Мое ИМХО
Мне кажется, что просто не до конца понимается место каждого учебного самолета в обучении и выполнении норм налета.
То есть должен быть самолет для первого полета. На этом место нацелен Як-152. Далее для будущих летчиков тяжелой авиации на сегодня имеется L-410, потому то и возникла идея локализации его производства на УЗГА. А далее уже нормальный самолет, но имеется еще одна высокая ступенька. Не для всех. Это Ту-134УБЛ. Его учебным сложно назвать - это скорее для совершенствования и поддержания летных навыков готовых пилотов на самое-самое дальней авиации.
Для тактической авиации второй самолет - L-39. Но это уходящая модель. На ее замену и делали Як-130. Но он попал скорее в аналог Ту-134 для истребителей. Он даже не учебно-боевой, а боевой-учебный. Скорее он появится в частях с радиолокатором и форсажем для сверхзвука, чем в аэроклубах.
А вот СР-10 может и в клубах появится, и пилоты транспортной и бомбардировочной вполне на нем могут летать.
ИМХО, подготовка строевых пилотов самолетов для ВС РФ - должна иметь "по типам "летающих парт" следующий вид:
для Ту-160 и Ту-22М:
Як-152 - L-39 или его аналог - УТС, промежуточный между L-39 и Як-130 (но не СР-10, а нормальной аэродинамической схемы) - Як-130 - Ту-134УБЛ;
для Ту-95/142, Ил-20/22/Ил-38, Ан-12, Бе-12:
Як-152 - L-410NG - Ил-112В;
для ПАК ДА, ПАК ВТА, Ан-124, Ил-76/78, А-50/100, Ил-276, Ту-154, Ту-134, Ан-148, Ан-72, Ил-80/82, Ту-214:
Як-152 - L-410NG - легкий реактивный двухмоторный учебно-транспортный самолет со стреловидным крылом (этот класс в USA(M)F и RCAF называют CT);
для сверхзвуковых боевых самолетов оперативно-тактической авиации и перехватчиков стратегической ПВО:
Як-152 - L-39 или его аналог - УТС, промежуточный между L-39 и Як-130 (но не СР-10) - Як-130/131 - (для фронтовых истребителей и стратегических перехватчиков - дополнительно) - Як-135 и УТ/УБ-версии истребителей;
для Су-25:
Як-152 - L-39 или его аналог - УТС, промежуточный между L-39 и Як-130 (но не СР-10) - УБ-версия Су-25;
для Ан-30:
Як-152 - L-410NG;
для Ил-112В, Ан-24/26, L-610NG:
Як-152 - L-410NG;
для L-410:
Як-152;
для ЛМС, Ан-2 - сразу на них, родимых;
для Бе-200:
Як-152 - L-410NG - Бе-12учебный.