Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нем неправильно. Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)
Круглые углубления в днище подноса, похоже, предназначались для фиксирования стопок тарелок, блюдец и кружек:
В салонах 1-го класса использовались круглые фарфоровые тарелки и блюдца, а в салонах туристического/эконом класса и на внутрисоюзных рейсах - пластиковые прямоугольные:
Помимо обычных пассажирских рейсов, Аэрофлот проводил катания на самолётах над аэродромами и экскурсионные полёты - для этого выпускались специальные бланки билетов. Как раз один из таких билетов мне попался впервые. Судя по окончанию строки "дата выдачи", бланк этого билета - образца 1930-х гг., а с учётом наличия строки "управление ГВФ" датировку бланка можно сузить до 1934-1939 гг. (12 управлений ГВФ были образованы 19 мая 1934 г.):
Показанный выше специализированный бланк для круговых полётов был использован при оформлении обычной перевозки из деревни Сидатун в город Иман (с 1972 г. - Дальнереченск). Ниже на фото - обратный случай: на обычном бланке был оформлен круговой полёт - в билет вписано "кр. полёт" и цифра "1" - подробнее про нумерацию - ниже (с Мешка):
Ранее мне попадались пронумерованные билеты на бланках местных авиалиний (МВЛ) без каких-либо дополнительных пометок - скорее всего, они были использованы при катаниях на самолёте. В 1958 г., когда был оформлен предыдущий билет, бланков МВЛ и др. форм ещё не существовало (их ввели в 1961 г.), поэтому при оформлении всех внутрисоюзных билетов использовались одинаковые бланки.
Если билеты на развлекательные полёты продавались непосредственно перед вылетом, их незачем было заполнять - достаточно было просто пронумеровать. Самолёт Ан-2, на котором, скорее всего, выполнялись такие полёты, способен вместить до 12 пассажиров, а в билеты вписаны цифры до 21: либо это номера пассажиров в очереди на полёт, либо номера групп (у пассажиров 1-го вылета в билетах была цифра "1", у пассажиров 2-го вылета - "2" и т.д.) - второе предположение кажется мне более вероятным:
В отличие от этих билетов, показанный выше билет 1958 г. был оформлен не непосредственно перед вылетом, а за 5 дней до катания, поэтому бланк был заполнен как обычно, с указанием времени мероприятия - с 11 до 12 часов. Скорее всего, цифра "1" была вписана в билет уже на месте - пассажир, похоже, прибыл в аэропорт к началу полётов и прокатился на самолёте в 1-ю очередь. Примерно так и оформлялись билеты на катания на самолётах в 1950-е — 1980-е гг. - скорее всего, никаких специальных бланков для этого в указанный период не существовало.
Пронумерованные билеты МВЛ представлены в экспозиции краеведческого музея г. Бирюч (до 2007 г. - посёлок городского типа Красногрвардейское). Они могли быть использованы и после распада СССР - на YouTube даже есть такое видео из Красногрвардейского:
Заявка на авиабилет (г. Набережные Челны, 1979 г.):
Талон на заказ авиабилета (г. Ровно):
Талон сбора за предварительное бронирование места
Из "Правил применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР" (ППТ-84):
§ 63. За каждое предварительно бронированное место на перевозку от аэропорта пересадки или аэропорта обратного следования, указанное в билете пассажира, с отдельных граждан, организаций, учреждений, предприятий (в том числе при групповых перевозках) взимается сбор в размере 50 коп.
Если по маршруту следования имеется несколько пересадок и производится бронирование мест на полет от этих аэропортов, установленный сбор взимается за каждое забронированное место на полет от каждого аэропорта.
Сбор за бронирование взимается независимо от формы бронирования (через автоматизированную систему бронирования мест, в счет постоянной брони и брони по запросу на полет от аэропорта пересадки или обратного вылета и т.д.).
Этот сбор взимается также при продаже билетов на перевозку начальными рейсами от других городов (населенных пунктов).
Квитанция за предварительный заказ авиабилета по телефону
Из "Правил применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР" (ППТ-84):
§ 59. За предварительный заказ билета (места) в агентстве (аэропорту) гражданской авиации, в том числе по телефону, при условии получения билета самим пассажиром в агентстве (аэропорту) взимается сбор в размере 50 коп. за каждый заказанный билет в прямом и отдельно в обратном направлении. При заказе группового билета этот сбор взимается с каждого пассажира.
Под предварительным приемом заказа билетов в этих случаях понимается организация групп приема предварительных заказов непосредственно от населения по телефону или лично. Заказанные билеты доставляются по адресу, указанному пассажиром (за дополнительную плату), или продаются в специальных кассах агентства в согласованный с пассажиром срок.
Талоны/квитанции комиссионного сбора за оформление авиабилета
Комиссионным сбором называется плата агенту-посреднику за осуществление коммерческой операции, сделки, обычно исчисляемая в процентах от суммы сделки.
По правилам 1960-х гг. комиссионный сбор за оформление авиабилета не был фиксированным и взыскивался только при приобретении билетов вне аэропорта:
§ 5. Комиссионный сбор при продаже билетов
Главным управлением ГВФ установлен единый для всех подразделений ГВФ комиссионный сбор. Размер комиссионного сбора зависит от стоимости билета. При цене билета свыше 10 руб. комиссионный сбор взимается в размере 35 коп.; при цене билета от 3 до 10 руб. – 15 коп.; при цене билета до 3 руб. комиссионный сбор не взыскивается. Взыскание комиссионного сбора производится в случае продажи билета вне аэропорта (в агентствах, на железнодорожных станциях и т.д.). Комиссионный сбор взыскивается с пассажиров, приобретающих билеты за наличный расчет, по безналичному расчету и по воинским требованиям. С работников ГВФ, едущих по служебным билетам, комиссионный сбор не взимается
По правилам 1980-х гг. комиссионный сбор за оформление авиабилета был фиксированным и взыскивался вне зависимости от места приобретения билета:
§ 51. При продаже билетов на воздушный транспорт независимо от места продажи взимается комиссионный сбор за оформление перевозки с каждого пассажира в размере 50 коп. при цене билета 5 руб. и выше. При цене билета до 5 руб., в том числе льготного (если тариф со скидкой составляет менее 5 руб.), комиссионный сбор не взимается.
До конца 1950-х гг. оплата комиссионного сбора при покупке авиабилета удостоверялась штампом на бланке билета, в 1959 г. в левом верхнем углу бланка авиабилета появилась графа для указания взысканной суммы комиссионного сбора, а в 1980-е гг. при приобретении билетов через некоторых агентов пассажирам выдавались талоны комиссионного сбора. Так, если авиабилет приобретался в автовокзале, пассажиру выдавался талон Минавтотранса РСФСР:
Квитанция комиссионного сбора за оформление авиабилета без указания агента:
На фото снизу - предположительно, транзитный посадоный талон на международные рейсы, следовавшие через иркутский аэропорт в начале 1970-х гг. (с Мешка). О том, что это посадочный талон, говорит наличие контрольного талона в правой части бланка, а о том, что он транзитный на международные рейсы - указание на маршрутной карте авиалиний, следовавших из Москвы через Иркутск в Монголию, Китай, Северную Корею и Японию. Среди рейсов, обозначенных на маршрутной карте, интересен Москва–Иркутск–Хабаровск–Осака: в 1970 г. хабаровскому аэропорту был присвоен статус международного, из него был выполнен первый чартерный рейс Хабаровск–Осака - на борту находились участники международной выставки "ЭКСПО-70" (источник). В дальнейшем чартерные рейсы из Москвы в Осаку выполнялись во время Олимпиады-80, но так как на обратной стороне бланка размещена эмблема Аэрофлота 1964-1973 гг., данный талон относится к началу 1970-х гг. В центре бланка изображён иркутский аэровокзал 1935 г. постройки (второй аэровокзал был введён в эксплуатацию в 1976 г.):
Летом 1978 г. в г. Сумы (УССР) в 1,7 км. от старого аэропорта был открыт новый, способный принимать воздушные суда вплоть до Ту-134. В новом аэропорту не было аэровокзала - первое время пассажиров предполагалось регистрировать в аэровокзале старого аэропорта, а затем доставлять их автобусами прямо к трапу самолёта. В сумском агентстве воздушных сообщений пассажирам вместе с авиабилетами выдавали такие памятки (с аукциона Violity):
Авиабилет 1980 г., к которому прилагалась памятка:
В итоге аэровокзал в новом сумском аэропорту так и не был достроен из-за неблагоприятной экономической обстановки в конце 1980-х гг. (подробнее).
В июле 1983 г. новый аэропорт "Минск-2" начал принимать регулярные внутрисоюзные рейсы. В течение первых 10 лет работы авиапредприятия пассажиров обслуживали во временном аэровокзале, который представлял собой ангар размерами 48×50 м. и высотой 14 м. - постоянный аэровокзал был открыт полностью лишь в начале 1993 г. (подробнее).
В 1988 г. прибывшим в "Минск-2" пассажирам выдавали такие анкеты, выпущенные тиражом 120000 экземпляров (найдено в группе Минского аэропорта на Одноклассниках):