Кому ? Почему надо иметь все специализированное ? Как бэ таможня должна работать 'автоматически' без 'ручного' управления. Если в автоматическом режиме таможня таможит неделю, то надо ревизовать систему. Если к ней надо с поклоном ходить, то это плохая идея в целом.
Кто сказал про поклоны? Смысл был в том, что у разных грузов разная специфика. Деньги надо растаможивать молниеносно, золото терпит сутки, серебро может и пару дней подождать, ювелирка в целом не горит. Но специфика у этих грузов есть и чтоб вместо бижутерии бриллианты не пропустить таможенник должен понимать с чем имеет дело. Так получилось, что запчасти для гражданских самолётов - груз специфический и требует специфики в логистике. Отстроить её, особенно имея политический ресурс, несложно. Безусловно документооборот никто не отменял, то есть нужны как минимум люди, умеющие эти документы быстро оформить. В остальном - исключить задержки с таможенным оформлением правда не сложно. Нет там никаких злых гениев, русская таможня абсолютно ничем не хуже иностранной - но почему-то её вы не упомянули, хотя она работает ровно так же. Учитывая амбиции ГСС конечно надо было задумываться о порто-франко, у нас ли, в странах ли, где самолёты эксплуатируются - возможно и там, и там. Это конечно денег стоит, но пока бортов мало и нет общих ремонтных баз со складами запчастей в разных странах - это логично. Но это из той же ровно оперы, что и работа с банками и экспортными агентствами: когда проект затевали, шли по плохому пути, мол мы авиастроители, у нас политическая поддержка и нац проект, а вы все к авиации отношения не имеете и грязь из-под ногтей. Ну а в нынешнем продукте участвуют все. Провалив те составляющие - получили и долги, и задержки и похоронили фирму, которую пришлось выкупать и спасать. При том что собственно самолётная то часть получилась относительно приличная