При оформлении опасных грузов использовались специальные бланки грузовой накладной с пометкой "ВНИМАНИЕ! ОПАСНЫЙ ГРУЗ". Все опасные грузы делились на 9 категорий: 1)взрывчатые вещества (грузы "ВВ"), 2) окисляющие вещества (грузы "ОК"), 3) сжатые и сжиженные газы (грузы "СГ"), 4) легковосплаеняющиеся жидкости (грузы "ВЖ"), 5)воспламеняющиеся твёрдые вещества (грузы "ВТ"), 6) ядовитые и отравляющие вещества (грузы "ЯВ"), 7) едкие и коррозирующие вещества (грузы "ЕК"), 8 ) радиоактивные вещества (грузы "РВ"), 9) прочие опасные грузы (грузы "ПР").
Книжка с бланками грузовой накладной для опасных грузов:
Книжка с бланками грузовой накладной для опасных грузов:
Грузовая квитанция (накладная)
Грузовая накладная - документ, удостоверяющий заключение договора перевозки груза между отправителем и перевозчиком. Наряду с билетом и багажной квитанцией грузовая накладная является одним из основных перевозочных документов в гражданской авиации.
Согласно правилам 1935 г. заключение договора перевозки грузов удостоверялось грузовой квитанцией, составленной в 4-х экземплярах на одинаковых бланках:
Вскоре пометки с указанием адресатов стали печатать на типографии, при этом каждый из экземпляров грузовой квитанции получил своё название (фото комплекта грузовой квитанции любезно предоставил коллега Fleng):
1. Экземпляр "для отправителя" продолжал носить заголовок "Грузовая квитанция" (обратная сторона бланка была чистой):
2. Экземпляр "для аэропорта назначения" стал называться "Копией грузовой квитанции", на обратной стороне бланка имелась форма для отметок о движении груза:
3. Экземпляр "для аэропорта отправления" стал называться "Корешком грузовой квитанции" (обратная сторона бланка была чистой):
4. Ещё был экземпляр "для получателя", но его в коллекции Fleng пока нет.
На следующем фото - использованный в 1945 г. экземпляр квитанции "для отправителя" (перевозились картины на выставку в Москве, прошедшую в 1946 г.):
В 1955 г. на международных авиалиниях началось применение бланков грузовой накладной общемирового стандарта IATA (подробности), а применение бланков формата ГУГВФ продолжилось только на внутренних авиалиниях.
Грузовая накладная внутренних авиалиний
К 1961 г. название внутрисоюзного документа сменилось с "Грузовой квитанции" на "Грузовую накладную": согласно 70 статье Воздушного кодекса СССР 1935 г. документом по перевозке грузов являлась грузовая квитанция, а 84-ой статьёй Воздушного кодекса СССР 1961 г. устанавливалось, что "договор перевозки грузов удостоверяется грузовой накладной". Выдаваемый отправителю экземпляр накладной стал называться "квитанцией о приеме груза", выдаваемый получателю вместе с грузом экземпляр стал называться "накладной отправителя", экземпляр для аэропорта назначения - "грузовой накладной", а в аэропорту отправления оставался экземпляр с названием "корешок грузовой накладной".
В 1960-е гг. порядок оформления грузов был следующим: сначала грузоотправитель заполнял безномерную "накладную отправителя", которая после этого предъявлялась в контору коммерческого склада аэропорта отправления. После тщательной проверки документа начальник отдела перевозок аэропорта визировала накладную отправителя, указывая дату, на которую было разрешено принять груз к отправке. После этого "накладная отправителя" поступала к кассиру, где на её основании заполнялись остальные 3 (номерных) экземпляра накладной. После оплаты перевозки груз вместе с "накладной отправителя" и "грузовой накладной" поступал на склад перевозчика, "квитанция о приёме груза" вручалась грузоотправителю, а "корешок грузовой накладной" оставался в аэропорту отправления для учёта. Перевозка партий грузов, превышавших 1000 кг., разбивалась на части, каждая из из которых оформлялась "досылочной" к грузовой накладной (досылочная состояла из оригинала, копии и корешка к досылочной).
На фото снизу - накладная отправителя на бланке 1966 г. выпуска. Несмотря на то, что в 1964 г. территориальные управления ГВФ были реорганизованы в управления ГА, в шапке документа сохранился заголовок "управление ГВФ". На обратной стороне бланка появилась форма для проставления штемпелей, фиксирующих сроки приёма и отправления груза, его прибытия в аэропорт назначения и выдачи получателю, там же находилась форма для служебных отметок аэропорта назначения.
При оформлении опасных грузов использовались специальные бланки грузовой накладной с пометкой "ВНИМАНИЕ! ОПАСНЫЙ ГРУЗ". Все опасные грузы делились на 9 категорий: 1)взрывчатые вещества (грузы "ВВ"), 2) окисляющие вещества (грузы "ОК"), 3) сжатые и сжиженные газы (грузы "СГ"), 4) легковосплаеняющиеся жидкости (грузы "ВЖ"), 5)воспламеняющиеся твёрдые вещества (грузы "ВТ"), 6) ядовитые и отравляющие вещества (грузы "ЯВ"), 7) едкие и коррозирующие вещества (грузы "ЕК"), 8 ) радиоактивные вещества (грузы "РВ"), 9) прочие опасные грузы (грузы "ПР").
На следующем фото - накладная отправителя на бланке 1977 г.: по сравнению с показанным выше вариантом 1966 г. выпуска, за 10 с лишним лет бланк нисколько не изменился, к концу 1970-х гг. на нём даже сохранился архаичный заголовок "Управление ГВФ":
Ниже представлена квитанция в приёме груза на бланке 1982 г. К тому году в шапке накладной, наконец, появился заголовок "Управление ГА". В отличие от безномерной накладной отправителя, на бланках квитанции в приёме груза, грузовой накладной и корешке грузовой накладной был напечатан один и тот же номер. При приёме груза к перевозке этот же номер вписывался в бланк накладной отправителя.
Далее - по-видимому, наиболее поздний вариант внутрисоюзной накладной отправителя. В шапку документа, наконец, был помещён полноценный логотип Аэрофлота 1973 г. С помощью грузовой накладной оформлялась перевозка не только груза, но и несопровождаемого багажа - багажа пассажира, который доставлялся в пункт назначения другим рейсом, т. е. не на одном с пассажиром самолёте. Несопровождаемый багаж оформлялся либо в случае превышения багажом нормы провоза при одновременном отсутствии в воздушном судне необходимого свободного тоннажа, либо при желании самого пассажира оформить свой багаж как несопровождаемый, либо при обнаружении утерянного/засланного багажа. С помощью грузовой накладной на фото снизу был как раз оформлен несопровождаемый багаж пассажира:
В 1998 г. на внутрироссийских авиалиниях перешли к использованию грузовых накладных, заполняемых в 8-ми экземплярах: три из них являются оригиналами, остальные - копиями оригиналов и предназначаются для специального использования перевозчиком.
Грузовая накладная международных авиалиний
Грузовые накладные Аэрофлота общемирового стандарта с бланками на английском языке стали применяться на международных рейсах из СССР начиная с 1955 г. Если при внутрисоюзных перевозках накладная заполнялась в 4-х экземплярах, то при международных перевозках по состоянию на 1983 г. количество заполняемых экземпляров было втрое большим - 12.
Грузовая накладная для международных авиаперевозок (Air Waybill) представляет собой комплект, состоящий из 12 бланков AWB, склеенных по торцу корешка: 3 оригинала, с текстом договора на оборотной стороне, и 9 копий. Оригиналы авианакладной: 1 - для перевозчика, 2 - для грузополучателя (отправляется вместе с грузом), 3 - для грузоотправителя. Копии авианакладной: 4 - для перевозчика, в качестве расписки в получении груза с подписью грузополучателя, 5 - для прохождения таможенного досмотра в аэропорту назначения, 6, 7 и 8 - для другого перевозчика (если имеется), или в случаях, когда груз отправляется частями и одна из них остаётся в аэропорту отправления, 9 - для агента, 10,11 и 12 – дополнительные копии, которые следуют с грузом при отправке груза частями и остаются у перевозчика. Если комплект оформленной грузовой накладной не имеет достаточного количества экземпляров или если оригинал грузовой накладной не имеет достаточного количества экземпляров, или если оригинал грузовой накладной по каким-либо причинам отсутствует или утерян, то применяется безномерная грузовая накладная, которая является перевозочным документом временного пользования (действия) и содержит минимум информации, необходимой для дальнейшей перевозки груза или его передачи получателю в пункте назначения.
Грузовая накладная международных авиалиний 1985 г.:
К комплекту с бланками авианакладной международных авиалиний прилагалось 6 самоклеящихся авиагрузовых бирок с тем же номером, что и на экземплярах накладной. В бирках от руки указывался аэропорт назначения, аэропорт отправления, аэропорт трансфера (если имелся), общее количество мест груза, отправляемого по данной AWB, вес этого места и номер «домашней» накладной ("House Waybill" HWB / "House Air Waybill", HAWB). Ниже на фото - авиагрузовая бирка конца 1960-х-начала 1970-х гг., лист с чистыми авиагрузовыми бирками образца 1980-х гг., а также безномерная бирка 1980-х гг., прилагавшаяся к безномерной авианакладной:
Грузовая накладная - документ, удостоверяющий заключение договора перевозки груза между отправителем и перевозчиком. Наряду с билетом и багажной квитанцией грузовая накладная является одним из основных перевозочных документов в гражданской авиации.
Согласно правилам 1935 г. заключение договора перевозки грузов удостоверялось грузовой квитанцией, составленной в 4-х экземплярах на одинаковых бланках:
- на первом экземпляре от руки делалась пометка "для отправителя": этот экземпляр выдавался отправителю в удостоверение приёма от него груза к перевозке
- на втором экземпляре делалась пометка "для получателя": этот экземпляр следовал с грузом и выдавался получателю
- на третьем экземпляре делалась пометка "для аэропорта назначения": этот экземпляр следовал с грузом и хранился в аэропорту назначения как документ строгой отчётности
- на четвёртом экземпляре делалась пометка "для аэропорта отправления": этот экземпляр оставался в аэропорту отправления и хранился там как документ строгой отчётности
Вскоре пометки с указанием адресатов стали печатать на типографии, при этом каждый из экземпляров грузовой квитанции получил своё название (фото комплекта грузовой квитанции любезно предоставил коллега Fleng):
1. Экземпляр "для отправителя" продолжал носить заголовок "Грузовая квитанция" (обратная сторона бланка была чистой):
2. Экземпляр "для аэропорта назначения" стал называться "Копией грузовой квитанции", на обратной стороне бланка имелась форма для отметок о движении груза:
3. Экземпляр "для аэропорта отправления" стал называться "Корешком грузовой квитанции" (обратная сторона бланка была чистой):
4. Ещё был экземпляр "для получателя", но его в коллекции Fleng пока нет.
На следующем фото - использованный в 1945 г. экземпляр квитанции "для отправителя" (перевозились картины на выставку в Москве, прошедшую в 1946 г.):
В 1955 г. на международных авиалиниях началось применение бланков грузовой накладной общемирового стандарта IATA (подробности), а применение бланков формата ГУГВФ продолжилось только на внутренних авиалиниях.
Грузовая накладная внутренних авиалиний
К 1961 г. название внутрисоюзного документа сменилось с "Грузовой квитанции" на "Грузовую накладную": согласно 70 статье Воздушного кодекса СССР 1935 г. документом по перевозке грузов являлась грузовая квитанция, а 84-ой статьёй Воздушного кодекса СССР 1961 г. устанавливалось, что "договор перевозки грузов удостоверяется грузовой накладной". Выдаваемый отправителю экземпляр накладной стал называться "квитанцией о приеме груза", выдаваемый получателю вместе с грузом экземпляр стал называться "накладной отправителя", экземпляр для аэропорта назначения - "грузовой накладной", а в аэропорту отправления оставался экземпляр с названием "корешок грузовой накладной".
В 1960-е гг. порядок оформления грузов был следующим: сначала грузоотправитель заполнял безномерную "накладную отправителя", которая после этого предъявлялась в контору коммерческого склада аэропорта отправления. После тщательной проверки документа начальник отдела перевозок аэропорта визировала накладную отправителя, указывая дату, на которую было разрешено принять груз к отправке. После этого "накладная отправителя" поступала к кассиру, где на её основании заполнялись остальные 3 (номерных) экземпляра накладной. После оплаты перевозки груз вместе с "накладной отправителя" и "грузовой накладной" поступал на склад перевозчика, "квитанция о приёме груза" вручалась грузоотправителю, а "корешок грузовой накладной" оставался в аэропорту отправления для учёта. Перевозка партий грузов, превышавших 1000 кг., разбивалась на части, каждая из из которых оформлялась "досылочной" к грузовой накладной (досылочная состояла из оригинала, копии и корешка к досылочной).
На фото снизу - накладная отправителя на бланке 1966 г. выпуска. Несмотря на то, что в 1964 г. территориальные управления ГВФ были реорганизованы в управления ГА, в шапке документа сохранился заголовок "управление ГВФ". На обратной стороне бланка появилась форма для проставления штемпелей, фиксирующих сроки приёма и отправления груза, его прибытия в аэропорт назначения и выдачи получателю, там же находилась форма для служебных отметок аэропорта назначения.
При оформлении опасных грузов использовались специальные бланки грузовой накладной с пометкой "ВНИМАНИЕ! ОПАСНЫЙ ГРУЗ". Все опасные грузы делились на 9 категорий: 1)взрывчатые вещества (грузы "ВВ"), 2) окисляющие вещества (грузы "ОК"), 3) сжатые и сжиженные газы (грузы "СГ"), 4) легковосплаеняющиеся жидкости (грузы "ВЖ"), 5)воспламеняющиеся твёрдые вещества (грузы "ВТ"), 6) ядовитые и отравляющие вещества (грузы "ЯВ"), 7) едкие и коррозирующие вещества (грузы "ЕК"), 8 ) радиоактивные вещества (грузы "РВ"), 9) прочие опасные грузы (грузы "ПР").
На следующем фото - накладная отправителя на бланке 1977 г.: по сравнению с показанным выше вариантом 1966 г. выпуска, за 10 с лишним лет бланк нисколько не изменился, к концу 1970-х гг. на нём даже сохранился архаичный заголовок "Управление ГВФ":
Ниже представлена квитанция в приёме груза на бланке 1982 г. К тому году в шапке накладной, наконец, появился заголовок "Управление ГА". В отличие от безномерной накладной отправителя, на бланках квитанции в приёме груза, грузовой накладной и корешке грузовой накладной был напечатан один и тот же номер. При приёме груза к перевозке этот же номер вписывался в бланк накладной отправителя.
Далее - по-видимому, наиболее поздний вариант внутрисоюзной накладной отправителя. В шапку документа, наконец, был помещён полноценный логотип Аэрофлота 1973 г. С помощью грузовой накладной оформлялась перевозка не только груза, но и несопровождаемого багажа - багажа пассажира, который доставлялся в пункт назначения другим рейсом, т. е. не на одном с пассажиром самолёте. Несопровождаемый багаж оформлялся либо в случае превышения багажом нормы провоза при одновременном отсутствии в воздушном судне необходимого свободного тоннажа, либо при желании самого пассажира оформить свой багаж как несопровождаемый, либо при обнаружении утерянного/засланного багажа. С помощью грузовой накладной на фото снизу был как раз оформлен несопровождаемый багаж пассажира:
В 1998 г. на внутрироссийских авиалиниях перешли к использованию грузовых накладных, заполняемых в 8-ми экземплярах: три из них являются оригиналами, остальные - копиями оригиналов и предназначаются для специального использования перевозчиком.
Грузовая накладная международных авиалиний
Грузовые накладные Аэрофлота общемирового стандарта с бланками на английском языке стали применяться на международных рейсах из СССР начиная с 1955 г. Если при внутрисоюзных перевозках накладная заполнялась в 4-х экземплярах, то при международных перевозках по состоянию на 1983 г. количество заполняемых экземпляров было втрое большим - 12.
Грузовая накладная для международных авиаперевозок (Air Waybill) представляет собой комплект, состоящий из 12 бланков AWB, склеенных по торцу корешка: 3 оригинала, с текстом договора на оборотной стороне, и 9 копий. Оригиналы авианакладной: 1 - для перевозчика, 2 - для грузополучателя (отправляется вместе с грузом), 3 - для грузоотправителя. Копии авианакладной: 4 - для перевозчика, в качестве расписки в получении груза с подписью грузополучателя, 5 - для прохождения таможенного досмотра в аэропорту назначения, 6, 7 и 8 - для другого перевозчика (если имеется), или в случаях, когда груз отправляется частями и одна из них остаётся в аэропорту отправления, 9 - для агента, 10,11 и 12 – дополнительные копии, которые следуют с грузом при отправке груза частями и остаются у перевозчика. Если комплект оформленной грузовой накладной не имеет достаточного количества экземпляров или если оригинал грузовой накладной не имеет достаточного количества экземпляров, или если оригинал грузовой накладной по каким-либо причинам отсутствует или утерян, то применяется безномерная грузовая накладная, которая является перевозочным документом временного пользования (действия) и содержит минимум информации, необходимой для дальнейшей перевозки груза или его передачи получателю в пункте назначения.
Грузовая накладная международных авиалиний 1985 г.:
К комплекту с бланками авианакладной международных авиалиний прилагалось 6 самоклеящихся авиагрузовых бирок с тем же номером, что и на экземплярах накладной. В бирках от руки указывался аэропорт назначения, аэропорт отправления, аэропорт трансфера (если имелся), общее количество мест груза, отправляемого по данной AWB, вес этого места и номер «домашней» накладной ("House Waybill" HWB / "House Air Waybill", HAWB). Ниже на фото - авиагрузовая бирка конца 1960-х-начала 1970-х гг., лист с чистыми авиагрузовыми бирками образца 1980-х гг., а также безномерная бирка 1980-х гг., прилагавшаяся к безномерной авианакладной:
Последнее редактирование: