Городские аэровокзалы

Первый петропавловский гораэровокзал находился в здании морвокзала. Из рекламного буклета Аэрофлота "Дальний Восток" (конец 1960-х-начало 1970-х гг.):


Петропавловский морвокзал:
 
Последнее редактирование:
Я полагаю, название вторично. Если объект заниается только продажей билетов, то это касса. Если же занимается еще и регистрацией и доставкой к трапу, то это аэровокзал. Даже если вывеска на нем иная.
 
Из "Руководства по обслуживанию пассажиров на воздушных линиях Союза ССР. Часть I. Обслуживание пассажиров в аэропорту и в городском аэровокзале" (утв. МГА СССР 21.11.1985):
Билеты на спецавтобус от московского городского Аэровокзала к трапу самолёта:


В справочнике "Пассажирский транспорт Москвы" 1973 г. оплата багажа упоминалась применительно только к спецавтобусам, а в случае с автобусами-экспрессами речь шла только об оплате проезда пассажира, как в обычном автобусе:
 
Последнее редактирование:
Ранее в теме была выложена газетная заметка об открытии в конце 1975 г. вильнюсского гораэровокзала - теперь подробнее про него:

Вильнюсский городской аэровокзал находился в здании по адресу ул. Укмергес, 12 (теперь - Проспект Конституции, 12):


7-этажный сегмент здания - гостиница "Туристас", левее - 3-этажный блок агентства Аэрофлота с гораэровокзалом (фото с сайта madeinvilnius.lt):


Блок Аэрофлота крупнее:


На переднем плане - фасад гостиницы "Туристас", далее - юго-восточный торец блока Аэрофлота. Подъездная дорога к гораэровокзалу была только с этой стороны - по-видимому, здесь и производилась посадка зарегистрированных пассажиров в спецавтобусы:


Фото фасада гораэровокзала в Вильнюсе (из авиарекламы 1980-х гг.). На заднем плане слева - гостиница "Туристас", справа - высотная гостиница "Лиетува".


Внутри агентства:




 
Последнее редактирование:
Полистал подшивку "Гражданской авиации" за середину 1960-х. Там крайне много упоминаний аэровокзалов в СССР. Бывает, что больше одного текста в одном номере. Из чего делаю предположение, что в те годы была задача - наоткрывать не просто городские кассы, но "Аэровокзалы". И писали он них именно как о Вокзалах. Хотя, если сравнивать с ЖД, то сравнение было бы небольшим. А вот потом, как мне кажется, бывшему школьнику 1980-х, были уже просто кассы. И да, Аэровокзал был в Москве, он особенный. Мне приходит в голову (в части регионов) название "Агентство Аэрофлота", если говорить про поздний СССР. Интересно найти первоисточник слова Аэровокзал, когда их начали активно открывать в те хрущевские и ранние брежневские времена.

У меня есть современное фото советских касс Аэрофлота в Южно-Сахалинске на ул. Ленина, 232, кажется. Интересно, там был "аэровокзал"?
 
Последнее редактирование:

Термин "городской аэровокзал" стал использоваться за рубежом задолго до появления в начале 1960-х гг. первых советских гораэровокзалов. На заре гражданской авиации аэровокзалов не было не то что в городах, но и в аэропортах - пассажиров оформляли на рейсы в городских представительствах авиакомпаний, после чего доставляли на аэродромы (источник). Но называть эти представительства "гораэровокзалами" нельзя, так как аэровокзал - это нечто большее, чем просто помещение для оформления пассажиров на рейсы:


Первые городские аэровокзалы появились на рубеже 1930-х-1940-х гг. как дополнение к уже существовавшим на тот момент аэропортовым аэровокзалам:

Нью-Йорк
26 января 1941 г. на месте снесённого отеля "Belmont" открылся первый нью-йоркский гораэровокзал - он располагался на пересечении Парк-авеню и 42-й улицы. В нём обслуживались пассажиры American, Eastern, TWA, United и Pan Am. К концу 1946 г. его ежесуточный пассажиропоток достигал 12000 человек.


Из-за роста пассажиропотока в 1954 г. был открыт второй нью-йоркский гораэровокал ("East Side Airlines Terminal") - он занял прямоугольную площадку, ограниченную 1-й, 2-й авеню и 37-й, 38-й улицами. После его ввода в строй в здании первого гораэровокзала производилась только продажа авиабилетов.


Всего через год, в сентябре 1955 г., в Нью-Йорке открылся третий гораэровокзал ("West Side Airlines Terminal") - он находился на пересечении 42 улицы и 10 авеню. Подробнее про нью-йорские гораэровокзалы см. здесь.



Лондон
Гораэровокзалы а/к "Imperial Airways"/"BOAC"/"British Airways"
По-видимому, самый первый гораэровокзал был открыт авиакомпанией "Imperial Airways" в 1939 г. - он располагался вблизи лондонского ж/д вокзала "Виктория" и изначально назывался "Empire Air Terminal". На год его открытия пришлось образование авиакомпании "British Overseas Airways Corporation" (BOAC) путём слияния "Imperial Airways" и "British Airways", поэтому вскоре гораэровокзал стал называться "BOAC Air Terminal". Отсюда зарегистрированных пассажиров доставляли по железной дороге в аэропорт Кройдон.


К 1960 г. к обоим торцам железнодорожного гораэровокзала BOAC пристроили блоки-расширения - отсюда пассажиров доставляли в аэропорт"Гетвик":


Через дорогу от бывшего "BOAC Air Terminal" находится угловое здание 1932 г. постройки - в нём располагается лондонский автовокзал "Victoria Coach Station":


Часть здания автовокзала "Victoria Coach Station" занимал автобусный гораэровокзал BOAC/ British Airways:
 
Последнее редактирование:
Гораэровокзалы а/к "BEA"
Изначально пассажиров BEA обслуживали в гораэровокзале "BOAC Air Terminal", после чего они отправлялись в аэропорт Норхолт. В 1948 г. в Лондоне открылся первый городской аэровокзал а/к BEA - он назывался "Kensington Air Station":


В 1953 гораэровокзал BEA переехал на южный берег Темзы, в район ж/д вокзала Ватерлоо, поэтому он получил название "Waterloo Air Terminal". Помимо BEA этот гораэровокзал также использовали авиакомпании Aer Lingus, Air France, Iceland Airways, Sabena, SAS и Swissair. Отсюда зарегистрированных пассажиров доставляли в а/п "Хитроу", причём не только на автобусах, но и на вертолётах:


В 1957 г. гораэровокзал BEA переехал в западную часть Лондона - он стал называться "West London Air Terminal". Для его сооружения потребовалось создать специальную железобетонную площадку размером 0,8 га, размещённую поверх железнодорожных путей, так как высокая стоимость земли затрудняла выбор участков для строительства:


В таком виде аэровокзал считался временным сооружением - рядом с ним велось строительство постоянного гораэровокзала BEA:


Первая очередь постоянного городского аэровокзала "West London Air Terminal" была введена в строй 6 ноября 1963 г. Будучи завершённым, он был рассчитан на пассажиропоток до 4,5 млн. пассажиров в год. Регистрация пассажиров на рейсы перестала здесь производиться в 1974 г. - до своего закрытия в 1978 г. сооружение использовалось в качестве автовокзала аэропорта Хитроу:



Париж
В 1947 г., через 8 лет после открытия лондонского ж/д аэровокзала "Empire Terminal", "Air France" открыла аналогичный гораэровокзал на парижской железнодорожной станции "Gare des Invalides" и назвала его "Aerogare des Invalides" - отсюда зарегистрированных пассажиров доставляли по железной дороге в аэропорты "Орли" и "Ле Бурже". С 1961 г. пассажиры "Air France" проходили регистрацию на рейсы только в аэропорту.



Брюссель
В 1954 г. в центре Брюсселя открылся гораэровокзал а/к «Сабена», из которого зарегистрированных пассажиров доставляли в аэропорт поездами подземной железной дороги:



Копенгаген
В 1960 г. в Копенгагене было введено в строй здание а/к "SAS": в его нижнем ярусе находился гораэровокзал, над которым был надстроен блок гостиницы "SAS Royal Hotel". Пассажиров доставляли в аэропорт автобусами, помимо этого проектом предусматривалась доставка пассажиров в аэропорт поездами подземной ж/д (под зданием заранее был сооружен тоннель).


В 1960 г. в началось строительство Московского городского аэровокзала, который был сдан в эксплуатацию в 1965 г.
 
Последнее редактирование:

Оказывается, первый лондонский гораэровокзал появился к 1931 г. В расписании "Imperial Airways" за 1928 г. всё ещё приводились адреса представительств авиакомпании в городе и в аэропорту Кройдон:


К 1931 г. в расписании "Imperial Airways" появилось упоминание лондонского гораэровокзала, находившегося в здании ж/д вокзала "Виктория". По-видимому, таким было временное решение отсутствия вокзальной инфраструктуры в городском представительстве авиакомпании:


В 1947 г. Air France открыла аналогичный гораэровокзал в парижском ж/д вокзале "Gare des Invalides" (подробнее).
Таким же образом был реализован и петропавловский гораэровокзал:

Некоторые новые подробности касаемо него (с сайта kam-kray.ru): "Летом 1963 года в Петропавловске сдали в эксплуатацию новый морской вокзал, а 15 сентября сюда переехало городское агентство ГВФ. Сообщая об этом в «Камчатской правде», «Аэрофлот» особо акцентировал внимание, что билеты в Москву и Хабаровск продаются свободно. Помните, тот большущий зал на 2-м этаже морвокзала с высоченными потолками? На стене – плакаты с расписаниями рейсов, изогнутые фанерные кресла в зале ожидания. В 1970–1980-е годы накануне летних отпусков здесь разворачивались настоящие баталии по покупке билетов на материк. А во второй половине 1980-х незадолго до краха СССР на проспекте Карла Маркса в Петропавловске сдали новый городской аэровокзал".

Вернёмся к гораэровокзалу "Imperial Airways". В 1938 г. архитектор Albert Lakeman разработал проект отдельного здания железнодорожного гораэровокзала "Empire Terminal", которое было введено в строй в 1939 г. (подробнее). В СССР существовали аналогичные проекты по строительству гораэровокзалов на железной дороге, однако они не были реализованы.
В Севастополе:

В 1960-е гг. в Норильске планировалось построить гораэровокзал на месте ж/д станции на Октябрьской площади, от которой в аэропорт ходили электрички, и доставлять зарегистрированных пассажиров в аэропорт по железной дороге (подробнее).




Вертолётные станции имелись во многих уголках СССР, но лишь Московская вертолётная станция функционировала в связке с городским аэровокзалом. Она открылась 19 июля 1960 г., за пять лет до самого аэровокзала, и продложала работать до 1971 г. (подробнее). В 1960-е гг. предлагалось создать вертолётную станцию при хабаровском гораэровокзале - цитата из книги "Хабаровск 1960-х. Время надежд":



По-видимому, нечто подобное планировалось создать в Симферополе:
"Крым никогда не переставал быть туристической «Меккой», и в 1976 году поток туристов со всех уголков СССР и зарубежья стал настолько крупным, что агентство авиаперевозок «Аэрофлот» поставило задачу по строительству в Симферополе специализированной гостиницы для тех, кто прибыл в Крым или покидает его на воздушном транспорте. Так возник проект дома по улице Киевская, 133. Гостиница-свечка на Москольце в Симферополе должна была стать мультифункциональным центром: на первых этажах планировалось размещение авиакасс и центра обслуживания пассажиров международных рейсов, а все этажи выше пятого должны были занять номера гостиницы. Организацией строительства занималось местное подразделение «Аэрофлота» Крымское зональное агентство воздушных сообщений («КрымЗАВС»). И хотя самый высокий дом в Симферополе (63 метра, 20 этажей) изначально не предназначался для постоянного проживания, в последний момент было решено не делать его гостиницей, а оборудовать на его этажах 90 квартир для постоянного проживания" (читать далее).
 
Последнее редактирование:
Freddy, аналогично. Пообщавшись с Вами, я понял, что зря потратил уйму своего времени. Посему просто удаляю отсюда все свои посты. А Вас в игнор. Счастливо оставаться в мире фантазий.
 
Прокуратор понтий пилат считает, что во Владивостоке не было гораэровокзала. Первое время я с ним соглашался, пока не обнаружил множество источников, говорящих об обратном. Например, в Минске, Иркутске, Красноярске, Бишкеке и многих других городах СССР были только авиакассы, соответственно, в этих случаях и нет никаких упоминаний гораэровокзалов - им просто неоткуда взяться, чего не скажешь о Владивостоке:
1. Cайт Владивостока и Приморского края primamedia.ru/День 5 августа в истории Владивостока:"5 августа 1965 года во Владивостоке открылся городской аэровокзал с большим залом ожидания, помещением для приёма и регистрации багажа, камерой хранения и другими службами".

2. В. ТКАЧЕВ, С. НИКОЛАЕВ. ПО ГОРОДАМ ПРИМОРЬЯ. Справочник-путеводитель. Издательство "Прогресс", Москва 1966 г.:"Мы начнём знакомство с городом с Вокзальной площади. На ней оказывается каждый гость Владивостока, каким бы путём он ни прибыл. Здесь расположены вокзалы: морской, два железнодорожных (главный и пригородный) и аэровокзал".

3. Справочник пассажира 1974 г.: в 3-м столбце упоминается наличие во Владивостоке гораэровокзала, в 4-м столбце таблицы указано время отправления от гораэровокзала автобусов-экспрессов для пассажиров с регистрацией в аэропорту; пассажиры, проходившие регистрацию в гораэровокзале, отправлялись в аэропорт на спецавтобусах:


4. Книга А.С. Сухих "Жизнь не за что": "Сколько раз я посетил этот полюбившийся мне город, сейчас не помню. В некоторые годы не по одному разу", "Аэрофлот доставил нас во Владивосток на полтора часа раньше срока <...> мы доехали до городского аэровокзала и переместились в центральную гостиницу города", "24.09.86 г. Борт "Спасска". Примерно через час я покину корабль, завод и двину через трамвай по Ленинской улице, через автобус - экспресс от городского аэровокзала в аэропорт."

5. Дальневосточная газета "Золотой Рог"/"Владивостокцам продемонстрировали аэроэскпресс" (07.12.2011 г.):"В былые времена авиапассажиры могли пройти регистрацию и сдать багаж в здании аэровокзала, расположенного в самом центре Владивостока, и за 65 минут добраться рейсовым автобусом до аэропорта".

6. Пользователь alexanders61 со skyscrapercity.com:"Сначала автобусы на аэропорт ходили от здания "Кассы Аэрофлота" на Посьетской, оно тогда называлось "Аэровокзал". Потом их перенесли на вокзальную площадь".
Причина, по которой Владивостоку требовался городской аэровокзал (с сайта ********):"До 1964 года в аэропорту "Кневичи" было проведено строительство комплекса сооружений, способствующих приему большего количества тяжелых самолетов. А построенный в 1961 году аэровокзал имел пропускную способность 200 человек в час. Выросший пассажиропоток требовал нового здания аэровокзала. Строительство было завершено в 1976 году".

При наличии аэропортового аэровокзала городской аэровокзал являлся лишь вспомогательным местом регистрации на рейсы - основная часть пассажиров всё равно проходила регистрацию в аэропорту. Учитывая это, нет ничего удивительного в том, что прокуратор понтий пилат помнит только регистрацию в аэропорту и автобусы из города к привокзальной площади. К тому же, регистрация на рейсы, которыми он летал, могла и вовсе не производиться в гораэровокзале.
Имеется такое фото из альбома 1970 г.: ПАЗ-652 стоит не у выхода на перрон в ожидании пассажиров из аэровокзала, а на месте стоянки Ил-18 - со стороны его входных дверей. Подвозить пассажиров к самолёту от аэровокзала в данном случае не имело смысла - ВС и так стоит возле выхода на перрон. Так что, похоже, что на фото - спецавтобус, доставивший часть часть пассажиров от гораэровокзала:

В путеводителе "Москва" 1973 г. упоминалось, что сначала предполагалось построить только один дополнительный гораэровокзал в районе Октябрьской площади:



Подтверждение, что в ташкентском агентстве производилась регистрация на рейсы (взято с Tashkent Retrospective):
Ташкентское агентство Аэрофлота (подробнее про него ):


 
Последнее редактирование:
Тбилисский гораэровокзал был построен в 1963 г. по проекту архитектора Д. Тутберидзе. Похоже, это был первый из немногих советстких гораэровокзалов, построенных по оригинальным архитектурным проектам (среди прочих - московский 1965 г., ташкентский 1966 г., вильнюсский 1975 г., челябинский 1976 г., алматинский 1978 г., свердловский 1984 г., петропавловский 1988 г.).

Аэровокзал. 1964. Грузия, г. Тбилиси (Тифлис). Аэровокзал. Тутберидзе Д. Общий вид.


В интернете появилось информативное фото аэровокзала периода 1960-х гг.:


Изначально у строения было 2 просторных балкона - в дальнейшем за счёт них была увеличена площадь помещения агентства:


Предыдущий пост про тбилисский гораэровокзал.
 
Упоминание о расширении площади куйбышевского гораэровокзала вдвое в 1968 г. (см. 4-й столбец):




Из книги "Космический Куйбышев":
Проект куйбышевского городского аэровокзала. Автор – архитектор В.Г. Каркарьян. Макет. Фото 1970-х годов.
 
Последнее редактирование:

Регистрация пассажиров на рейсы в кемеровском горагентстве начала производиться в марте 1964 г. (из газеты "Кузбасс" №58/1964):


В начале 1960-х гг. кемеровское агентство Аэрофлота находилось по адресу Советский проспект, 48:


С тех пор его адрес несколько раз менялся (возможно, агентство переезжало, либо просто менялась нумерация зданий):
1973 г.:

1989 г.:

Слева на фото - горагентство на Советском проспекте, 67 (вид в сторону площади Советов):


Это здание в наши дни:



В других городах ЗСУ ГА гораэровокзалы/агентства с регистрацией пассажиров появились:
В Новосибирске - к 1960 г. (подробнее).
В Барнауле - 25 февраля 1963 г. (подробнее).
В Рубцовске - в начале 1964 г. (подробнее).
В Томске - 18 января 1965 г. (подробнее).
В Бийске - в начале 8-й пятилетки, 1966—1970 гг. (подробнее).
 
Последнее редактирование:
Агентство аэропорта Усть-Каменогорск Airport forever
Фото подписано "Агентство (на Речном вокзале)".

Фотография 24.07.1985 - "Усть-Каменогорск. Новое здание агентства Аэрофлота". Внешне эта пристройка к жилому дому действительно похожа на городской аэровокзал - слева на фото видна площадка для парковки и выход из агентства под козырьком. Вопрос в том, парковались ли там автобусы - если да, были ли это спецавтобусы к трапу самолёта или только экспрессы на привокзальную площадь аэропорта?


На переднем плане - речной вокзал, агентство Аэрофлота - заднем плане слева:


Изначально адрес агентства был Набережная Иртыша, 16, теперь - Набережная Славского, 16:


Вот всё, что удалось найти касаемо этого агентства (из книги 2011 г. "Восток благодарный вас не забудет..."): "Воздушная гавань Усть-Каменогорска стала приметной и достойной столице Рудного Алтая. В одном комплексе, надо сказать, с агентством Аэрофлота, построенным ведомством министра Славского на Набережной Иртыша. Здесь стало возможным приобретать авиабилеты, не считая многих райцентров области и городов республики, в Москву и Ленинград, Абакан и Барнаул, Свердловск и Читу, Сыктывкар и Томск, Новосибирск и Красноярск и во многие другие пункты, расположенные в разных широтах."
Фразу "воздушная гавань в одном комплексе с агентством Аэрофлота", в принципе, можно интерпретировать, что это агентство было городским аэровокзалом, однако пока это всего лишь домысел, а не установленный факт.
Fencer, а у Вас есть хоть одно подтверждение, что в усть-каменогорском агентстве Аэрофлота производилась регистрация пассажиров на рейсы?
 
Были кассы и автобус экспресс до аэропорта.Никакой регистрации.Потом вообще было написано "скоростной"
 
Из музея пассажирского транспорта Самары:

На нижнем левом фото - погрузка зарегистрированного багажа в спецавтобус с тележки куйбышевского гораэровокзала (на заднем плане - здание аэровокзала).

Спецавтобус "Волга" (снято со стороны аэровокзала, на заднем плане - куйбышевский автовокзал):


Слева в кадр попала часть здания гораэровокзала и посадка пассажиров в спецавтобус, в центре фото - куйбышевский автовокзал:


Здание бывшего гораэровокзала в наши дни:


Куйбышевский гораэровокзал находился по адресу ул. Спортивная, 14:


О планировавшемся строительстве в Куйбышеве отдельного здания гораэровокзала по архитектурному проекту В. Г. Каркарьяна (1977 г.).
 
Последнее редактирование: