Проект SSJ-New. Почему я – против (сугубо личное мнение)
Все ниженаписанное является сугубо личным мнением частного лица – стороннего наблюдателя, сформированного на основании чтения газет и авиационных журналов.
Проект SSJ-New позиционируется как новый важный шаг по устранению недостатков, тотальному импортозамещению и внедрению всего самого новейшего и прогрессивного вместо существующего самолета SSJ100. Все слова замечательные, однако, что-то мешает присоединиться к восторгам руководства отрасли ….
Попробую изложить свои резоны.
Текущая ситуация в отрасли. Что может предложить ОАК сегодня авиакомпаниям?
- Местные перевозки – бесконечная эпопея с выбором модели на замену Ан-2 – тут и Ан-3, и «Рысачок», и различные ТВС, теперь «Байкал», который - то ли ТВС, то ли совсем другой… Время идет, деньги улетают… серийного самолета нет как нет.
- Местные перевозки (до 19 пассажиров) – «отечественный» Л410 – один из ярчайших примеров лицемерия «отцов отрасли» - Самолет полностью производится в Чехии и летит своим ходом за отечественным шильдиком на УЗГА. Первый машино-комплект, доставленный на УЗГА в разобранном виде до сих пор в воздух не поднимался (насколько я знаю). Но даже когда он таки взлетит, доли «импортозамещенности» в этом самолете этот факт не добавит.
- региональные перевозки (турбовинтовые)– ранее (и практически до сих пор) с этим успешно справляется семейство Ан-24/26. И грузы, и пассажиры, и в гражданской, и в военно-транспортной авиации. На замену прочили Ан-140, совместные проекты с Индией… В итоге сегодня одно семейство предлагается заменить ТРЕМЯ (!) Ил-112, Ил-114, и L610. По каждому из этих проектов можно многое сказать, но ограничусь тем, что сроки выхода на серийное производство и передачи серийных машин в эксплуатацию весьма туманны…
- Региональные и ближнемагистральные перевозки – современный SSJ100, летно-технические характеристики соответствуют мировому уровню, – выпускается серийно, под него в стране разворачивается система технического обслуживания, подготовка кадров, склады запчастей – претензий много, но тенденции к улучшению ситуации присутствуют.
- Среднемагистральные перевозки – идет разработка современного самолета МС21-300. По ряду причин разработка затягивается. Ожидаемый срок появления серийных машин в авиакомпаниях – через 2-3 года. Но, настораживает, что прекратились упоминания о необходимости скорейшего развития семейства в виде МС-21-200 и -400.
- Дальнемагистральный-широкофюзеляжный - незатихающие попытки реанимировать проекты на базе Ил-96 и одновременно работа над российско-китайским проектом.
В итоге имеем – SSJ100 – единственный реализованный и доведенный до массовой эксплуатации проект российского постсоветского авиапрома. По всем остальным направлениям полный туман, сквозь который слегка просвечивает МС21-300.
Почему вместо форсирования работ по этим «туманным» направлениям предлагается начать тотальную переделку единственного реализованного проекта?
Какие аргументы у сторонников этого решения?
«Санкции» - На сегодняшний день никаких санкций, напрямую затрагивающих проект SSJ, не принималось. Поставки всех комплектующих происходят в рамках действующих договоров и графиков. Напротив, проект SSJ-New автоматически подпадает под санкции в части «композитного крыла». Да, сейчас есть более или менее обоснованные надежды, что в рамках проекта МС21 последствия этих санкций удастся преодолеть. Но воплощения этих надежд в виде серийных самолетов с российским композитным крылом пока нет.
«Французский саботаж» по ремонту и доводке двигателя. Во-первых, в результате проведенных работ многого удалось достичь, - увеличены примерно в 2 раза производственные мощности по ремонту двигателей. Проведены доработки двигателя, которые сократили число дефектов. Создан большой подменный фонд двигателей для сокращения простоя на время ремонта. Все это привело к существенному снижению остроты проблем. Во-вторых, какие варианты замены можно предложить? PW-1000G с А220, который меняют сотнями в Swiss и AirBaltic? Украинский Д436? который надо везти контрабандой через третьи страны и надеяться, что никакой озабоченный неадекват не устроит диверсию? «Из зала подсказывают» - надо ставить ПД-8! Отлично! Где он? Его нет не то что «в железе», его нет даже «на бумаге». Есть только надежды, что его удастся разработать на базе существующих заделов. А значит, на разработку, испытания, сертификацию, запуск в серию – вынь да положь 8-10 лет. А с учетом загрузки ОДК доводкой ПД-14, разработкой ПД-35, вертолетной тематикой и т.п., даже такая оценка выглядит очень оптимистической…
«Импорто замещение» - с самого начала проекта SSJ ему пеняли за большое количество импортных комплектующих. Но стоит взглянуть на всю гамму идущих проектов и появляется недоумение. Иначе как лицемерием не назвать позицию МО, которое принимает на вооружение «отечественный» L410, Ан-140 и Ан-148 (а «Аны» теперь это иностранные самолеты, хоть и построенные в России), другие самолеты и вертолеты с иностранными двигателями и компонентами. Но только на SSJ наличие импортных комплектующих становится непреодолимой преградой. И это при том, что «на военной службе» SSJ, в силу своего назначения, может выполнять сугубо вспомогательные задачи.
Во всем этом есть одно здравое зерно, которое нам продемонстрировали США, наложив запрет на поставку самолетов в Иран. Единственная задача по импортозамещению (в рамках проекта SSJ), которая имеет экономический смысл, это снижение американской доли до «менее 10%», чтобы выйти из-под американских ограничений. Вот эту задачу имеет смысл решать – и «приз» за ее решение понятен – это поставки в Иран и другие подсанкционные страны. Суммарно можно рассчитывать на заказы 50-60 штук новых самолетов. Для этого требуется выполнить несколько вполне конкретных замен – ВСУ и, возможно, еще какого-то оборудования. Но это можно сделать за совершенно конкретное время и деньги. Переделывать «все» не требуется.
А что касается просто запретов на покупку российской техники, то никакое импортозамещение не поможет в преодолении таких санкций.
Может у нас простаивают КБ и их надо занять чем-нибудь хотя бы отдаленно полезным? Так ведь нет, - КБ перегружены и многие откровенно не справляются с объемом работ. Туполев занят бомбардировщиками, Илюшин тонет под массой самых разноплановых проектов от Ил-112 до реинкарнации Ил-96, Яковлев доводит МС21-300 (и, надеюсь, займется его «братишками» -200 и -400), ГСС бросает все больше сил на российско-китайский проект…
ОАК в целом перегружена массой начатых и незавершенных проектов, сроки по которым все время откладываются и откладываются. Результаты этих проектов уже устали ждать и МО, и авиакомпании. И в такой ситуации, вместо концентрации сил и ресурсов на завершении начатого, руководство ОАК пытается запустить новый мегапроект крайне сомнительной актуальности, с абсолютно непрозрачными сроками завершения и «стартовой» ценой 70 млрд рублей вместо единственного серийно выпускаемого самолета…
Для обоснования необходимости этого «перспективного» проекта блокируются работы по реально возможным поставкам (например, 40 бортов для Ирана)…
Вместо постскриптума
Я был и остаюсь сторонником проекта SSJ100. Это реально самый успешный проект российского авиапрома за постсоветский период. Он единственный доведен с нуля до серийного производства и массовой эксплуатации. Этот проект необходимо поддерживать и развивать.
Но проект «SSJ-New» не является ни поддержкой, ни развитием SSJ, скорее это киллер, который убивает существующий проект со всеми его перспективами, но ничего не предлагает взамен кроме сладких, но неисполнимых обещаний. Так и вспоминается, - «…или я , или ишак, или пресветлый эмир…»
Еще раз повторюсь - все вышесказанное сугубо личное мнение частного лица, составленное на основе публикаций в СМИ...