Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)

Модератор темы: Freddy
Воинский билет на бланке 1954 г. с изображением Ил-12, использованный в 1957 г.:



На бланке 1957 г. (с изображением Ту-104):



На бланке 1959 г.:


Багажные бирки из той же поездки 1957 г. - на рейс Москва-Сочи:


На рейс Сочи-Москва:


Обзор депутатских, воинских, льготных и бесплатных билетов Аэрофлота
Обзор "Багажные бирки Аэрофлота СССР"
 
Табло системы “Визинформ" с объявлением о продаже билетов на внутрисоюзный 1-ый класс (московский городской аэровокзал, 19 марта 1979 г.):


Памятка "Тарифы и время" с рекламой 1-го класса на внутрисоюзных рейсах (16 августа 1978 г.):







 
А данные тарифы как долго не менялись во времена СССР? Мне кажется, что в самом конце 80-х и начале 90-х были именно такие тарифы?! Москва-Алма-Ата так и стоил 62 рубля, Москва-Свердловск - 32 рубля!
 
До апреля 1991 года было так.
А вот когда подобные тарифы появились, точно сказать не могу, вроде-как, в середине 1960-х.. Поправьте. если я не прав.
 
Тарифы оставались неизменными с введением деноминации рубля в 1961 г. вплоть до их "незначительного" повышения в апреле 1977. Следующее повышение было уже в апреле 1991, как вы правильно указали.
 
Меню ресторана при Московском городском аэровокзале на 27-29 апреля 1982 г.:







Аэропортовые меню (по ссылкам указаны сообщения с остальными страницами меню):

Меню ресторана при Московском городском аэровокзале на 26, 27, 28 апреля 1967 г.:


Меню ресторана при аэропорте Внуково на 11-12 июля 1978 г.:


Меню ресторана при аэропорте Внуково 1981 г.:





Обложка меню ресторана при международном аэропорте Шереметьево:


Меню ресторана при аэропорте Пулково на 8 марта 1979 г.


Меню ресторана при аэропорте Казань на 9-10 сентября 1971 г.:


Меню ресторана при аэропорте Кольцово (г. Свердловск) на 1-2 октября 1968 г.:


Меню ресторана при ростовском аэропорте на 2 октября 1970 г. и на 20 декабря 1974 г.:


Обложка меню ресторана при аэропорте Борисполь (Киев):


Две обложки меню ресторана при аэропорте Одесса:




Меню ресторана а/п Иркутск на 10-11 августа 1971 г. (без обложки)


Бортовые меню:
:


Меню на японском языке-2:


:


Меню международных рейсов-1, меню международных рейсов-2 (одинаковые обложки):


Меню международных рейсов-3:



Меню международных рейсов-4:


Две папки бортового меню ЦУ МВС (80-е г.г.):
 
Кстати Фетяска молдавская ныне малоизвестная в России - говорят хороша. Возродили ребята в Молдове.
 
Вручение во время авиарейсов грамот о пересечении экватора, полярного круга, Атлантики практикуется как продолжение аналогичной морской традиции (подробнее).


Грамота о пересечении экватора

Грамота, вручённая во время выполнения спецрейса доброй воли в страны Латинской Америки (1961 г.):


1-ый регулярный пассажирский рейс Аэрофлота с пересечением экватора был выполнен по маршруту Москва-Ташкент-Дели-Рангун-Джакарта 31 января - 1 февраля 1962 г. Ниже на фото - экземпляр грамоты с того самого рейса. В фоне - изображение Ил-18, на котором выполнялись рейсы из Москвы в Джакарту:


К 1963 г. заголовок "Свидетельство" уже не выделялся золотистым цветом, в графе даты уже не печаталась последняя цифра года ("196_ г."):


К 1964 г. грамота обрела свой привычный вид, заголовок "Свидетельство" был заменён на "Грамота". Экватор на рисунке грамоты сначала пересекали два Ту-104:


Снизу к грамоте ранней разновидности была прикреплена верёвка с пластиковой имитацией сургучной печати "Аэрофлот":


С 1966 г. сургучная печать была уже в виде рисунка на самом бланке грамоты:


К 1976 г. изображения Ту-104 были заменены на Ту-154:


Бланки грамоты выпускались не только на русском, но и на английском языке:


Поздний вариант грамоты образца начала 1990-х гг.: вместо Ту-154 появилось изображение вымышленного самолёта (гибрид Ил-62 и Ил-86), исчезли изображения мировых достопримечательностей, вместо них - только храм Василия Блаженного:



Грамота о пересечении полярного круга
Грамоты 1-го вида вручались пассажирам зарубежных рейсов Ту-114 с пересечением Северного полярного круга: всего таких рейсов было два - в Гавану и в Монреаль. Рейсы в Гавану открылись 7 января 1963 г., но сначала они выполнялись южным путём, через Африку, - северный маршрут с пересечением полярного круга открылся к весне 1964 г., но с 1968 г. рейсы в Гавану вновь стали выполняться южным путём. Рейсы в Монреаль открылись 4 ноября 1966 г., однако уже 15 сентября 1967 г. турбовинтовые Ту-114 на этой авиалинии были заменены на турбореактивные Ил-62. Все известные экземпляры грамоты были выданы на рейсах из Гаваны в Москву. Первое время документ также назывался "Свидетельством" - в дальнейшем заголовок поменялся на "Грамота":




К 1970 г. Ил-62 полностью вытеснили Ту-114 с международных авиалиний. Варианты грамоты о пересечении полярного круга с изображениями Ил-62 и Ил-14:



Поздний вариант грамоты образца начала 1990-х гг.: изображение Ил-62 заменено на Ил-86, а Ил-14 - на Ан-72:


Грамота о пересечении Атлантики
Такая грамота известна всего в одном экземпляре - на ней также изображён Ил-62:


Маршрутная карта из брошюры Аэрофлота "Международные авиалинии Ил-62", на которой можно посмотреть, на каких рейсах вручались грамоты о пересечении экватора, полярного круга и Атлантики:


Вместе с грамотами пассажирам Аэрофлота вручали памятные значки:

Значки "Перелетевшему экватор"
Ранний вариант значка с изображением Нептуна, выпускавшийся в 1962-1963 гг. (вручался вместе с грамотой с изображением Ил-18 ):


Затем оформление значка было изменено в соответствии с новой стилистикой грамоты о пересечении экватора образца 1964 г.:


Значок с колодкой:


Поздний вариант значка:



Значки "Перелетевшему полярный круг"





Значок "Перелетевшему Атлантику"
 
Последнее редактирование:
Самолетики больше похожи на военные, что как бы намекает.
 
Valuev Emil, определённо можно сказать лишь, что этот посадочный талон был выпущен не ранее 1966г.: Гурьевский химический завод, эмблема которого на обратной стороне талона, был образован в указанном году (источник). А верхнюю границу выпуска талона определить не представляется возможным: многоразовые посадочные талоны в виде жетонов упомянуты в руководстве аж 1985г.: цитата из РОП-85: "2.22.9. В случае применения посадочных талонов (жетонов) многократного пользования дежурный по посадке отбирает их и при подсчете определяет число прошедших на посадку пассажиров."

Кстати, ещё известен бумажный посадочный талон а/п Минводы на советском бланке, который был использован аж в 2007 г.:


Аналогичные ПТ ленинградского аэропорта:
 
Годовой проездной билет на служебный автобус Бориспольского авиапредприятия (Киев) на 1984 г .:



Билет на автобус ГосНИИ ГА (от Hortem c proezdmoscow.1bbs.info):
 
Банка от яблочного сока:







Виноградно-яблочный сок: более ранний вариант банки, чем показанный выше - без открывающейся с помощью колечка крышки и без логотипа "Soviet Airlines":








Виноградный сок - ещё более ранний вариант окраски банки:









"Короткая жизнь советской пивной банки" (из журнала "Тара и упаковка", N°3 за 1995 г.).

Еще в 1975 г. "специалистами" Внешторга СССР в ФРГ была закуплена линия по разливу пива. Когда ее привезли в Москву, оказалось, что она предназначена для розлива напитков в.... металлические банки. Но такие банки в СССР никто не выпускал. Сотрудники Внешторга, после долгих поисков, нашли и в огромном количестве (и на огромную сумму) закупили пивные банки аж в Японии. Но вдруг выяснилось, что эти банки с линией, закупленной в ФРГ, несовместимы. После долгих поисков советские пищевики нашли более-менее подходящую жесть отечественного производства, из которой можно было сделать сварную банку с прифальцованными дном и крышкой.
Как раз в это время в стране началась подготовка к Олимпиаде-80 и проблема ввода линии в действие стала весьма актуальной.
Скоро специалисты Минпищепрома нашли возможность для нанесения на жесть двухкрасочной печати. Затем долго искали подходящий лак для внутреннего покрытия. Первая партия крышек с просечным устройством для открывания, в количестве 30 тыс. штук была закуплена по импорту. Затем наладили их производство на одном из предприятий Роспищетары. Правда, отечественная жесть для крышек не подходила. Пришлось закупать ее за рубежом.
Пиво, которое варили на московском пивзаводе, не вписывалось в те качественные показатели, которых требовал розлив в жестебанку. В пиве опытной партии появлялись посторонние привкусы и нежелательные ароматы. О длительном хранении (а именно в этом суть розлива напитков в металлические банки) не было и речи. Но самое главное: пиво по тем временам стоило 15 коп., а банка - 60!
Линию, пришедшую к тому времени в негодность, пришлось полностью перебирать и "доводить до ума" с помощью специалистов из ФРГ. Еще один парадокс: установлена эта линия была на Останкинском заводе фруктовых вод, а пиво для розлива привозили с Бадаевского пивзавода. Для этого был сделан специальный "пивовоз" из нержавеющей стали. Естественно, что уже в процессе транспортировки пиво теряло свои вкусовые качества.
И все же задание Партии и Правительства было выполнено - в Москве на период проведения Олимпиады-80 в продаже появилось "свое" баночное пиво! На дорогостоящей линии было разлито всего около 15 тыс. дал пива. Общая стоимость этой линии составила более 1 млн. долларов США.
Закончилась история пива "Золотое кольцо" весьма печально. Сразу после окончания Олимпиады-80 многие участники этой истории получили выговоры "по партийной линии", были лишены премий. "Знаменитую" линию демонтировали и из Останкино перенесли на Москворецкий пивоваренный завод. Но баночного пива отечественного производства советские люди больше так и не видели.