Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нем неправильно. Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)
По этому авиабилету, 25 августа 1981 года, летел из Ленинграда в Минск. Впереди были счастливые годы учебы в авиационно техническом училище гражданской авиации.
Ярлык квитанции камеры хранения образца 1963 г. и показанный ранее бланк образца 1983 г.:
В период СССР существовало 3 варианта реализации камер хранения в аэропортах: 1) работавшие с квитанциями, 2) автоматические и 3) использовавшие в работе кассы-автоматы и номерные жетоны.
До начала 1960-х гг. камеры хранения были только этого вида - технология их работы в 1930-е гг. годы описана в "Правилах перевозки пассажиров, багажа и грузов" тех лет. В удостоверение приёма багажа пассажиру выдавалась квитанция, в которой указывалось количество принятых багажных мест, время приёма и сумма объявленной ценности, а на корешке квитанции, остававшемся в камере хранения, записывалась фамилия пассажира. К каждому принятому месту багажа прикреплялся ярлык с указанием номера квитанции камеры хранения. Багаж выдавался предъявителю квитанции после сверки озвученной пассажиром фамилии с записанной на корешке квитанции.
К 1970-1980-м гг. технология работы таких камер хранения несколько изменилась: кладовщик оформлял квитанцию в 4-х экземплярах, два из которых выдавались пассажиру для оплаты хранения багажа (один из них оставался в кассе, а второй, с отметкой кассира о получении денег, предъявлялся пассажиром при получении багажа), третий экземпляр прикреплялся к сдаваемой вещи, а четвёртый - корешок квитанции - оставался в книге учёта. Сданные вещи выдавались предъявителю квитанции, которую затем прикрепляли к корешку квитанции в книге учёта (источники: 1, 2).
Автоматические камеры хранения появились в СССР к 1963 г. - тогда начался выпуск камеры модели "КХС-1". Пассажир помещал вещи в свободную ячейку, набирал на шифраторе внутренней стороны дверцы шифр, состоявший из буквы и трёх чисел, опускал в монетный механизм 15 копеек и закрывал дверцу. При получении вещей он набирал тот же шифр, но уже на шифраторе наружной стороны дверцы, после чего снова опускал в АКХ 15 копеек и открывал дверцу. На первом фото - камера модели "КХС-7" из заброшенного аэропорта Аркалык, на втором - внешняя сторона дверцы АКХ, на третьем - внутренняя сторона дверцы:
Кассы-автоматы и жетонная система в камерах хранения стали применяться согласно приказу МГА №382 от 22 июня 1966 г. При этом варианте работы камер хранения пассажир сначала оплачивал услугу в кассе-автомате и получал чеки на каждую из сдаваемых вещей:
В камере хранения кладовщик записывал на обратной стороне чеков фамилию пассажира и прикреплял их вместе с номерными жетонами к сдаваемому багажу, а пассажиру выдавал другие жетоны с теми же номерами. Сданные вещи размещались на стеллажах хранения в ячейках с теми же номерами, что и на используемых жетонах. При получении багажа пассажир предъявлял кладовщику жетоны и называл свою фамилию - если номера на предъявленных жетонах и озвученная фамилия совпадали с прикреплёнными к сданным вещам, пассажир получал свой багаж обратно (источники: 1, 2).
Два новых номерных жетона камер хранения - с coins.lave.ru:
Ранее в этой теме уже был показан ещё один таллинский жетон:
При поездке по многоразовому служебному билету перед каждым вылетом оформлялся одноразовый талон, левая часть которого называлась "контрольным талоном" (оставалась в аэропорту отправления), а правая - просто "талоном" (оставалась у пассажира и затем сдавалась в бухгалтерию). В аэропорту отправления контрольные талоны от 1) гражданских билетов, 2) разовых и годовых служебных билетов, 3) талонов на бесплатную перевозку ребёнка прилагались к ведомости регистрации на рейс.
Контрольный талон к годовому служебному билету 1984 г. (найден здесь):
Из правил на обратной стороне годового билета:
"Агентства или аэропорты при оформлении вылета выдают талон к служебному билету с указанием аэропорта отправления, назначения, даты отправления, номера рейса и места. Контрольный талон изымается при регистрации. Правая его часть (талон к служебному билету) остаётся у пассажира и сдаётся в бухгалтерию вместе с авансовым отчётом".
25 съезд КПСС (1976 г.) - ПТ на стандартном бланке и именной ПТ на рейс из Магадана в Москву:
27 съезд КПСС (1986 г.):
Депутаты Верховных Советов и делегаты съездов КПСС проходили регистрацию на рейсы и посадку в самолёты отдельно от остальных пассажиров. Помещения аэропортов для оформления официальных лиц до 1990 г. назывались "депутатскими комнатами", а с указанного года - "залами официальных делегаций" (см. приказ МГА №30 от 16 февраля 1990 г.).
1.15. Функции по организации, контролю подготовки и выполнению литерных рейсов для депутатов Верховных Советов СССР и участников Пленумов ЦК КПСС, делегатов съездов КПСС, ВЦСПС, ВЛКСМ и союзных республик возлагаются на оперативные группы МГА, управлений ГА и авиапредприятий.
7.7. Бортпроводник N 1 (бригадир): уточняет у дежурного по депутатскому залу состав пассажиров литерного (подконтрольного) рейса, номера мест в воздушном судне и аэропорты назначения; докладывает командиру корабля полученные от дежурного по депутатскому залу сведения; обеспечивает, чтобы указанные дежурным по депутатскому залу номера мест не были заняты другими пассажирами.
7.10. Посадка пассажиров литерных (подконтрольных) рейсов производится после посадки других пассажиров, за 5 - 10 мин. до закрытия дверей.
7.11. Бортпроводник N 1 (бригадир) лично встречает пассажиров в салоне, размещает пассажиров и их ручную кладь.
По 2-й ссылке автор доказывает, что якобы "аэропорт Ленинграда никогда не носил имя «Шоссейная»". Но до конца 1973 г. аэропорт действительно назывался "Шоссейная" - н-р, см. рекламу из журнала "Театральный Ленинград" № 43 (6-12 декабря 1973г.):
В рекламе также упоминается аэропорт "Смольный" - это Ржевка, а "Пулково" в рекламе не упомянуто, так как данное название аэропорта было утверждено буквально за несколько дней до выхода этого номера журнала и начало использоваться с 1 января 1974 г.:
О начале обслуживания пассажиров в аэровокзале, в дальнейшем получившем название "Пулково-1":
Из "Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР" (утв. Приказом МГА СССР от 16.01.1985 N 19)":
3.1.6. Продажа билетов в кассах производится в порядке очередности. Право на внеочередное получение билета и свободного места в воздушном судне имеют:
.......
и) лица, командированные по срочным заданиям (при наличии специального предписания) для:
восстановления вышедшей из строя авиационной техники;
ликвидации аварийных ситуаций и проведения спасательных работ на крупных предприятиях оборонного и союзного значения, на нефтяных и газовых промыслах, предприятиях газовой, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, на объектах добывающей, горнорудной промышленности, на крупных гидротехнических и ирригационных сооружениях, на магистральных линиях связи и энергопередач, на крупных объектах предприятий энергетики и транспорта, предприятиях атомного машиностроения, Министерства по производству минеральных удобрений и других отраслей народного хозяйства;
ликвидации крупных очагов пожара специализированными командами по тушению пожара, а также при следовании отдельных специалистов;
ликвидации последствий стихийных бедствий, предупреждения и ликвидации эпидемий и эпизоотий.
Друзья, а может кто-нибудь подсказать, или даже показать, как выглядит диспетчерский график воздушного движения. Сделан он был по аналогии с железнодорожным, его я видел. Есть ли отличия от графиков СССР и нынешних?
Годовой билет начальника Главного управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР - билет с таким литером, да ещё и "на предъявителя", попался мне впервые (найдено здесь):
Литеры (Серии), указанные в служебных билетах, - зоны их действия: литер "ЦА" - для полётов работников центрального аппарата ГУГВФ/МГА по всем внутрисоюзным авиалиниям, литер "Ц" - для полётов по всем внутрисоюзным авиалиниям, литер "У" - для полётов по всем авиалиниям одного территориального управления или отдельной авиагруппы, литер "М" - для полётов по местным воздушным линиям одного авиаотряда.
Этот билет серии "Ц" был оформлен в конце 1945 г. и затем был продлён до конца 1947 г.:
Ещё один билет серии "Ц", оформленный в конце 1959г. Бланк этого билета был выпущен не к 1960-му году - об этом говорит заголовок "действителен по___195_г.", так что указание года использования "1960" - просто надпечатка:
Годовые билеты литеров "У" и "М" 1970-х гг.:
В 1980-е гг. годовые билеты подразделялись на "именные" и "на предъявителя": именные давали право бесплатного полёта между всеми аэропортами в зоне действия билета, а на предъявителя - только между определёнными аэропортами, указанными в командировочном удостоверении (исключение - билет литера "ЦА" на предъявителя: как и именной, такой билет давал право бесплатного полёта по всем внутрисоюзным авиалиниям).
Годовые именные билеты литеров "ЦА" и "Ц" выпускались в форме удостоверения и предъявлялись без каких-либо дополнительных документов. На фото - годовой именной билет литера "Ц" на бланке 1986 г. с возможностью продления на 6 лет:
Годовые билеты остальных форм (именные литера "У" и на предъявителя литеров "ЦА", "Ц" и "У") выпускались в виде бланкового билета и предъявлялись вместе с удостоверением личности и командировочным удостоверением. Бланк годового именного билета литера "У" на 1986 г.: