СР-10 (КБ "САТ")

    alexfill2015

    Старожил
    Евгений Лебедев

    Как часто бывает, неожиданно оказался на испытаниях экспериментального учебного самолета САТ СР-10. Споров вокруг этого проекта очень много, но по факту, это первый российский реактивный УТС, полностью частного КБ САТ. Не удержался и сделал небольшой репортаж с его испытаний. Процесс выкатки из ангара, испытательный полет под управлением Ю. Кабанова и разбор полета с испытательной бригадой.
    117993554_3124437577611266_5090260769742097702_n.jpg
    118007112_3124436680944689_7146682448922919621_n.jpg
    118039046_3124437230944634_7244624750440519541_n.jpg
    Посмотреть вложение
    118061035_3124436424278048_7100911952042497395_n.jpg
    118081044_3124437354277955_6262112257698675489_n.jpg
    118130240_3124436910944666_459067845666432407_n.jpg
    118211337_3124436587611365_5252345277890107380_n.jpg
     

    A.F.

    take-off.ru

    Ту-155

    Бывший
    киргизская. Появилась перед МАКС-2017, чтоб он смог на нем полетать.
    В сочетании с надписью на киле смотрится довольно оригинально
    Сейчас кто-то скажет, что даже киргтзы научились хорошие самолеты делать, не то, что… 😁
     

    Инженер-109

    фельдмаршал
    Задолбали "регистраторы" - то киргизская, то виргинская - лишь бы "запретить"

    #ау
     

    Сергей Гончаров

    заблокирован
    Более чем. Единственное, откуда вы взяли цифру 50-60%? Не поделитесь?
    Для справки: этот показатель зависит от угла стреловидности, а он у СР-10, как я уже "намекал", весьма умеренный. Это ни разу не "Беркут" и не Х-29.
    Из умных монографий и справочников. :)
    Для справки:
    ПУА зависит и от угла стреловидности (и более того - очень существенно от него зависит) тоже. Но далеко не только от этого. Если говорить только о зависимости ПУА от аэродинамики крыла - то при прочих равны: срыв на КОС происходит сильно позже, чем на КПС.
    Ну, и непонятно, почему вы считаете это недостатком.
    Базовые требования к УТС:
    1. Минимальная стоимость эксплуатации (с учётом амортизации и утилизации).
    2. Простота техники пилотирования.
    3. По возможности близкое соответствие ЛТХ УТС характеристикам самолёта, который будет для курсанта следующим.
    Следующим типом для летающего на СР-10 будет (если машину примут-таки на вооружение) Як-130. Который оснащен СДУ, и поэтому по углу атаки может "залазить" достаточно высоко. И то, что СР-10 имеет допустимый угол атаки "более приближённый" к углу атаки "следующего" самолёта, нежели L-39 - это достоинство, а не недостаток.
    Так что ваше " КОС - это феерическая, 80-го уровня, глупость разработчиков" есть всего лишь свидетельство глупости кого-то другого.
    Вот именно из-за п.3. Впрочем - с Вами действительно можно было бы тут согласится (даже в части "свидетельство глупости кого-то другого" :)), если бы все или подавляющее большинство тех пилотов, которых предлагают "пропускать" через СР-10 - далее бы "пропускались" через Як-130. Но это, однако, далеко не так.
    Похоже, что вас снова занесло в альтернативную реальность.
    Кем было "предложено ремоторизовать"? И кому было предложено? И на что было ремоторизировать?
    1. Заказчиком (в лице ВВС или МО - уже не помню).
    2. ОКБ им. А.С. Яковлева.
    3. На дизель.
    "Аналогично!" (с)
    Go в библиотеку ближайшего Дома офицеров, поднимаем подборку ЗВО, смотрим статьи Академия ВВС США, Авиационный Университет ВВС США - читаем, овладеваем.
    Стандартный демагогический форумный приём - отправлять оппонента искать подтверждение своей собственной правоты. :)
    Когда не могут самостоятельно ознакомится с источником, являющимся применительно к обсуждаемой теме аналогом таблицы умножения в математике или Библии - в христианском богословии - это наводит на удручающие размышления. :( Но ОК - просто скачайте отсюда и изучите раздел USA Air Force:
    Без ссылки на источник ваша "трактовка" - не более, чем сотрясение воздуха.
    И в любом случае ссылка на лётную школу, которую я привёл выше (и ниже), показывает, что подготовкой лётного состава "для себя" занимаются именно RCAF, а не притащенная вами из незбывной любви к заумным аббревиатурам :) CFAC.
    ОК, завтра сброшу. И со смехом полюбуюсь. как вы будете пытаться это парировать.
    А, нет - нашел по поиску прямо находясь в офисе - наслаждайтесь:
    ЗВО, 7/2011, стр. 81.
    ЧСХ, как эти Grob 120A обозначаются в RCAF и сколько их закуплено - в "первоисточнике" ни слова. Так что как "первоисточник" опровергает сведения того самого "официального издания МО РФ" о наличии к 2011 году в ВзС Канады всего 4-х УТС I ступени, имеющих канадское обозначение СТ-142 - нИпАнятнА от слова "совсем"...
    Да, с Т-41 я ошибся - смотрел устаревший источник.
    :):)
    Однако же вам от этого не легче. :)
    На сайте академии упоминается 306th Flying Training Group. В состав группы входят 1-я и 557-я тренировочные эскадрильи, которые, собственно, и занимаются практической лётной подготовкой. Первая из них с 2007-го года летает на DA-20, вторая (с 2011-го) - на Cirrus T-53A (SR20). Типы двигателей этих машин указывать надо?
    А вот тут - Вы действительно оказались правы. ;)
     

    A_Z

    Старожил
    ПУА зависит и от угла стреловидности (и более того - очень существенно от него зависит) тоже. Но далеко не только от этого. Если говорить только о зависимости ПУА от аэродинамики крыла - то при прочих равны: срыв на КОС происходит сильно позже, чем на КПС.
    Сказать-то что хотели? Что вы не в состоянии обосновать цифру 50-60% и потому говорите хоть что-то, относящееся к КОС?
    Личная просьба: не употребляйте, плиз, изобретённую вами аббревиатуру "ПУА" - меня от неё передёргивает.

    ...если бы все или подавляющее большинство тех пилотов, которых предлагают "пропускать" через СР-10 - далее бы "пропускались" через Як-130. Но это, однако, далеко не так.
    Ещё в советские времена "учебные курсы" для разных видов авиации были разными и выполнялись с использованием разных типов УТС. То же самое сохранилось и сейчас.
    Или вы думаете, что будущих бомбардировщиков готовят на Як-130?
    Мне казалось очевидным, что речь идёт о подготовке лётчиков тактической авиации. Оказалось однако, что это не так.

    1. Заказчиком (в лице ВВС или МО - уже не помню).
    2. ОКБ им. А.С. Яковлева.
    3. На дизель.
    Извините, но это полный бред.
    Конкурс на УТС - это, дай бог памяти, 2002-й год. До появления в России Райхлина с его REDом было ещё восемь лет. И никаких других авиационных дизелей "в поле зрения" ВВС / МО не было и быть не могло.
    Кроме того, по стечению обстоятельств я работал в ФИНАМе, который, собственно, и продвигал упомянутый RED в РФ, конкретно - в проекте ФИНАМ-аэро. И с Райхлиным общался "тогда ещё". Дело это шло тяжко, и если бы не упорство Ремши, хрен бы что получилось. По-вашему же выходит, что КБ Яковлева, имея "предложение" от ВВС установить на Як-152 дизель, долгое время просто старательно не обращало внимания на такие вот вещи?

    0_8e940_4d7e6267_XL.jpg


    Так что ещё раз: не надо историй из альтернативной реальности.

    А, нет - нашел по поиску прямо находясь в офисе - наслаждайтесь:
    Сказать-то что хотели этой ссылкой на информацию 13-летней давности?

    ЧСХ, как эти Grob 120A обозначаются в RCAF
    Вы читаете прямую ссылку на лётную школу ВВС Канады с указанием конкретной марки самолёта, и при этом задаёте вопрос, как этот самолёт обозначается в тех самых ВВС Канады?
    Давайте я не буду это комментировать?
     

    alex1664

    я тут
    -------

    Ещё в советские времена "учебные курсы" для разных видов авиации были разными и выполнялись с использованием разных типов УТС. То же самое сохранилось и сейчас.
    Или вы думаете, что будущих бомбардировщиков готовят на Як-130?
    Мне казалось очевидным, что речь идёт о подготовке лётчиков тактической авиации. Оказалось однако, что это не так.
    ---------
    Мое ИМХО
    Мне кажется, что просто не до конца понимается место каждого учебного самолета в обучении и выполнении норм налета.
    То есть должен быть самолет для первого полета. На этом место нацелен Як-152. Далее для будущих летчиков тяжелой авиации на сегодня имеется L-410, потому то и возникла идея локализации его производства на УЗГА. А далее уже нормальный самолет, но имеется еще одна высокая ступенька. Не для всех. Это Ту-134УБЛ. Его учебным сложно назвать - это скорее для совершенствования и поддержания летных навыков готовых пилотов на самое-самое дальней авиации.
    Для тактической авиации второй самолет - L-39. Но это уходящая модель. На ее замену и делали Як-130. Но он попал скорее в аналог Ту-134 для истребителей. Он даже не учебно-боевой, а боевой-учебный. Скорее он появится в частях с радиолокатором и форсажем для сверхзвука, чем в аэроклубах.
    А вот СР-10 может и в клубах появится, и пилоты транспортной и бомбардировочной вполне на нем могут летать.
     

    Ariec 71

    Ariec 71
    Для тактической авиации второй самолет - L-39. Но это уходящая модель. На ее замену и делали Як-130. Но он попал скорее в аналог Ту-134 для истребителей
    Л-39 перестал продаваться в новых генерациях? Лучшего никто не придумал.
    Як 130 для истребителей тупик, лишнее звено. Но, при должном отношении винт/як 130 и грамотном методическом подходе схема была бы рабочей.
    И в принципе, если речи вести о подготовке истребителей. Их обоих (як 152/130 заменяет и успешно л-39 и в старой модификации. Да, профотбор будет недозакончен, в обоих случаях. Но хоть даст возможность в подготовить летчика до уровня 3 класса на л 39 не распыляя силы и средства
    Як 152 никто так и не увидел
     

    alex1664

    я тут
    Л-39 перестал продаваться в новых генерациях? Лучшего никто не придумал.
    Як 130 для истребителей тупик, лишнее звено. Но, при должном отношении винт/як 130 и грамотном методическом подходе схема была бы рабочей.
    И в принципе, если речи вести о подготовке истребителей. Их обоих (як 152/130 заменяет и успешно л-39 и в старой модификации. Да, профотбор будет недозакончен, в обоих случаях. Но хоть даст возможность в подготовить летчика до уровня 3 класса на л 39 не распыляя силы и средства
    Як 152 никто так и не увидел
    Когда кончится ресурс имеющихся Л-39. Уверены, что продадут новые? И далее всегда?
     

    Ariec 71

    Ariec 71
    Когда кончится ресурс имеющихся Л-39. Уверены, что продадут новые? И далее всегда?
    А купить нельзя пока не кончится? Кто то пробовал их закупать? Кто сказал что не продадут? Что значит далее всегда?
    Когда куплены эти советские элки?
     

    A_Z

    Старожил
    Далее для будущих летчиков тяжелой авиации на сегодня имеется L-410, потому то и возникла идея локализации его производства на УЗГА.
    Насколько я знаю, на сегодня L-410 в Балашовском училище не осталось - летают на стареньких Ан-26. При этом тренажёр там остался "элочный", причём сделанный "на коленке" из списанной машины. В общем, довольно грустно всё это выглядит.
    А вот в транспортной (не путать с военно-транспортной) авиации ВВС "элки" таки имеются.

    А они у нас в лётных училищах ещё остались?
    Мне вот что-то кажется, что их все переделали в ВИП-борта для генералов. Задницы в обрамлении лампасов возить - это ведь куда важнее, чем лётчиков готовить.

    Его учебным сложно назвать...
    ИМХО, он именно учебный.
    Ибо сажать курсанта с любого "относительно лёгкого" УТС сразу на Ту-22М - идея, на мой взгляд, не слишком удачная.

    Для тактической авиации второй самолет - L-39. Но это уходящая модель. На ее замену и делали Як-130. Но он попал скорее в аналог Ту-134 для истребителей. Он даже не учебно-боевой, а боевой-учебный. Скорее он появится в частях с радиолокатором и форсажем для сверхзвука, чем в аэроклубах.
    Во-первых, про аэроклубы давайте не будем.
    Во-вторых, сказать, что "Як-130 делали на замену L-39" - это не совсем верно. Выше в этом же топике я говорил о том, как выглядит "полная цепочка" УТС/УБС. Основная задача, под которую делался Як-130 - уменьшить выполняемый в процессе подготовки налёт на "спарках" (которые в эксплуатации ещё дороже), в идеале - полностью заменить "отменить" эти самые "спарки".

    А вот СР-10 может и в клубах появится, и пилоты транспортной и бомбардировочной вполне на нем могут летать.
    Ещё раз: про клубы давайте не будем. Это (пока) разговоры ниачом.
    И в программе подготовки лётного состава "тяжей" СР-10 выглядит совершенно лишним. Точно так же, как откровенно нелепым в ней выглядит L-39, на который все учебные заведения ВВС в своё время пересадили в результате совершенно непонятной мне "унификации".
    В идеале мне оснащение того же Балашова видится как что-то типа DA-40 (начальная подготовка), а затем L-410 (повышенная). Транспортников можно выпускать на Ил-112В (когда он, наконец, появится), а для бомбардировщиков действительно неплохо бы иметь что-то типа Ту-134УБЛ. Кстати, такие машины вполне можно сделать на базе не слишком востребованного SSJ. При наличии СДУ "сымитировать" динамику полёта того же Ту-22М, мне думается, вполне возможно. Хотя бы в части ВПХ.
     
    Последнее редактирование:

    Сергей Гончаров

    заблокирован
    А они у нас в лётных училищах ещё остались?
    Мне вот что-то кажется, что их все переделали в ВИП-борта для генералов. Задницы в обрамлении лампасов возить - это ведь куда важнее, чем лётчиков готовить.
    Осенью 2018 г. небезизвестный тов. leutenant поведал Олегу на конкурирующем Форуме, что сейчас "на ходу" не менее 27-ми Ту-134УБЛ, базирующихся на Рязань-Дягилево (в составе Центра боевого применения и переучивания летного состава (авиационного персонала Дальней авиации) Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ им. В. П. Чкалова) и Челябинск-Шагол (в составе 221-й УчАвБ, оперативно подчиненная Филиалу Военного учебно-научного центра ВКС "ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" в г. Челябинске).
     

    Сергей Гончаров

    заблокирован
    Сказать-то что хотели? Что вы не в состоянии обосновать цифру 50-60% и потому говорите хоть что-то, относящееся к КОС?
    Личная просьба: не употребляйте, плиз, изобретённую вами аббревиатуру "ПУА" - меня от неё передёргивает.
    Она изобретена не мной. И еще в СССР. Но ОК, пусть будет "предельный угол атаки" - специально для Вас. :)
    Сказать я хотел, что привязывать этот угол жестко к углу стреловидности и только к нему - безграмотно от слова "совсем".
    Ну а что КОС:
    - обеспечивает существенное увеличения допустимого без потери управляемости угла атаки
    и
    - повышает аэродинамическую эффективность крыла во всех областях летных режимов
    - общеизвестно и обоснований не требует.
    В остальном - рекомендую нагуглить или наяндексить например работу: А. Г. Гребеников, А. М. Гуменный, С. М. Ерёменко, А. А. Соболев, П. Н. Соляник. Особенности аэродинамических характеристик крыла обратной стреловидности. Харьков, 2017. - и ознакомится.
    Ещё в советские времена "учебные курсы" для разных видов авиации были разными и выполнялись с использованием разных типов УТС. То же самое сохранилось и сейчас.
    Или вы думаете, что будущих бомбардировщиков готовят на Як-130?
    Мне казалось очевидным, что речь идёт о подготовке лётчиков тактической авиации. Оказалось однако, что это не так.
    Так - но не совсем. Пропускать пилотов Су-25 через Як-130 - полный бред. С другой стороны - "прогон" через Як-130 будущих пилотов Ту-22М - вполне имеет смысл.
    Извините, но это полный бред.
    Конкурс на УТС - это, дай бог памяти, 2002-й год. До появления в России Райхлина с его REDом было ещё восемь лет. И никаких других авиационных дизелей "в поле зрения" ВВС / МО не было и быть не могло.
    Кроме того, по стечению обстоятельств я работал в ФИНАМе, который, собственно, и продвигал упомянутый RED в РФ, конкретно - в проекте ФИНАМ-аэро. И с Райхлиным общался "тогда ещё". Дело это шло тяжко, и если бы не упорство Ремши, хрен бы что получилось. По-вашему же выходит, что КБ Яковлева, имея "предложение" от ВВС установить на Як-152 дизель, долгое время просто старательно не обращало внимания на такие вот вещи?
    Так что ещё раз: не надо историй из альтернативной реальности.
    Проектный этап конкурса МО РФ на легкотопливный поршневой УТС/УБС ПНО - завершился в октябре 2001 г. победой Су-49. Но затем в рез. подковерных игрищ - решение было пересмотрено в пользу Як-52М. Сначала - получаемых апгейдом из ранее выпущенных, потом - уже новой постройки. А затем еще раз - в пользу Як-152 (первой версии - с ПД М-14Х). А затем и еще раз - в пользу версии "152-го" с REDом. И эти плавно перетекающие один в другой акты циркового представления действительно тянулись много-много лет (фактически еще с мая-июня 1992 г.). И не закончились даже и до сих пор. Несмотря на наличие уже over четыре года как "типа официального" контракта от МО на дизельный Як-152.
    Такова неальтернативная Реальность.
    Сказать-то что хотели этой ссылкой на информацию 13-летней давности?
    Что Canadian Forces Air Command (CFAC) - Канадское Командование Воздушных Сил - существование которого Вы ставите под сомнение - вполне себе существует и более того, формирует (в числе других инстанций) закупочную политику в сфере АТ ВС Канады.
    Вы читаете прямую ссылку на лётную школу ВВС Канады с указанием конкретной марки самолёта, и при этом задаёте вопрос, как этот самолёт обозначается в тех самых ВВС Канады?
    Давайте я не буду это комментировать?
    Не хотите - не комментируйте. Я же - замечу, что в этой "прямой ссылке" не указано:
    - как обозначены Grob 120A в RCAF и сколько их там эксплуатируется?
    - т.о. - приведенное мной информации из официального информационно-аналитического издания МО РФ, что Тренировочное Командование CFAC использует всего 4 ед. поршневых УТС под местным индексом СТ-142 - никак Вашей "прямой ссылку на лётную школу ВВС Канады" - не опровергается.
     

    Сергей Гончаров

    заблокирован
    Мое ИМХО
    Мне кажется, что просто не до конца понимается место каждого учебного самолета в обучении и выполнении норм налета.
    То есть должен быть самолет для первого полета. На этом место нацелен Як-152. Далее для будущих летчиков тяжелой авиации на сегодня имеется L-410, потому то и возникла идея локализации его производства на УЗГА. А далее уже нормальный самолет, но имеется еще одна высокая ступенька. Не для всех. Это Ту-134УБЛ. Его учебным сложно назвать - это скорее для совершенствования и поддержания летных навыков готовых пилотов на самое-самое дальней авиации.
    Для тактической авиации второй самолет - L-39. Но это уходящая модель. На ее замену и делали Як-130. Но он попал скорее в аналог Ту-134 для истребителей. Он даже не учебно-боевой, а боевой-учебный. Скорее он появится в частях с радиолокатором и форсажем для сверхзвука, чем в аэроклубах.
    А вот СР-10 может и в клубах появится, и пилоты транспортной и бомбардировочной вполне на нем могут летать.
    ИМХО, подготовка строевых пилотов самолетов для ВС РФ - должна иметь "по типам "летающих парт" следующий вид:
    для Ту-160 и Ту-22М:
    Як-152 - L-39 или его аналог - УТС, промежуточный между L-39 и Як-130 (но не СР-10, а нормальной аэродинамической схемы) - Як-130 - Ту-134УБЛ;
    для Ту-95/142, Ил-20/22/Ил-38, Ан-12, Бе-12:
    Як-152 - L-410NG - Ил-112В;
    для ПАК ДА, ПАК ВТА, Ан-124, Ил-76/78, А-50/100, Ил-276, Ту-154, Ту-134, Ан-148, Ан-72, Ил-80/82, Ту-214:
    Як-152 - L-410NG - легкий реактивный двухмоторный учебно-транспортный самолет со стреловидным крылом (этот класс в USA(M)F и RCAF называют CT);
    для сверхзвуковых боевых самолетов оперативно-тактической авиации и перехватчиков стратегической ПВО:
    Як-152 - L-39 или его аналог - УТС, промежуточный между L-39 и Як-130 (но не СР-10) - Як-130/131 - (для фронтовых истребителей и стратегических перехватчиков - дополнительно) - Як-135 и УТ/УБ-версии истребителей;
    для Су-25:
    Як-152 - L-39 или его аналог - УТС, промежуточный между L-39 и Як-130 (но не СР-10) - УБ-версия Су-25;
    для Ан-30:
    Як-152 - L-410NG;
    для Ил-112В, Ан-24/26, L-610NG:
    Як-152 - L-410NG;
    для L-410:
    Як-152;
    для ЛМС, Ан-2 - сразу на них, родимых; :)
    для Бе-200:
    Як-152 - L-410NG - Бе-12учебный.
     
    Последнее редактирование:

    Сергей Гончаров

    заблокирован
    Л-39 перестал продаваться в новых генерациях? Лучшего никто не придумал.
    ЕМНИС, он уже не производится. А главное - вам его развитие - L-59 и L-159 - уже не продадут.
    Як 130 для истребителей тупик, лишнее звено.
    Заказчики T-50, M.346 и JL-10, а также с незапамятных лет эксплуатирующие Т-38 - смотрят на Вас с откровенной иронией. :)
    Як 152 никто так и не увидел
    Три летных образца - есть и летают. Заводские испытания - успешно завершены.
     

    Ariec 71

    Ariec 71
    Заказчики T-50, M.346 и JL-10, а также
    - смотрят на Вас с откровенной иронией
    Это ваши домыслы.
    Як 130 не даст потребный приход в/с с Л 39. Являясь по сути лишним дорогостоящим звеном. Заказчики М 346 первоначалку проходят на чом то ином

    Когда начинались развал и деградация. Была вполне здравая идея заменить связку Л-29/39/боевой одним типом, Миг АТ.
     
    Последнее редактирование: