По следам:
https://aviaforum.ru/threads/prjama...-kakaja-bezopasnee.30303/page-88#post-2946729 и т.д.
Avex сказал(а):
Но ПИ показывает не крен, а как земля кренится относительно самолета.
Отто Кац
Ничего подобного. ПИ показывает как кренится самолёт относительно земли.
ШБЖ
ИМХО: что ОИ, что ПИ показывают
текущее взаимное расположение символов горизонта и самолета, позволяющих пилоту сформировать в своей голове представление о крене и тангаже.
И ничего более.
Таким образом, непосредственное восприятие конкретной относительности индикации (ОИ - вид с земли на самолет или ПИ - вид из самолета на землю) возникает в результате оценки увиденного на основе:
- Порога восприятия: минимальное количество опознавательных признаков, обеспечивающих правильное узнавание объекта.
- Опознавательные признаки для восприятия: характерные признаки объекта, уже известные наблюдателю.
- Процесс узнавания при восприятии: соотнесение узнаваемого объекта с образом, хранящимся в памяти.
Пример от :
Отто Кац
ШБЖ
Задайте себе образ: у кубика верх черный - картинка одна. Низ черный - картинка другая. Назначена левая стенка белой - видим одно, назначена та же левая стенка полосатой - видим другое. Т.е. какой
известный себе опознавательный признак принят за основу концепции опознавания, таков и результат: ОИ или ПИ. Лично я один вверху, два внизу вижу сразу, а вот наоборот - после нескольких попыток, да и то долгое время удержать два сверху не получается. Проблема во мне или в законах восприятия?
Freelancer
При желании и располагая достаточным количеством букв, процесс надевания штанов можно описать так, что человеку, никогда штаны не носившему, это покажется невероятно сложной задачей.
Только вот зачем, если штаны можно просто надеть.
ШБЖ
В Вашем примере ни опознавательные признаки, ни процесс узнавания работать не будут. Человеку, "никогда штаны не носившему" и в голову не придет натягивать их на ноги. Так что без просветительной части любым приемлемым способом они, скорее всего займут место на голове. Кстати, речь ведется о понимании сути происхождения различий, а не об искусстве составления руководящих документов. Так что не надо опережать события. Вот и
Отто Кац не поддерживает возможность поголовного интуитивного освоения ПИ.
Отто Кац
Непонимание принципа работы ПИ. Можно 100 лет пролетать, но так и не понять его. О чем говорят и некоторые высказывания форумчан, летавших с ПИ. ...
Отто Кац
А теперь главное - мы ВСЕГДА управляем самолетом, а не миром за окном. Некоторые пилоты недовольны шкалой крена. Так просто воспринимайте её правильно! Чёрной стрелкой обозначен скайпонтер - это зенит РЕАЛЬНОГО МИРА. Им НЕВОЗМОЖНО управлять! А вот желтой стрелкой обозначен индекс В КАБИНЕ САМОЛЕТА - только им управлять и нужно.
А вот теперь попробуйте мысленно совместить эти индексы,
но не забывая при этом (!!!-ШБЖ), что управляете вы именно треугольником обозначенным ЖЕЛТОЙ стрелкой. Должно произойти волшебство - рука потянется ВЛЕВО!
Собственно это все настолько просто и естественно, настолько неотличимо от визуального полёта, что проблема может быть только в переносе навыков с обратной индикациии. Тот же самый "капот-горизонт" - треугольник обозначенным желтой стрелкой это КАПОТ. Чёрные "крылышки" - это капот. Мы управляем именно ими, а не линией горизонта. Хотя, по большому счету они и не нужны - моя личная фельдкуратовская вертикальная ось совпадает с самолетной. И нет проблем ее совместить с вертикалью реального мира (на которую указывает скайпонтер), при условии, что управлять нужно САМОЛЕТОМ, а не линией горизонта и не скайпонтером.
ШБЖ
И мы опять вернулись к восприятию! А чтобы оно состоялось - см выше.
В частности: опознавательный признак скайпойнтера для восприятия. И для крылышек.
На приборе они находятся на фоне. Достаточно ярком.
Любую фигуру проще выделить из фона в случае:
- ее резкого отличия от фона по цвету, величине, форме и др.
- фигура обладает либо формой, либо характерной для нее структурой и выступает впереди фона, при этом граница или контур между фгурой и фоном воспринимается как собственность именно фигуры,
- если наблюдатель знаком с этой формой,
- наблюдатель имеет психологическую (само)установку искать конкретную фигуру.
Фон воспринимается однородным, бесформенным, нечетким и расположенным позади фигуры без четких очертаний, формы или структуры.
Можно делать круглые глаза и заявлять о том, что кто-то лично сам такого за собой не замечал и все гораздо проще и короче.
Но никто не станет утверждать, что, скажем, элероны перемещаются после отклонения штурвала или РУС напрямую без всяких там систем, передающих движение органов управления. Просто никто из пилотов в процессе управления не вспоминает ни про троса/тяги/дифференциальные качалки/рулевые машинки и все то, что обеспечивает выполнение его рулевого замысла. А ведь они (в зависимости от типа, конечно) есть. Так и законы восприятия видеоинформации существуют и работают. И, как можно было заметить, зависят от степени знакомства пилота с объектом его поиска на приборе. Ну и еще от того, как дизайнер, оформлявший конкретный тип АГ, учел объективные правила восприятия для оптимизации результата управления.
В приведенном
Отто Кац примере АГ дизайнер прибора явно делал акцент на "крылышки". В полном соответствии с тем, что тот подчеркнул в своем комментарии: "мы ВСЕГДА управляем самолетом". Именно об этом и напоминает крупный и контрастный (хоть на голубом, хоть на коричневом фоне) "силуэтик": тот самый самолет, которым надо управлять!
А вот скайпойнтеру по законам восприятия внимание уделено почти минимальное.
Если вернуться к фигурно-фоновому соотношению, то дизайнер явно не собирался выпячивать его на первый план, чтобы сделать активным элементом формирования направления для вывода из крена. Шкала тангажа, всегда занимающая относительно горизонта вертикальное положение, является куда как более информативным ориентиром для показа местной гировертикали, чем небольшой желто-блеклый контурный треугольник цвета фона. К тому же разбитый на трапецевидную и треугольную части, последняя из которых при крене 90 градусов исчезнет за боковым обрезом шкалы. И скайпойнтер приобретает вид трапеции, теряя свою узнаваемость. Кто не верит, возьмите линейку и убедитесь.
Я понимаю, что данная иллюстрация не является эталонным изображением АГ с ПИ на PFD. И при эксплуатационных ограничениях крена 90 градусов быть не должно.
Но речь-то о попадании в СПП. Никоим образом не ожидаемое. Поэтому, разбирая такой момент, надо обязательно помнить, что поиск выхода неизбежно пройдет через все эти упомянутые стадии поиска и обработки визуальной информации на приборе. Именно знания о них, об их естественности, помогут пройти эту стадию быстрее и раньше включиться в процесс вывода из СПП. Да и разработка дизайна приборов должна помогать находить и считывать визуальную информацию на любой стадии полета.
Avex сказал(а):
Это в статике. А если само голубое крутится с очень высокой скоростью - куда крутить?
А это уже штопор, там все не так
.
ШБЖ
А если не штопор? Вряд ли самолет, попавший в СПП, в конце концов замирает в конечной позиции, после чего пилот начинает определяться с направлением вывода. Ну, пусть самолет не "крутится", а находится в процессе продолжающегося выхода за эксплуатационные ограничения. В движении какие элементы индикации пространственного положения будут восприниматься и узнаваться быстрее? Бледно-желтый контур мелкого голубого на голубом же фоне треугольника или силуэтик самолета с"мачтой" тангажной шкалы?