Согласимся, что это к авиации не имеет отношения никакого, а имеет отношение к смежным с ней областям
Боюсь, что имеет. Как наши форумные адепты "раньше было лучше" и "летать надо на своих самолетах", так и власти страны, фактически, ратуют за реставрацию прежней системы хозяйствования.
Но вот наступивший большой коллапс в авиации вернёт всех к условному чистому листу, в том плане что в ближайшие годы авиация будет как в 20-е и 30-е определяться сугубо готовностью правительства заливать в неё деньги.
Применительно к авиапрому, который мы обсуждаем в данной ветке - все совсем плохо. Мало что говорит о быстром восстановлении спроса на перевозки до доковидных показателей. Т.е. излишек провозных емкостей (не важно, у авиакомпаний, или в виде поставленных на базы хранения возвернутых лизингодателю бортов) с нам на долго. А значит актуальная сейчас продукция нашего авиапрома будет выпущена значительно меньшим тиражом, чем могла бы. И к восстановлению и началу роста спроса уже будет устаревшей. Значит придется снова широко раззевать мошну на конструирование нового ее поколения.
Но в то время СССР знал только два способа продажи - через гос долг и за кэш.
Был еще бартер. Те самые "ФэЭрГэшные" Як-40 были поставлены в Италию по бартеру на какое-то ткацкое оборудование. Что-то меняли на лояльность...
На нашей стороне как ни крути маленький гос долг
Только не убеждайте меня, что маленький госдолг - это хорошо. Это как раз показатель того, что нет инвестиций в национальную экономику, способных оправдать копеечные ныне ставки (евроЦБ, кстати, сохранил ставку 0% - деньги ничего не стоят!) и "политические риски". Грубо говоря, могли бы развиваться и на свои деньги, и на чужие, но не делаем это (да еще и постоянно пополняем золотовалютные резервы). Впрочем, сейчас я свою персональную политику так и веду: только необходимые траты, а все что остается - в резервы, естественно не в рублях.
Так что как и все кризисы - это шанс.
Западная экономика как раз и характеризуется периодическими кризисами. Т.ч. давно уже выработался некоторый иммунитет. У нас же все как в первый раз. Даже нынешняя короновирусная история в России - не более чем модификатор запущенной многолетней стагфляции. Т.е., грубо говоря, у нас сейчас и системный кризис, и ситуативный. Более того, основные наши экспортные продукты - энергоносители - запасены в таком количестве, что на быстрое восстановление их цены рассчитывать наивно. Т.ч. это скорее шанс для экономик-импортеров. Особенно с учетом непростых отношений между странами-экспортерами. В итоге, ориентация на идеи чучхе в части опоры на собственные силы, на коротком конце, выглядит привлекательно. Но это блюдо надо уметь готовить, причем еще важнее понять что пришло время сменить и меню, и шеф-повара...