Организация авиаперевозок во времена СССР

Любопытен тот факт, что прямых рейсов Сыктывкар-Киев-София(Варна, Бургас) в диспетчерских расписаниях не было. На плече Сыктывкар-Киев-Сыктывкар рейс назывался 8813/8814 и через кассу простым смертным продавали билеты только между этими двумя пунктами.

На плече Киев-София-Киев рейс назывался уже SU669/SU670 до 1989 года и SU805/SU806 после. На него также через кассу можно было купить билет только между Киевом и Софией. Вот:

И только в сыктывкарской газете "Красное Знамя" печатали полный маршрут от Сыктывкара до городов НРБ.
Эти расписания можно посмотреть в соседней ветке.
За 1988 год
За 1990 год
За 1991 год

В Софию, как правило, летом было три-четыре частоты в неделю, по пн, вт, (чт ) и пт. В Варну - две частоты, по ср и сб. В Бургас - две частоты, по чт и вс.
 
Образец бестолковости расписаний - Трансаэро в первые десять лет своего существования. А советское - оно эталон, идеал, по сравнению с ним.
Кстати, структурно советское расписание было похоже на расписания авиакомпаний Lufthansa, KLM, JAL тех лет.
 
Олег, тут всё-таки дело в формате представления и компоновки данных. То, что мы видели в буклетах, это всё-таки были обработанные и адаптированные для глаз пассажира данные. В то время никому не приходило в голову взять и напечатать в газете расписание в том виде, в каком оно существовало на экране той же «Сирены», расшифровав лишь коды городов. Когда система АСУ «Расписание» была отделена от систем бронирования, по сути же не было никаких регламентов чётких для формализации рейсовых строк. Всем этим стали заниматься уже в 1989-м году, когда «Аэрофлот» вступил в IATA. К тому времени в IATA были уже весьма чёткие стандарты представления и описания структуры расписаний. От тех же табличных форм представления, в которых у нас были книги ЦРДС, все ушли уже давно, стандарт IATA подразумевал рейс как строку с данными. Когда у нас наконец-то скрестили базу расписания с системами бронирования, красота пошатнулась. Как я уже говорил выше, рекламные расписания превратились в тупое копирование строк из системы. Я понимаю, что обработать вручную такой большой массив данных для того же расписания самолётов из Москвы в виде плакатного — это всё-таки труд, но не такой уж прям и каторжный. На деле же никто и пальцем не шевелил, скопировали экран «Сирены», разбросали по столбцам и напечатали. Но всё дело в том, что это же служебные данные, поэтому там полно строк. Кстати говоря, даже этого можно было вполне избежать, просто все лентяйничали. Приведу простой пример. Вот у нас рейс Внуково-Ставрополь, ежедневно, круглый год, допустим, на А320. Был рейс как рейс, но потом мы с ним начали творить всякие чудеса. Например, выяснилось, что в определенные даты мы будем его выполнять на А321, и начинается вот это жуткое дробление цельного периода, типа

01.01-10.01 123.567 - А320

11.01-11.01 …4… - тут А321

12.01-30.04 123.567 - тут опять А320

И т.д.
Ну вот, блин, ну я понимаю, это мы как бы для себя делали, но на обзор пассажиру и для публикации это на кой ляд-то? IATA разработала специальные рекомендации для обозначения типов ВС группами. Ну так и обозначь, чёрт возьми, укажи код группы типа ВС «32S», из этой кодировки будет ясно, что рейс выполняется на самолёте этой линейки (319/320/321). Аналогично – «737», код, обозначающий семейство, а вот 738 — уже конкретизация, ну или Т20/Т24 (Ту-204-100, 214,300), где «Т20» — группа. Но нет: вываливали то, что на экране, на всеобщее обозрение. Мало того, дробление периода — это довольно типовая операция, если ты меняешь что-то в группе дат или в одной дате (например, значения количества мест в подклассах или же их состав). Ну так если ты раздробил рейс, отсплитовал даты, выполнил нужные операции, то возьми ж и верни после всего в исходный вид, иначе оно так и будет висеть — по 100 строк. При этом никому неудобно пользоваться этими простынями, поскольку сами экраны систем бронирования имеют ограничения по строкам, и чтобы просмотреть всё «творчество» по рейсу, приходится листать, тыкать на клавишу F9 и т.д. И ведь во многих случаях всё это бесконтрольно вываливалось в том виде, в котором было, на сайты, в поисковые и сейловые системы, в некоторых случаях вываливается до сих пор. Опять-таки: смотрим резолюции IATA, там же ясно сказано, что при отличии в расписании + 15 минут рейс можно не дёргать и не дробить. Но нет, мы тупо дробим. Для чего? Если, к примеру, меняется только время прибытия, то зачем? В билетах оно не указывается, чего ради дёргать из-за 5 минут рейс и размножать его по строкам? В этом есть определённая культура всё-таки, есть специалисты, которые работают аккуратно, и есть те, которым всё это до лампочки. И я сталкивался с этим неоднократно: открываешь карточку рейса, и пока разберёшься, что там с рейсом намудрили, — уже полчаса рабочего времени потеряно, а по факту можно было убрать весь мусор, соединить периоды и получить меньше строк.
 
Последнее редактирование:
Попалась статья в сургутской газете от 8 мая 1990 года о проблемах бронирования авиабилетов в позднем СССР. Uran , Сереж, думаю, тебе будет интересно.
 
Олежа, я это всё вспоминаю как страшный сон, ей-богу. И мне всегда было удивительно, почему многие люди ностальгируют по тем временам и перелётам и даже гордятся этими вот очередями и давками. Чем тут гордиться — не понимаю. По состоянию на 1990 год в Тюмени не было своего ЦОДа «Сирены». Это как вообще? Арендовали — и то хорошо. Наличие «Сирены» и автоматизированной билетопечати сокращали время оформления 1-го пассажиро-места в среднем до 1,5 минуты. Если же всё это вручную делать (дозвон в группу комплектования, расчёт тарификации по справочникам, ручное оформление бланка) — 4 минуты на 1 пасс. Я не знаю, о чём тут пишут и жалуются. Аренда выделенного уплотнённого канала - 250 000 рублей * 2 = 500 000 руб. в год. Никто не говорит, что это дёшево. Но простите, чтобы поднять стоимость агентских услуг (а она была 50 коп. за оформление 1 сегмента), надо было я не знаю что сделать, подложить бомбу под здание Госкомцен. Даже в том случае, если бы оформление предварительной продажи стоило в 3 раза дороже, т.е. 1 р. 50 коп., люди готовы были бы их с удовольствием отдать, лишь бы не проводить днями в этих давках. А когда у нас агентства получили право устанавливать ком. сбор самостоятельно? Лишь с 1 января 1993 г. Всё это говорит о том, что вся эта заскорузлая бухгалтерия в «Аэрофлоте» давно уже не сходилась, а шла вразнос. И вообще — идиотичней системы придумать сложно с этими обратными бронями по принципу «кто сколько даст». Это невменяемо. Должна быть единая база с ресурсом мест с равными правами доступа к ней (если в условиях СССР, где маршрутная сеть была единой). Но нет, как мы видим. Места держали каждый для себя.
 
Последнее редактирование:
Аналогичную статью в те же года я видел в Нижневартовской газете. Правда менее подробную и детальную. Жалобы одни и те же, самолеты летают, но мест на всех желающих не хватает.
 
Их бы хватало, что самое интересное. Но только в том случае, если весь поток распределить по году равномерно. Однако же специфика СССР была таковой, что вся активность начиналась преимущественно с конца мая и длилась по конец сентября, и что касается именно вот этих регионов - Тюменский Север и Норильск, Якутия и т.п., всё это имело ярко-выраженную одностороннюю загрузку. Работать с регулярными рейсами в таких условиях чрезвычайно сложно. Если бы была альтернатива курортам Крыма и Кавказа, как есть сейчас, то люди бы летали не только летом и старались бы брать отпуска не только летом. Зимой по сути у нас было всего два места, где можно было хоть как-то отдохнуть и подлечиться — Мин. Воды и Трускавец. Для страны с населением 270 млн. этого как-то маловато, да и не каждый воспримет это за благо — ноябрьские или февральские хмури и дожди на Кавказе или в Трускавце. Что делать? Принял капельницу и лежи смотри телевизор? А народ желал моря и солнца, пальм, баров и коктейлей. Алкогольных.
 
Автор в последнем абзаце пишет, что якобы подключение к Тюменскому центру не решит проблему с местами. Где-то я уже приводил этот список центров «Сирены», в нём Тюмень (центр «ТЮМ») отсутствует вовсе по состоянию на 1990 г.

И действительно — он был вообще локальным. В списке 1998 года владельцем этого центра значится авиакомпания «Тюменские авиалинии». То есть, они там продавали только на свои рейсы. Изолированность центра означала, что с этих терминалов невозможно было войти в другие центры, чтобы взять там места.
Как мне кажется, истинной причиной всей этой хренотени служит противоборство двух команд, разработчиков системы. Слишком много было споров и разговоров, дела мало. Плюс ещё желание выпендриться и сделать «что-то своё». По тем схемам, по которым работали в других странах, даже в странах СЭВ, работать не хотели. Тем временем авиакомпании стран СЭВ с нашей «Сиреной» вообще не связывались — ни крупные, типа «Интерфлюга», ни мелкие. В те годы везде и всюду, кроме нас, развивалась SITA со своей Gabriel, а к концу 80-х появились ещё и Galileo, Amadeus и проч. Отличие этих систем от нашей «Сирены» заключалось в том, что клиентам (агентам), которые с ними работали, не надо было рыскать по разным центрам, чтобы посмотреть расписание или взять место. Системы это делали сами. Достаточно было ввести маршрут и дату отправления, и тебе на экран выводился список рейсов с оперативными данными по наличию мест на момент запроса. Клиенту было не обязательно смотреть в шпаргалки и распечатки, в которых указывалась схема размещения ресурсов мест. У нас же был настоящий ад. Например, чтобы взять место на рейс из Харькова, требовалось лезть в Днепропетровский центр. Или из Гомеля в Сочи — в Московский центр МОВ, а за обратным билетом из Сочи в Гомель — в Краснодарский. При этом всё это по 20 раз в год менялось. Все эти проблемы должна была решить «Сирена-3». Но из неё вышел пшик. Эта система могла работать только в рамках структуры МГА СССР. В условиях конкуренции с другими системами — уже нет. Например, ЦУМВС с «Сиреной» не связывалось, работали через Gabriel SITA. Опять-таки, любая система бронирования бессмысленна, если из неё нельзя вытащить данные для регистрации. К тому моменту, когда до нас всё это дошло, везде уже были и прекрасно работали системы DCS (Departure Control System), которые собирали данные из систем бронирования и выводили список пассажиров на регистрацию. В реальности проект «Сирена-3» обернулся тем, что на законодательном уровне разработчики добились официального целевого сбора (ЦКС) на развитие системы, который взимался с каждого пассажира в течение многих лет. Это уму не постижимо. Денег насобирали прилично, а "Сирену-3" мы увидели в ущербном виде уже только в середине 2000-х, да и пользовались ею единицы, пожалуй, кроме "Уральских авиалиний", никого и не припомню.
 
Вот еще в Википедии почитал про историю Сирены...
А вообще не только авиакомпании положили большой и толстый на этот приказ Минтранса, но и сами пассажиры возмущались. Некоторые поднимали бучу, дело доходило до судов. И, что немудрено, суды эти они выигрывали. Кроме того, именно этот злосчастный ЦКС послужил поводом для бесчисленных мелких махинаций старой гвардии кассиров, и это уже тот период, когда везде применялись нейтральные бланки ТКП. Большинство пассажиров, разумеется, не знали что это за ЦКС, условия его взимания и т.п. Пользуясь этим, если билет оформлялся вручную, кассиры в полётном купоне, который при продаже вручали пассажиру, дописывали этот сбор, а в остальных купонах, которые шли для отчётности в ТКП и авиаперевозчику, его не указывали. Разницу клали себе в карман.
К «Сирене», после того, как я познал другие АСБ и АРС, я стал испытывать органическое отвращение, и именно из-за того, что у неё долгое время был один-единственный интерфейс — русскоязычный. Русский язык волшебен как инструмент создания литературы, либо озвучивания вычурных диалогов в кинематографе, но на экране, в программном коде, в строке запроса «Сирены» он смотрится несколько даже пародийно. Почему-то от вида строки типа «1МОВСОЧ» меня просто выворачивало, уж куда более элегантно и уместно смотрится строка, обозначающая абсолютно такой же запрос, но на латинице — «ANMOWAER».
 
Где-то я уже приводил этот список центров «Сирены».
А почему там нет Красноярска? В 1990 году продажа билетов через "Сирену" у нас совершенно точно была. Помню, работала отдельная касса в ЦАВС на Предмостной площади. Билеты там продавали не на все направления, а только на некоторые. У этой кассы висел список городов. Среди них были Москва, Ленинград, Минводы, Сочи, Симферополь и какие-то дальневосточные.
 
На Сахалине в те странные годы (это уже "не тот" СССР, все-таки, 1990-й) пошло бронирование на полгода вперед. С огромным всплеском вопросов от населения, т.к. от величины этого бронирования зависело, сколько выделят рейсов в массовый сезон. А для бронирования надо было заранее планировать отпуска. В "Советском Сахалине" про это были статьи. Могу найти на днях.
 
Если я не ошибаюсь, Сирена позволила бронировать обратные билеты на ВВЛ . Закончился кошмар с вылетом «с югов»
 
Возник вопрос - данные по количеству "броней" закрепленным за тем или иным авиапредприятием и загрузкам на определенных рейсах возможно где то найти или все уже кануло в лету...
 
Уже выясняли этот вопрос в одной из веток. В Красноярске было несколько пультов, резидентно подключённых к центру "МОВ", своего ЦОДа, в котором хранились бы ресурсы мест, в Красноярске не было, он появился лишь в 1994 г.
 
Реакции: Serg
Разбронировка устанавливалась телеграммами, это триллионы тонн мусора. Архив с данными бронирования, который доступен в настоящее время, это бронирования с 01.01.2002 г., владелец архива — ЗАО «Сирена-Тревел».
 
Последнее редактирование:
Вообще надо сказать, что на том оборудовании, которым располагало МГА, с теми мощностями для «Сирены», с одной стороны, далеко не уедешь, а с другой, эти мощности были избыточны для агентств небольших городов. Например, как мы видим из списка, тот же Могилёв — в этом городе рейсов было раз-два и обчёлся и все они выполнялись на маломестных ВС, то есть, свой ЦОД для ресурсов мест в Могилёве — это явное излишество, но могилёвцы в своё время договорились, и ресурсы мест держали в центре "МОВ", до этого – в Минске. На центр "МОВ" была, конечно, зверская нагрузка, т.к. в нём хранились ресурсы мест на все рейсы из Москвы и даже на некоторые обратные, те же дальневосточные. По факту одновременно ЦОД мог обработать не более 50 подключений с запросами. После жутчайшего перебоя, который случился, по-моему, как раз в 1990-м году, когда центр "МОВ" остановился аж на 6 часов, было решено сделать ещё один ЦОД, позже появился центр "МОС". Но даже двух центров со временем стало не хватать, особенно летом. Это можно было наблюдать в период, когда спрос на авиаперевозки после кризиса 1998-1999 гг. стал приходить в себя (2002-2004 гг.) Тогда в летние месяцы (июль-август особенно) от «Сирены» приходилось ждать ответа столь же долго, сколь письма от возлюбленной, либо получать идиотские реплики системы, от которых портились нервы: "НЕ ОБРАБОТАН. ПОВТОРИТЕ" или "ЖДИТЕ ОТВЕТА 40 СЕК". И вообще в наследство от СССР досталась вся эта жуткая система, когда ЦОДы привязывались по принципу географического местоположения города или аэропорта. В нормальной ситуации владельцами ресурсов мест являются не агентства и города, а авиакомпании, перевозчики, то есть, сам эксплуатант решает в какой системе и в каком ЦОДе размещать ресурсы или же вовсе приобретает свой ЦОД и творит с ним что хочет.
 
Реакции: Serg
Позволяла не «Сирена», а ресурсодержатель мест. В посте выше я разъяснил уже частично. В структуре МГА СССР ресурсами мест, как это ни странно, управляли группы комплектования в агентствах. Из-за этого и получалась вся чехарда. К примеру, рейс Свердловск-Ростов-Свердловск, ресурсами управляло ЦАВС Свердловска. Вот сколько это агентство выделит мест на обратный рейс из Ростова, столько Ростов и разместит в своём ЦОДе «Сирены». Если же рейс с одной, а то и с двумя посадками, то, боже... Каждому агентству на всю глубину маршрута надо выделять определённое количество мест, а потом всё это сводить воедино. То есть, у «Сирены-2» образца МГА СССР не было вообще такого понятия как рейс на глубину маршрута. Ты не мог сделать запрос и получить в реальном времени картину продаж и бронирований на всю глубину маршрута. Ты так же не мог знать, реально ли продано место, то есть, оформлен билет, или просто же оно взято и припасено, а билет не выписан. Эффективно управлять загрузкой по плечам маршрута и сегментам перевозок в таких условиях было невозможно. Например, рейс Ростов-Омск-Иркутск-Хабаровск. Приходилось выделять промежуточные брони для Омска и Иркутска и отдавать эти места на управления агентств, находящихся в Омске и Иркутске. При этом вряд ли кто знал, где эти ресурсы в реальности будут храниться. Например, ресурсы мест на рейсы из Омска хранились в Новосибирском центре, транзитные рейсы через Иркутск комплектовались вручную. При этом, что характерно, рейс Ростов-Хабаровск выполнялся Ростовским отрядом, а основная часть пассажиров, перевозимых на нём — это хабаровчане. То есть, пассажиров, следующих по маршруту Хабаровск-Ростов-Хабаровск было значительно больше, чем Ростов-Хабаровск-Ростов. При таких условиях ты ещё должен выделить Хабаровску чуть ли не половину салона мест на участок Ростов-Хабаровск. А жаба-то душит — тогда самим что продавать? Если разбить рейс 164 кресла на 3 пункта, получается по 54 места, да из этих 54-х нужно ещё выделить обратные брони. Бардак был неимоверный, могли вообще ни хрена ничего никому не давать, а продавать у себя. Вменяемая среда распределения ресурсов, это, как я уже сказал, когда создаются равные условия для взятия мест любому пульту на любой рейс, по принципу «кто первый», то есть, по мере обращения пассажира. При умной настройке системы она сама будет регулировать число мест по сегментам, балансируя между реальным спросом и ограничениями по рейсу, чтобы не получилось так, что из Ростова все места были проданы исключительно до Хабаровска, а Омску и Иркутску ничего не досталось. Пока наша родная «Сирена» всё это научилась делать, я успел побывать почтальоном, поработать в редакции газеты, в аэропорту, послужить в армии, закончить авиационный институт, потом литературный, жениться, развестись и сняться в кино.
 
Последнее редактирование:
То есть по существу Красноярск был удаленным городом? И странно, почему мы были подключены к Москве, а не к Новосибирску.