Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)

Модератор темы: Freddy
Поднос:


Круглые углубления в днище подноса, похоже, предназначались для фиксирования стопок тарелок, блюдец и кружек:



В салонах 1-го класса использовались круглые фарфоровые тарелки и блюдца, а в салонах туристического/эконом класса и на внутрисоюзных рейсах - пластиковые прямоугольные:





Посуда Аэрофлота: , , , , , , , , , 10, 11, 12, 13, 14, , 16, 17, , 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
 
Последнее редактирование:

Показанный выше специализированный бланк для круговых полётов был использован при оформлении обычной перевозки из деревни Сидатун в город Иман (с 1972 г. - Дальнереченск). Ниже на фото - обратный случай: на обычном бланке был оформлен круговой полёт - в билет вписано "кр. полёт" и цифра "1" - подробнее про нумерацию - ниже (с Мешка):


Ранее мне попадались пронумерованные билеты на бланках местных авиалиний (МВЛ) без каких-либо дополнительных пометок - скорее всего, они были использованы при катаниях на самолёте. В 1958 г., когда был оформлен предыдущий билет, бланков МВЛ и др. форм ещё не существовало (их ввели в 1961 г.), поэтому при оформлении всех внутрисоюзных билетов использовались одинаковые бланки.
Если билеты на развлекательные полёты продавались непосредственно перед вылетом, их незачем было заполнять - достаточно было просто пронумеровать. Самолёт Ан-2, на котором, скорее всего, выполнялись такие полёты, способен вместить до 12 пассажиров, а в билеты вписаны цифры до 21: либо это номера пассажиров в очереди на полёт, либо номера групп (у пассажиров 1-го вылета в билетах была цифра "1", у пассажиров 2-го вылета - "2" и т.д.) - второе предположение кажется мне более вероятным:






В отличие от этих билетов, показанный выше билет 1958 г. был оформлен не непосредственно перед вылетом, а за 5 дней до катания, поэтому бланк был заполнен как обычно, с указанием времени мероприятия - с 11 до 12 часов. Скорее всего, цифра "1" была вписана в билет уже на месте - пассажир, похоже, прибыл в аэропорт к началу полётов и прокатился на самолёте в 1-ю очередь. Примерно так и оформлялись билеты на катания на самолётах в 1950-е — 1980-е гг. - скорее всего, никаких специальных бланков для этого в указанный период не существовало.

Пронумерованные билеты МВЛ представлены в экспозиции краеведческого музея г. Бирюч (до 2007 г. - посёлок городского типа Красногрвардейское). Они могли быть использованы и после распада СССР - на YouTube даже есть такое видео из Красногрвардейского:









 
Последнее редактирование:
Клише ЦАВС ВСУ ГА (г. Иркутск):



На заднем плане - контур озера Байкал. Такой рисунок могли наносить на настенные расписания, объявления, плакаты:
 
Заявка на авиабилет (г. Набережные Челны, 1979 г.):


Талон на заказ авиабилета (г. Ровно):


Талон сбора за предварительное бронирование места

Талон на бланке образца 1973 г. - такие талоны применялись как минимум до 1982 г.


Талон на бланке без указания года выпуска:



Квитанция за предварительный заказ авиабилета по телефону
На фото, похоже, квитанция 1979 г.:



Талоны/квитанции комиссионного сбора за оформление авиабилета

Комиссионным сбором называется плата агенту-посреднику за осуществление коммерческой операции, сделки, обычно исчисляемая в процентах от суммы сделки.

По правилам 1960-х гг. комиссионный сбор за оформление авиабилета не был фиксированным и взыскивался только при приобретении билетов вне аэропорта:
По правилам 1980-х гг. комиссионный сбор за оформление авиабилета был фиксированным и взыскивался вне зависимости от места приобретения билета:
До конца 1950-х гг. оплата комиссионного сбора при покупке авиабилета удостоверялась штампом на бланке билета, в 1959 г. в левом верхнем углу бланка авиабилета появилась графа для указания взысканной суммы комиссионного сбора, а в 1980-е гг. при приобретении билетов через некоторых агентов пассажирам выдавались талоны комиссионного сбора. Так, если авиабилет приобретался в автовокзале, пассажиру выдавался талон Минавтотранса РСФСР:


Квитанция комиссионного сбора за оформление авиабилета без указания агента:
 
Ранняя разновидность посадочного талона для 100-местного Ту-104Б:


У всех известных прежде посадочных талонов для Ту-104Б была упрощённая схема салона в виде таблицы - это более поздний вариант:


Ленинградская локализация посадочного талона:


Отрывной корешок от ленинградского талона:


Посадочные талоны для Ту-104, Ту-104А, Ил-14, Ил-18 и Ту-114 см. в обзоре "Посадочные талоны Аэрофлота СССР".
 
Последнее редактирование:
Брелок в честь 25-летия сотрудничества Аэрофлота с "Air Total", французской топливо-заправочной компанией:

Агрегат централизованной заправки Air Total в парижском аэропорту "Орли", 1963 г.:


Обратная сторона брелока: начало полётов в Париж Ту-104 (1957г.) и Ил-86 (1982 г.):



Зарубежные брелоки Аэрофлота
 
Последнее редактирование:
В продолжение автомобильного поста от cloudy-joe:
УАЗ-451 "Аэрофлот" (начало 1960-х гг.):


На таком РАФ-977 доставляли пассажиров от станции метро "Динамо" на Московскую вертолётную станцию (1960 г.):


Škoda 1200 "Аэрофлот" (машина этой же модели показана в посте cloudy-joe):


ЕрАЗ-3730 "Аэрофлот":


Саратов, трамвай с рекламой "(Приглашаем) в полёт" - это известный лозунг Аэрофлота:


Автобус с надписью "Аэрофлот" в Кемерово, 1977 г.:


Перронный автобус международного аэропорта Шереметьево с рекламой "Аэрофлотом - в Европу, Азию, Африку, Америку" (начало 1970-х гг.):


Аэрофлотский РАФ-2203 во Вьетнаме:

РАФ - справа в кадре:


Аэрофлотский ПАЗ-672 в Гаване:


Лондонский автобус с рекламой Аэрофлота:


Лондонские автобусы с рекламой Аэрофлота
 
Последнее редактирование:
На фото снизу - предположительно, транзитный посадоный талон на международные рейсы, следовавшие через иркутский аэропорт в начале 1970-х гг. (с Мешка). О том, что это посадочный талон, говорит наличие контрольного талона в правой части бланка, а о том, что он транзитный на международные рейсы - указание на маршрутной карте авиалиний, следовавших из Москвы через Иркутск в Монголию, Китай, Северную Корею и Японию. Среди рейсов, обозначенных на маршрутной карте, интересен Москва–Иркутск–Хабаровск–Осака: в 1970 г. хабаровскому аэропорту был присвоен статус международного, из него был выполнен первый чартерный рейс Хабаровск–Осака - на борту находились участники международной выставки "ЭКСПО-70" (источник). В дальнейшем чартерные рейсы из Москвы в Осаку выполнялись во время Олимпиады-80, но так как на обратной стороне бланка размещена эмблема Аэрофлота 1964-1973 гг., данный талон относится к началу 1970-х гг. В центре бланка изображён иркутский аэровокзал 1935 г. постройки (второй аэровокзал был введён в эксплуатацию в 1976 г.):

 
Летом 1978 г. в г. Сумы (УССР) в 1,7 км. от старого аэропорта был открыт новый, способный принимать воздушные суда вплоть до Ту-134. В новом аэропорту не было аэровокзала - первое время пассажиров предполагалось регистрировать в аэровокзале старого аэропорта, а затем доставлять их автобусами прямо к трапу самолёта. В сумском агентстве воздушных сообщений пассажирам вместе с авиабилетами выдавали такие памятки (с аукциона Violity):


Авиабилет 1980 г., к которому прилагалась памятка:


В итоге аэровокзал в новом сумском аэропорту так и не был достроен из-за неблагоприятной экономической обстановки в конце 1980-х гг. (подробнее).



В июле 1983 г. новый аэропорт "Минск-2" начал принимать регулярные внутрисоюзные рейсы. В течение первых 10 лет работы авиапредприятия пассажиров обслуживали во временном аэровокзале, который представлял собой ангар размерами 48×50 м. и высотой 14 м. - постоянный аэровокзал был открыт полностью лишь в начале 1993 г. (подробнее).
В 1988 г. прибывшим в "Минск-2" пассажирам выдавали такие анкеты, выпущенные тиражом 120000 экземпляров (найдено в группе Минского аэропорта на Одноклассниках):
 
Последнее редактирование:
Меню зала ускоренного обслуживания на 29-31 декабря 1981 г., т.е. ему ровно 40 лет. Вполне возможно, что оно из ресторана Московского городского аэровокзала: недавно в теме было выложено меню оттуда с аналогичной обложкой на 27-29 апреля 1982 г.



Аэровокзальные меню:
Меню ресторана при Московском городском аэровокзале на 26, 27, 28 апреля 1967 г.
Меню ресторана при Московском городском аэровокзале на 27-29 апреля 1982 г.
Меню ресторана при аэропорте Внуково на 11-12 июля 1978 г.
Меню ресторана при аэропорте Внуково 1981 г.

Обложка меню ресторана при международном аэропорте Шереметьево
Меню ресторана при аэропорте Пулково на 8 марта 1979 г.
Меню ресторана при аэропорте Казань на 9-10 сентября 1971 г.
Меню ресторана при аэропорте Кольцово (г. Свердловск) на 1-2 октября 1968 г.
Меню ресторана при ростовском аэропорте на 2 октября 1970 г. и на 20 декабря 1974 г.
Меню ресторана а/п Иркутск на 10-11 августа 1971 г.
Обложка меню ресторана при киеаском аэропорте Борисполь периода проведения Олимпиады-80
Две обложки меню ресторана при аэропорте Одесса: 1, 2


Бортовые меню:
Меню на японском языке: , 2

Меню международных рейсов: 1, 2, 3, 4
Две папки бортового меню ЦУ МВС (80-е г.г.)
 
Последнее редактирование: