите внимание: поверх типографского "Москва" от руки вписано "Шереметьево-1" - уже в 1973 г. существовало привычное обозначение внутреннего и международного секторов аэропорта, только внутренний сектор тогда находился в "Правительственном аэровокзале" на южном перроне, а международный - в аэровокзале с "Рюмкой":


Билет, прошедший регистрацию в ленинградском гораэровокзале, со штампами "Регистрация в аэровокзале, Невский 7/9, __ часов __ минут" и "Ленгораэровокзал - багажный кладовщик №5":


На следующем билете нет штампа о предстоящем месте регистрации на рейс - либо штамп был поставлен на контрольном талоне, оторванном при регистрации, либо пассажир был уведомлен о регистрации в гораэровокзале в устной форме. Тем не менее, на билете присутствует штамп "ЦАВС Алма-Ата - багажный кладовщик № 36" - это говорит о том, что регистрация проходила в алматинском гораэровоказале:


В 1972 г. появились бланки билетов автоматизированной системы "Сирена", заполнявшиеся с использованием печатающего устройства. Во 2-й половине 1970-х гг. на штампы московского гораэровокзала были добавлены поля для указания времени начала регистрации и номера стойки регистрации: "Спецавтобус Ленинградский проспект, 37. Регистрация за ___ ч. ___ мин., секция №___":


В 1980 г. появились бланки билетов для заполнения от руки форм К-1 и К-2, у которых справа от заголовка "Билет" имелись поля для указания времени начала регистрации в гораэровокзале и в аэропорту. Билет формы К-1, в котором указано время регистрации в куйбышевском гораэровокзале на ул. Спортивной, 14:


В первой половине 1980-х гг. на бланках системы "Сирена" всё ещё ставились штампы о регистрации в гораэровокзале или в аэропорту - см. фото. Наконец, в 1984 г. появились бланки системы "Сирена-2", у которых тоже имелись поля "регистрация в городском аэровокзале __ час __ мин" и "регистрация в аэропорту __ час __ мин". В случае с билетом снизу у пассажира была возможность выбирать, где ему удобнее проходить регистрацию на рейс - в городе или в аэропорту:


Багажная бирка начала 1970-х гг. со штампом "Центральное агентство ГА. Дежурный по регистрации №86". Рейс №539 был по маршруту Москва(Внуково)-Баку, значит эта бирка московского гораэровокзала:


Бирка ручной клади со штампом "Главагенство МГА - регистр. № 105": в 1973 г. московское Центральное агентство воздушных сообщений было преобразовано в Главное агентство воздушных сообщений:
 
Последнее редактирование:
Как уже было отмечено в этой теме, в Киеве пассажиров регистрировали на рейсы в ЦАВС на бульваре Шевченко, 66 — во 2-й половине 1980-х гг. в этом городе планировалось построить полноценный гораэровокзал:


В конце 1970-х гг. в Харькове тоже предполагалось построить гораэровокзал - цитата из краткого справочника "Харьков" (1978 г.):

С историей харьковского агентства воздушных сообщений можно ознакомиться здесь.

Ранее в этой теме были упомянуты нереализованные проекты по строительству гораэровокзалов в: Куйбышеве и Норильске, Горьком, Нижневартовске, Севастополе, Ставрополе, Томске, Ленинграде, Москве.
 
Нашёл фотографию первого рубцовского гораэровокзала (источник):


Фото с Google Street View:


Напомню, что в дальнейшем рубцовское агентство воздушных сообщений с гораэровокзалом переехали по адресу проспект Ленина, 57 (дом 1977 г. постройки):
 
В конце 60-х - начале 70-х годов городское агентство Караганды выполняло роль аэровокзала: в нем проводилась регистрация рейсов и доставка пассажиров прямо к трапу самолета. На фото - автобус с пассажирами рейса 356 Караганда-Москва в нумерации рейсов с 15.05.1965 по 31.03.1972 гг.




 
Карагандинское горагентство находилось по адресу ул. Гоголя, 27 (из "Справочника пассажира" 1973 г.):


Фото фасада, конец 1960-х гг.:
 
Из путеводителя "По улицам Ташкента" 1965 г.:
"На пересечении улиц Ш. Руставели и Саперной вырастают светлые корпуса гостиницы «Интурист», рассчитанной на 750 мест. Напротив гостиницы поднимается стройный корпус девятиэтажного жилого дома башенного типа, спроектированный архитекторами Г. 3. Александрович и С. Беркович. Это будет первый в сейсмической зоне дом, собранный из каркаснопанельных конструкций. Первый этаж здания займут кассы аэрофлота, кафе, отделы бытового обслуживания; отсюда на специальных автобусах пассажиры будут доставляться прямо к самолетам. В восьми этажах запроектированы двухкомнатные и однокомнатные квартиры со всеми удобствами. Система кондиционирования воздуха создаст прохладный микроклимат в летнее время."

Здание ташкентского горагентства и гостиница были введены в строй уже в 1966 г., при этом гостиница получила название "Россия" вместо "Интуриста". На фото: гостиница - справа, а дом горагентства - 9-этажка на заднем плане:


Дом с авиакассами стал первым в Ташкенте 9-этажным зданием - см. материал из газеты от 3 августа 1966 г. Информация с Tashkent Retrospective: "В одноэтажном блоке, примыкающем к дому, размещалось городское агентство Аэрофлота. Агентство работало по типу городских аэровокзалов Москвы, Ленинграда и осуществляло предварительную продажу билетов и даже приём багажа и отправку пассажиров непосредственно к самолёту".



Вид сбоку - в длину блок агентства был больше, чем в ширину:


"Один из залов представительства авиакомпании "Аэрофлот" в городе Ташкенте" (1975 г.):


Путь от гостиницы "Россия" до аэропорта на автобусе занимал всего 15 минут:


Известно фото (снизу), сделанное на перроне МВЛ ташкентского аэропорта в сентябре 1973 г. (в кадре - Ю.Любимов, В.,Высоцкий, В. Специвцес и В. Смехов): ЛиАЗ-677 на заднем плане вполне можно принять за спецавтобус - над лобовым стеклом у него имеется указатель маршрута "... - Аэропорт" (зачем это перроннику?), однако полностью исключить, что это был перронный автобус, нельзя:
 
Последнее редактирование:
Интересный факт для меня - не знал этого. В зиму 78 - 79-х годов, когда я начал по нескольку раз в год летать из упомянутого городского аэропорта, такого, увы, уже не было. Хотя для такого территориально "разбросанного" города в котором аэропорт и аэровокзал находятся относительно недалеко друг от друга, на мой взгляд, это имело не слишком большой смысл. Иное дело, когда городской а/п закрыли и все рейсы стали осуществляться из нового, находящегося за 15 км от города, а/п "Центральный" (в последующем -"Орталык") - здесь "переключение" первого на роль городского аэровокзала переоценить трудно.
 
В статье "Большие дела малых авиалиний", размещённой в газетах "Рассвет коммунизма" №9/1970 г. (г. Шелехов) и "Ленинское знамя" №8/1970 г. (г.Нижневаротовск), упомянуты гораэровокзалы МВЛ в Рубцовске, Бийске, Чимкенте, Енисейске, Абакане, Гомеле и Курган-Тюбе:


В Бийске горагентство располагалось по адресу ул. Красноармейская, 71:


В Гомеле горагентство находилось по адресу ул. Победы, 17:
 
Последнее редактирование:
С сайта "Наша Лиепая":
"В 1958 году Лиепайский военный аэродром передаётся в распоряжение гражданского воздушного флота. Для авиапассажиров это означало полёты на больших, вместительных самолётах – Ил-12 и Ил-14. Вскоре им на смену пришли Ан-24 и Як-40. Самостоятельно к аэродрому добраться было нельзя, авиапассажиров отвозили к самолёту на автобусе от Лиепайской автостанции, которая тогда располагалась по адресу ул. Радио, 12/4. Когда в 1964 году автостанцию перенесли в здание железнодорожного вокзала, небольшое типовое здание автовокзала 50-х годов переоборудовали в «Агентство Аэрофлота». Ехать на общем автобусе приходилось, во-первых, потому, что рядом с уже бывшим военным аэродромом вырос военный городок, оставались военные части, работали локаторы, а во-вторых, потому, что в Цимдениеках не было ни нормальных дорог, ни какого-нибудь приличного аэровокзала.
Авиабилет в Лиепаю можно было купить только по предъявлению лиепайской прописки, так как город был закрытым. Поэтому каких-либо особых требований к уровню комфорта на гражданском аэродроме военного города никто не выдвигал – все всё понимали. Нынешняя дорога появилась только в 1967 году, здания для пассажиров и служб аэропорта (типовой проект) были построены к 1972 году."


Фото фасада лиепайского горагентства:


Целиком здание выглядело так:


Посадка пассажиров в автобусы производилась с тыльной стороны здания:






Письмо от депутата лиепайского горсовета Зажигина Ф.В. председателю исполкома лиепайского горсовета (18 мая 1966 г.):
"Являюсь членом постоянной комиссии по транспорту и связи Лиепайского Горсовета. Я занимаюсь, проверкой выполнения решения Горисполкома об обеспечении населения города автобусный транспортом.
Как работник аэропорта считаю, что в доставке пассажиров из города Лиепая до места посадки в самолет и сотрудников аэропорта до места иx работы имеются существенные трудности и недостатки.
Трудности для пассажиров заключаются в том, что они обязательно должны с любого конца города приехать в городское агентство, зарегистрироваться там, а затем уже на специальном автобусе доехать до аэропорта. Если же кто опоздал или имеет несколько человек провожатых, то обязательно должен брать такси и самостоятельно ехать в аэропорт, предварительно заехав на регистрацию в городское агентство.
Сейчас автобусы от агентства до аэропорта ходят только к плановым самолетам, а если приходит дополнительный самолет, то приезд в аэропорт и отъезд с аэропорта также вызывает определенные трудности, т.к. надо ждать, когда освободятся автобусы и привезут или отвезут пассажиров, или ждать прихода автобуса к плановому самолету, а потом в переполненном автобусе пассажирам с двух самолетов добираться до города. Тесно бывает в автобусах, когда вместо Ил-14 прилетает Ан-24 и привозит 50 пассажиров с багажом вместо 36.
При существующем положении бывают непредвиденные задержки самолетов и автобус задерживается в аэропорту, и за его простой необходимо платить.
Бывают случаи, когда пассажиры или провожающие нe успевают сесть в автобус в аэропорту, он уходит, а оставшимся приходится самостоятельно добираться до дома или ждать подхода другого автобуса, т.е. прилета следующего рейса самолета.
В итоге, пассажиры правильно заявляют, что лететь до Риги 30-50 минут в зависимости от типа самолета, а чтобы добраться до аэропорта и сесть в самолет нужно потерять 60-90 минут.
Имеются претензии к работе автотранспорта и у сотрудников аэропорта, живущих в городе. При наличии летней погоды они могут приехать к месту работы вместе с пассажирами, а при отсутствии погоды, или планового самолета, а значит и автобуса, каждый добирается к месту работы как может. Всех этих трудностей можно избежать и не иметь, если разумно переделать дорогу к аэропорту и подключить к перевозке пассажиров два автобуса, которые через каждые 30 минут идут в авиагородок, расположенные по соседству с аэропортом (читать далее)".

Похожие примеры:
В Мурманске было 2 аэропорта: "Мурмаши" - нынешний мурманский аэропорт, который до ввода в строй новой ВПП в 1976 г. принимал только поршневые самолёты, и аэродром совместного базирования ВВС и ГА "Килпъявр"/"Мурманск-3", где до середины 1970-х гг. базировалась газотурбинная авиация Аэрофлота. С 1963 по 1966 гг. в "Килпъявре" не было аэровокзала - в этот период пассажиры проходили регистрацию на рейсы только в горагентстве (подробнее). Упоминание о вводе в строй аэровокзала в аэропорту "Мурманск-3":


Аэропорт Храброво в Калининграде тоже являлся аэродромом совместного базирования: в прошлом это был немецкий аэродром "Повунден", построенный в середине 1930-х гг. к югу от одноименного посёлка. После захвата в 1945 г. этот аэродром стал использоваться советскими ВВС, в начале 1950-х гг. для нужд реактивной авиации там была сооружена бетонная ВПП длиной 2000 метров, рулёжные дорожки. Первый калининградский аэропорт "Девау" был непригоден для приёма реактивных самолётов Аэрофлота, поэтому с начала 1960-х гг. основным аэропортом Калининграда стал "Храброво". Первый храбровский аэровокзал был введён в строй лишь в 1970 г. - до этого вылетавшие из Храброво пассажиры проходили регистрацию только в городском аэровокзале (подробнее).
 
Последнее редактирование:
Упоминание владивостокского гораэровокзала в книге В. ТКАЧЕВ, С. НИКОЛАЕВ. ПО ГОРОДАМ ПРИМОРЬЯ. Справочник-путеводитель. Издательство "Прогресс", Москва 1966 г.: "Мы начнём знакомство с городом с Вокзальной площади. На ней оказывается каждый гость Владивостока, каким бы путём он ни прибыл. Здесь расположены вокзалы: морской, два железнодорожных (главный и пригородный) и аэровокзал".


То, что этот аэровокзал находился в доме авиакасс на Посьетской, упомянул alexanders61. Ниже на фото - улица Посьетская в 1984 г., видна крыша здания горагентства (указана стрелкой):


Теперь это здание выглядит так:
 
Последнее редактирование: