Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)

Модератор темы: Freddy
Полвека назад:
573987991.jpg

57398799.jpg


1970.jpg


Газета Дальневосточного управления ГА "Тихоокеанский авиаработник" за 9 мая 1973 г.:
09.05.1973.JPG


Конверт со спецрейса Аэрофлота Лондон-Москва, посвящённого 30-летию Победы, 1975 г.:
fdsdfdsf.jpg


Поздравление ветерана ЦУМВС, 1985 г.:
65905424.jpg


Вымпел 1985 г.:
101045357.jpg
1010453571.jpg


Плакат на японском:
213123213213.jpg


2132132343543.jpg
 
Реклама
По этому авиабилету, 25 августа 1981 года, летел из Ленинграда в Минск. Впереди были счастливые годы учебы в авиационно техническом училище гражданской авиации.

Screenshot_20200524-175040.jpg
 
Ярлык квитанции камеры хранения образца 1963 г. и показанный ранее бланк образца 1983 г.:
766576.jpg
156827991307515975.jpg


В период СССР существовало 3 варианта реализации камер хранения в аэропортах: 1) работавшие с квитанциями, 2) автоматические и 3) использовавшие в работе кассы-автоматы и номерные жетоны.
До начала 1960-х гг. камеры хранения были только этого вида - технология их работы в 1930-е гг. годы описана в "Правилах перевозки пассажиров, багажа и грузов" тех лет. В удостоверение приёма багажа пассажиру выдавалась квитанция, в которой указывалось количество принятых багажных мест, время приёма и сумма объявленной ценности, а на корешке квитанции, остававшемся в камере хранения, записывалась фамилия пассажира. К каждому принятому месту багажа прикреплялся ярлык с указанием номера квитанции камеры хранения. Багаж выдавался предъявителю квитанции после сверки озвученной пассажиром фамилии с записанной на корешке квитанции.

К 1970-1980-м гг. технология работы таких камер хранения несколько изменилась: кладовщик оформлял квитанцию в 4-х экземплярах, два из которых выдавались пассажиру для оплаты хранения багажа (один из них оставался в кассе, а второй, с отметкой кассира о получении денег, предъявлялся пассажиром при получении багажа), третий экземпляр прикреплялся к сдаваемой вещи, а четвёртый - корешок квитанции - оставался в книге учёта. Сданные вещи выдавались предъявителю квитанции, которую затем прикрепляли к корешку квитанции в книге учёта (источники: 1, 2).
Автоматические камеры хранения появились в СССР к 1963 г. - тогда начался выпуск камеры модели "КХС-1". Пассажир помещал вещи в свободную ячейку, набирал на шифраторе внутренней стороны дверцы шифр, состоявший из буквы и трёх чисел, опускал в монетный механизм 15 копеек и закрывал дверцу. При получении вещей он набирал тот же шифр, но уже на шифраторе наружной стороны дверцы, после чего снова опускал в АКХ 15 копеек и открывал дверцу. На первом фото - камера модели "КХС-7" из заброшенного аэропорта Аркалык, на втором - внешняя сторона дверцы АКХ, на третьем - внутренняя сторона дверцы:
Кассы-автоматы и жетонная система в камерах хранения стали применяться согласно приказу МГА №382 от 22 июня 1966 г. При этом варианте работы камер хранения пассажир сначала оплачивал услугу в кассе-автомате и получал чеки на каждую из сдаваемых вещей:


В камере хранения кладовщик записывал на обратной стороне чеков фамилию пассажира и прикреплял их вместе с номерными жетонами к сдаваемому багажу, а пассажиру выдавал другие жетоны с теми же номерами. Сданные вещи размещались на стеллажах хранения в ячейках с теми же номерами, что и на используемых жетонах. При получении багажа пассажир предъявлял кладовщику жетоны и называл свою фамилию - если номера на предъявленных жетонах и озвученная фамилия совпадали с прикреплёнными к сданным вещам, пассажир получал свой багаж обратно (источники: 1, 2).

Два новых номерных жетона камер хранения - с coins.lave.ru:
158815949040531677.jpg

158815971723847391.jpg


Ранее в этой теме уже был показан ещё один таллинский жетон:
156828094973974481.jpg









Жетон камеры хранения а/п Кемерово:
 
Последнее редактирование:
Реклама Аэрофлота у дороги в а/п Кольцово (Cвердловск):
12213123.jpg


На выезде из Шереметьево:
724.jpg


На выезде из аэропорта Алма-Ата:
выезд Алма-ата.jpg


Арка по дороге в аэропорт Братск (Братск. Дорога в Аэропорт.):
42344234234.jpg


Указатель в а/п Быково, 1968 г. (Авиационный фото природы, фотографии животных, людей - фотобанк Вся Россия):
img138545542.jpg


Остановка в посёлке "Аэрофлотский" (рядом с аэропортом Симферополь):
14842085032bf.jpg


Стела у дороги в аэропорт Игарка (Фотографии русских городов - Игарка)
n15_8826.jpg


Стела у дороги в аэропорт Горно-Алтайск, стилизованная под хвост и двигатели Ил-62 (На Алтай по воздуху в 2007 году):
86071_1000.jpg


Стела у дороги в аэропорт Сусуман с изображением Ту-124 (Сусуман - На въезде в аэропорт - a photo on Flickriver):
Сусуман.jpg


Стела у въезда в село Маган ( Фотографии Администрация села Маган МКУ ГО город Якутск.):
4324234234.jpg


Символика гражданской авиации СССР на гербах населённых пунктов
 
Последнее редактирование:
При поездке по многоразовому служебному билету перед каждым вылетом оформлялся одноразовый талон, левая часть которого называлась "контрольным талоном" (оставалась в аэропорту отправления), а правая - просто "талоном" (оставалась у пассажира и затем сдавалась в бухгалтерию). В аэропорту отправления контрольные талоны от 1) гражданских билетов, 2) разовых и годовых служебных билетов, 3) талонов на бесплатную перевозку ребёнка прилагались к ведомости регистрации на рейс.
Контрольный талон к годовому служебному билету 1984 г. (найден здесь):
2132134324324.jpeg


Из правил на обратной стороне годового билета:
"Агентства или аэропорты при оформлении вылета выдают талон к служебному билету с указанием аэропорта отправления, назначения, даты отправления, номера рейса и места. Контрольный талон изымается при регистрации. Правая его часть (талон к служебному билету) остаётся у пассажира и сдаётся в бухгалтерию вместе с авансовым отчётом".

Служебные билеты Аэрофлота
 
Последнее редактирование:
Посадочный талон делегата 26 съезда КПСС (1981 г.) https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23217148:
4324324324324.jpg


25 съезд КПСС (1976 г.) - ПТ на стандартном бланке и именной ПТ на рейс из Магадана в Москву:


27 съезд КПСС (1986 г.):


Депутаты Верховных Советов и делегаты съездов КПСС проходили регистрацию на рейсы и посадку в самолёты отдельно от остальных пассажиров. Помещения аэропортов для оформления официальных лиц до 1990 г. назывались "депутатскими комнатами", а с указанного года - "залами официальных делегаций" (см. приказ МГА №30 от 16 февраля 1990 г.).
Из положения "Об организации и обеспечении полётов воздушных судов литерными (подконтрольными) рейсами с пассажирами и специальными грузами" от 7 марта 1986 г.:

1.15. Функции по организации, контролю подготовки и выполнению литерных рейсов для депутатов Верховных Советов СССР и участников Пленумов ЦК КПСС, делегатов съездов КПСС, ВЦСПС, ВЛКСМ и союзных республик возлагаются на оперативные группы МГА, управлений ГА и авиапредприятий.
7.7. Бортпроводник N 1 (бригадир): уточняет у дежурного по депутатскому залу состав пассажиров литерного (подконтрольного) рейса, номера мест в воздушном судне и аэропорты назначения; докладывает командиру корабля полученные от дежурного по депутатскому залу сведения; обеспечивает, чтобы указанные дежурным по депутатскому залу номера мест не были заняты другими пассажирами.
7.10. Посадка пассажиров литерных (подконтрольных) рейсов производится после посадки других пассажиров, за 5 - 10 мин. до закрытия дверей.
7.11. Бортпроводник N 1 (бригадир) лично встречает пассажиров в салоне, размещает пассажиров и их ручную кладь.
 
Приглашение на торжественный вечер, посвящённый 20-летию пассажирских перевозок на Ил-18 (1959-1979):
192571580.jpg

Разновидность обложки:
192572684.jpg


1925715801.jpg



Приглашение на митинг и вечер, посвящённые 20-летию эксплуатации Ту-104
Приглашение на празднование 15-летия успешных полётов на самолетах Ту-114
Приглашение на церемонию открытия монумента самолёту Ту-114 в а/п Домодедово
Приглашение на открытие аэровокзала а/п Домодедово
Приглашение на вечер, посвящённый 25-летию а/п Шереметьево
Приглашение на вечер, посвящённый 30-летию а/п Шереметьево
Приглашение на вечер, посвящённый 25-летию внуковского АТБ
Приглашение на собрание, посвящённое 40-летию Эстонского управления ГА
Приглашение на празднование 25-летия Львовского авиапредприятия
Приглашение на собрание, посвящённое 30-летию 63 ЛА ЦУМВС
Приглашение на собрание, посвящённое Дню Аэрофлота (Киев, 1986 г.)
Приглашение на торжественный вечер, посвященный 40-летию ГА
Приглашения в Кремлёвский Дворец съездов на торжественное собрание, посвящённое 50-летию ГА СССР (1973 г.)
Приглашение на собрание, посвящённое 50-летию ГА (Северо-Кавказское УГА)
Приглашение на заседание, посвящённое 50-летию ГА (г. Рига, 1973 г.)
Приглашение на пресс-конференцию и прогулочный рейс над Берлином на самолёте Ил-86
Приглашения приволжского УГА, харьковского и ростовского авиапредприятий
Пригласительный билет №232 на технический рейс самолёта Ил-86 по маршруту Москва-Ташкент-Москва
 
36 лет назад, 8 июня 1984 г.:
93223587.jpg

932235872.jpg

932235873.jpg


Подборка артефактов, связанных с ленинградским аэропортом - 1
Подборка артефактов, связанных с ленинградским аэропортом - 2

По 2-й ссылке автор доказывает, что якобы "аэропорт Ленинграда никогда не носил имя «Шоссейная»". Но до конца 1973 г. аэропорт действительно назывался "Шоссейная" - н-р, см. рекламу из журнала "Театральный Ленинград" № 43 (6-12 декабря 1973г.):
6546546546546.jpg


В рекламе также упоминается аэропорт "Смольный" - это Ржевка, а "Пулково" в рекламе не упомянуто, так как данное название аэропорта было утверждено буквально за несколько дней до выхода этого номера журнала и начало использоваться с 1 января 1974 г.:
prikaz_1973_pulkovo.jpg


О начале обслуживания пассажиров в аэровокзале, в дальнейшем получившем название "Пулково-1":
prikaz_1973_nachalo.jpg


3213213213213.jpg

42355435.jpg

5345656767.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
10435b1.jpg

10435b2.jpg


Из "Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР" (утв. Приказом МГА СССР от 16.01.1985 N 19)":
3.1.6. Продажа билетов в кассах производится в порядке очередности. Право на внеочередное получение билета и свободного места в воздушном судне имеют:
.......
и) лица, командированные по срочным заданиям (при наличии специального предписания) для:
восстановления вышедшей из строя авиационной техники;
ликвидации аварийных ситуаций и проведения спасательных работ на крупных предприятиях оборонного и союзного значения, на нефтяных и газовых промыслах, предприятиях газовой, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, на объектах добывающей, горнорудной промышленности, на крупных гидротехнических и ирригационных сооружениях, на магистральных линиях связи и энергопередач, на крупных объектах предприятий энергетики и транспорта, предприятиях атомного машиностроения, Министерства по производству минеральных удобрений и других отраслей народного хозяйства;
ликвидации крупных очагов пожара специализированными командами по тушению пожара, а также при следовании отдельных специалистов;
ликвидации последствий стихийных бедствий, предупреждения и ликвидации эпидемий и эпизоотий.

1344921_bc40ab4abd8d4e7332d395272c3a2655.jpg

1344922_f0606b912faf0013b9607ced79aabbe9.jpg


732184_89c6a54d07b17ad35ccc43a4955a3c6b.jpg

732185_19f065ab4f38cd27e6a42851573ca5a4.jpg


930972_425ff9490b2a14c98ea7455e934860ef.jpg

930973_2af5aae6a87800b568c8c795b016292f.jpg



930974_0774e12a4d023d9889edfd0ff3058f90.jpg

930975_9c5a00005d14c866e7d59f64adea8973.jpg


516814_3c2b8ac3a8d7a7cecfd10797a49b6d0c.jpg
 
Друзья, а может кто-нибудь подсказать, или даже показать, как выглядит диспетчерский график воздушного движения. Сделан он был по аналогии с железнодорожным, его я видел. Есть ли отличия от графиков СССР и нынешних?
 
Какой график? Который ведёт авиадиспетчер на рабочем месте? Графический контроль?
 
Годовой билет начальника Главного управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР - билет с таким литером, да ещё и "на предъявителя", попался мне впервые (найдено здесь):
423432543534.jpg


Литеры (Серии), указанные в служебных билетах, - зоны их действия: литер "ЦА" - для полётов работников центрального аппарата ГУГВФ/МГА по всем внутрисоюзным авиалиниям, литер "Ц" - для полётов по всем внутрисоюзным авиалиниям, литер "У" - для полётов по всем авиалиниям одного территориального управления или отдельной авиагруппы, литер "М" - для полётов по местным воздушным линиям одного авиаотряда.

Этот билет серии "Ц" был оформлен в конце 1945 г. и затем был продлён до конца 1947 г.:


Ещё один билет серии "Ц", оформленный в конце 1959г. Бланк этого билета был выпущен не к 1960-му году - об этом говорит заголовок "действителен по___195_г.", так что указание года использования "1960" - просто надпечатка:


Годовые билеты литеров "У" и "М" 1970-х гг.:


В 1980-е гг. годовые билеты подразделялись на "именные" и "на предъявителя": именные давали право бесплатного полёта между всеми аэропортами в зоне действия билета, а на предъявителя - только между определёнными аэропортами, указанными в командировочном удостоверении (исключение - билет литера "ЦА" на предъявителя: как и именной, такой билет давал право бесплатного полёта по всем внутрисоюзным авиалиниям).
Годовые именные билеты литеров "ЦА" и "Ц" выпускались в форме удостоверения и предъявлялись без каких-либо дополнительных документов. На фото - годовой именной билет литера "Ц" на бланке 1986 г. с возможностью продления на 6 лет:


Годовые билеты остальных форм (именные литера "У" и на предъявителя литеров "ЦА", "Ц" и "У") выпускались в виде бланкового билета и предъявлялись вместе с удостоверением личности и командировочным удостоверением. Бланк годового именного билета литера "У" на 1986 г.:
Обзор "Служебные билеты Аэрофлота"
 
Последнее редактирование:
9 июня 1977 г. начались регулярные рейсы Аэрофлота Москва–Мехико на Ил-62М - реклама нового направления на обложке расписания 1977 г.:
dsreub.jpg

79043618.jpg
790436181.jpg


10-летие регулярных рейсов Аэрофлота Москва-Мехико:
Москва-Мехико.jpg
Москва-Мехико_2.jpg


Значки, посвящённые полётам за границу СССР
 
Талон на получение бесплатного прохладительного напитка:
15825406628969381.jpg


Такие талоны выдавались пассажирам зарубежных рейсов в случае продолжительной задержки вылета:
Из "Наставления по организации международных перевозок в гражданской авиации СССР" (НОМП ГА-83):
5.14.11. Пассажирам по истечении одного часа задержки предлагаются прохладительные напитки, а при задержке более трех часов - питание в зависимости от времени суток.

1570531010100647100.jpg

15705310445513187.jpg


Талон из аэропорта Гаваны (Куба, середина 1980-х гг.):
157053093144319175.jpg
 
Талон на получение бесплатного прохладительного напитка:
Посмотреть вложение 729639

Такие талоны выдавалис пассажирам зарубежных рейсов в случае продолжительной задержки вылета:
@Freddy, а где и в каком году такие талоны выдавались?
В Шереметьево я таких не припомню.
 
Реклама
Назад