Попробуем, в отличии от инженеров с высшим образованием, проверить адекватность графика
моментов МАКа "на пальцах", так сказать (или на уровне авиамодельного кружка - кому как
угодно)...
Не нужно никаких заумных теорий - уравнение равновесия моментов самолета на разбеге можно
посмотреть в любом учебнике на эту тему.
Составив его относительно точки шарнира тележки ООШ, после простых преобразований получим
G*L+Mдв=Мкабр.=85530 кг/м., где
G - масса самолета (53950 кг)
L -плечо "ЦТ-ООШ" (1.4 м)
Мдв - момент от двиг. относительно ЦТ (8000 кг*м с граф. моментов).
Мкабр. - кабрирующий аэродинамический момент, необходимый для поднятия передней опоры.
Почему относительно ООШ?
Дело в том, что, составив уравнение равновесия относительно ЦТ, мы вынуждены будем
рассматривать аэр. момент как сумму двух моментов - момент крыла и момент горизонтального
оперения.
С моментом ГО проще, а вот момент крыла рассчитать сложнее.
Для этого нужно высчитать величину самой подъемной силы, а это можно сделать только весьма
приблизительно, так как придется окольными путями вычислять Су крыла.
А главное, можно только, опять же, весьма приблизительно определить плечо подъемной силы,
так что ошибки в вычислениях будут существенно весомей..
Расчет же моментов относительно шарнира дает нам возможность рассматривать аэродинамический
момент как единое целое, что в дальнейшем сильно упрощает необходимые расчеты.
Итак - смотрим на рис 44 из Отчета и определяем на нему (по началу роста тангажа) секунду
(с начала отсчета времени разбега), на которой передняя опора самолета в Раменском
оторвалась от земли - это 28 секунда.
Смотрим на рис. 37 и определяем по нему истиную скорость в этот момент - 215 км/час.
То есть - самолет разгонялся с заранее отклоненным на 7.25 гр. РВ и стойка его оторвалась
от земли именно тогда, когда кабр. аэрод. момент относительно шарнира достиг величины
85530 кг*м.
Посмотрим, что было бы, если бы РВ в Раменском был отклонен на 5 гр, о которых все время
говорит "эксперт".
Момент РВ от 2.25 гр,на которые мы уменьшим угол РВ, будет равен
М(рв2.25)=0.022*0.125*2.25*150*4.6*3566/2=7612 (относительно ЦТ)
Относительно шарнира - 7612*13.2/14.53=6915, где
13.2 и 14.53 - плечи "РВ-шарнир" и "РВ-ЦТ".
Значит, аэрод. момент при РВ 5 гр. относительно шарнира будет на 6915 меньше и
составит 83530-6915=76615.
Зная зависимость аэр. момента от скорости, определим скорость, на которой аэр. момент будет
равен необходимому для подъема стойки -
V=83530*3566/76615=3888=224.5 км/час (истиной)
Значит, приборной - 219.5.
То есть - вот на этой приборной скорости самолет массой 54 тн при РВ 5 гр. оторвет стойку от земли.
Эта цифра получена не от каких-то абстрактных рассуждений о каком-то "штатном" самолете с
какими-то "штатными" углами РВ "не больше 5-ти гр.", а в результате расчета на примере
конкретного взлета.
Можно, конечно, сказать, что МАК сфальсифицировал данные и по этому взлету в Раменском - но
это уже на усмотрение каждого индивидуума...
Теперь, рассуждая точно так же, рассчитаем скорость, на которой должен был оторвать стойку
самолет в Раменском при РВ 10 гр - тех, что были в аварийном взлете.
Приведу только результат - примерно 205 км/час истиной.
То есть - вот на такой истиной скорости должен был оторвать стойку самолет в Ярославле с РВ
10 гр., при условии отсутствия как предполагаемого торможения, так и предполагаемого сдвига
центровки.
Затем по рис. 41 определим момент времени, соответствующий этой скорости - это 27-28 сек.
Вот теперь и посмотрим, что творится с моментами у МАКа на его графике моментов на этом
промежутке времени.
Как видим, именно в этот момент пересекаются черная и красная линии - то есть, именно в
этот момент должен начаться отрыв от земли передней опоры.
--------
В итоге делаем вывод, что утверждение "эксперта" о неадекватности графика моментов МАКа -
ошибочно.