Исторические снимки из космоса

Аэропорт Могилев.

Снимок территории старого аэропорта от 16-08-1972.
Еще этот снимок в полном разрешении можно увидеть здесь. Здание старого аэропорта Могилева сохранилось до сих и находится по адресу проспект Шмидта, 34А. На данном снимке оно находится в центре кадра


Нынешний аэропорт Могилева заработал в 1972 году.
Снимок от 16-08-1972. Длина недавно построенной ВПП на данном снимке около 2 км.


Снимок от 12-07-1975.


В 1987 году ВПП увеличили в юго-восточном направлении до 2566 метров .
Сейчас аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Могилев
 

Вложения

  • Могилев 1972-08-16.zip
    6,1 МБ · Просмотры: 0
Последнее редактирование:
Ижевск

Старый аэропорт Ижевска был расположен примерно здесь. Короткая ВПП имел а длину примерно 1000 метров, и непонятно как она могла позволять принимать такие самолеты, как Ан-24 и Як-40.
Снимок от 07-01-1974 года территории старого аэропорта. Снимок несколько сжат, в полном размере он находится в архиве, и еще его можно увидеть здесь.


Новый аэропорт в это время еще только строился. Открылся он 25 декабря 1974 года
На снимке от 07-01-1974 он скрывается под снегом. По центру кадра видно здание терминала.
Снимок несколько сжат, в полном размере он находится в архиве, и еще его можно увидеть здесь.


Перрон нового аэропорта в полном разрешении от 07-01-1974


Ижевск 15-05-1975.
Длина ВПП в новом аэропорту на этом снимке - 2500 метров, эта длина сохраняется до сих пор.
Есть предположение, что первоначально ВПП имела длину 2000 метров, но практически сразу (как видно по снимку) ее удлинили до 2500 метров. По крайней мере летом 1975 года Ижевск уже принимал Ту-134.


Сейчас аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Ижевск
 

Вложения

  • Ижевск 1974.zip
    2,6 МБ · Просмотры: 0
Последнее редактирование:
Уральск
Снимок от 12-12-1974.Длина ВПП примерно 2000 метров


Снимок от 10-07-1976.
В 1976 Уральск принимал Ту-154. Не исключено, что юго-западный конец ВПП длиннее, чем нам кажется (так как частично прикрыт облаком). Тогда длина ВПП будет 2400 метров, что приемлемо для Ту-154.


Снимок от 16-05-1978.


В 2010 году аэропорт Уральска выглядел так:


В 2015-2016 году ВПП еще увеличили до 2800 метров.
Сейчас аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Уральск
 
Последнее редактирование:
Кировоград (нынешнее название города - Кропивницкий)

Аэродром пользуется и Кировоградское Высшее Летное училище гражданской авиации, чьи самолеты в большом количестве видны на стоянках в южной части аэродрома

Снимок от 1971-04-06. В аэропорту две ВПП (12-30 и 15-33) длиной примерно 1250 метров.


Снимок от 1972-01-26. ВПП 12-30 удлинили примерно до 1550 метров


Снимок от 1972-07-14. (Фото немного обрезано. Снимок большего размера находится в архиве )


Снимок от 1972-07-27. (Снимок сжат. Оригинал более высокого качества в архиве)


Перрон аэропорта от 1972-07-27 в оригинальном разрешении.


Снимок от 1982-05-18. (Снимок сжат. Оригинал более высокого качества в архиве)


Перрон аэропорта от 1982-05-18 в оригинальном разрешении.


Снимок от 1987-05-21. Производится удлинение ВПП 12-30 еще до 2100 метров.


Сейчас территория аэропорта выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Кировоград.
Внизу поста - архив со снимками 1972 и 1982 годов в оригинальном разрешении.

P.S. Обновления....

По появившимся в разделе Declass 3 сайта EarthExplorer "превьюшкам" снимков периода 1971-1983 годов можно проследить процесс массового строительства и реконструкции аэропортов на территории СССР. Особенно это видно на территории Украины после снятия с эксплуатации Ан-10.
Уже появились в бесплатном доступе и сами оригинальные снимки в высоком разрешении начала 1970-х территорий Киева, Днепропетровска, Жданова и Николаева.
Остается надеяться, что в скором будущем станут доступными и снимки других городов территории СССР.
Снимки зарубежных территорий точно есть в бесплатном доступе, например, есть Атланта-1971, Нью Йорк-1972 и многие другие.

Перенесу в данный пост список обновлений за последние 10 дней.

1) Добавил в пост Риги снимки 1973 и 1975 годов аэродрома Скулте.
2) Добавил снимки 1972, 1974 и 1975 годов в пост Вильнюса.
3) Добавил снимок 1975 года в пост Уфы.
4) Добавил снимки 1974 и 1976 годов в пост Ленинграда.
5) Добавил снимки 1973 и 1975 годов в пост Горького.
6) Добавил снимки 1972, 1973, 1974 и 1975 годов пост Сыктывкара.
7) Добавил снимки 1974, 1975 и 1976 годов в пост Львова.
8) Добавил снимок 1975 года в пост магаданского аэропорта Сокол.
9) Добавил снимок 1975 года пост Кольцово.
10) Добавил снимки 1973 и 1974 годов в пост Саратова.
11) Добавил снимки 1973 и 1975 годов в пост Донецка.
12) Добавил снимки 1972, 1974 и 1975 годов в пост Николаева. Так же добавил снимки высокого разрешения 1972 года старого аэропорта Николаева и аэродрома Кульбакино.
13) Добавил зимний снимок 1976 года в пост Караганды. Наконец-то ВПП старого карагандинского аэропорта приобрела более ясные очертания.
14) Добавил зимний снимок 1976 года в пост Магадана. Этот снимок пока является самым четким из магаданских.
15) В пост Жданова (Мариуполя) добавил четыре снимка высокого разрешения 1966, 1972, 1973 и 1975 годов нового аэропорта и снимки 1966 и 1972 годов территории старого.
16) Добавил снимки высокого разрешения 1972 года в посты киевских аэропортов Святошино, Жуляны и Борисполь.
17) Добавил снимки 1973, 1974 и 1975 годов в пост Днепропетровска, причем снимок 1975 года имеет высокое разрешение.
18) Добавил снимки 1972-1976 годов в пост Херсона, причем на снимках 1972 и 1974 видна территория старого херсонского аэродрома.
19) Добавил снимки 1973 года аэропортов Гурьев (Атырау), Павлодар.
20) Добавил снимок 1972 года аэропорта Южно-Сахалинск.
21) Добавил снимки 1971 и 1973 годов аэропорта Владивосток. (На данных снимках видны остатки еще одной ВПП, которая пересекала ВПП 07-25)
22) Добавил снимок 1973 года аэропорта Ханты-Мансийск.
23) Добавил в пост аэропорта Грозного пару снимков 1973 и 1974 годов, на которых виден и старый аэропорт, и начало строительства нового.
 

Вложения

  • Кировоград 1972-1982.zip
    7,3 МБ · Просмотры: 0
Последнее редактирование:
На нижней (короткой) и левой (длинной) сторонах бетонки стояли зачехлённые Яки-25(27, 28), носом к морю. Автобус с пассажирами объезжал слева от них. В центре - левая прямоугольная площадка - стояли гражданские борта, хвостом к морю. Насколько помнится, больше двух самолётов не помещалось.
 
Да, спасибо. От КПП (военный городок справа примерно посередине ВПП) автобус повернул влево и ехал то-ли по самой ВПП, то-ли рядом с ней. Стоянка Як-25 (27,28) была справа, на коротком отрезке (внутри контура аэродрома), а потом на длинном отрезке (тоже внутри контура аэродрома). Ну вот как назло пытался найти снимок со спутника в ретромэпс, но не нашёл, где эту стоянку хорошо видно. Там на левой вертикальной рулёжке (которая ближе к морю), слева, примерно посередине длины была сделана бетонная стоянка, именно под гражданские борта. Помещались два самолёта, хвостами к морю. Как их туда заталкивали не знаю, скорее буксировщиком. Оба (Ил-18 и Ту-104/124) стояли килями к морю. Соседний борт запустился и вырулил самостоятельно, ну и мы (Ил-18) тоже сами потом запускались и выруливали.
 
Пассажир Ту-144, тема Гудауты у Вас разорвалась на посты здесь и в теме старых расписаний
 
Последнее редактирование:
Вернулся на прежнюю страницу, продублировал ответ.
 
Кривой Рог.

До ввода в строй нынешнего аэропорта Кривого Рога в городе работал аэропорт "Смычка", который располагался примерно на северо-западе города, чуть восточнее водохранилища, примерно здесь, чуть севернее Криворожского музея авиации.

Снимок старого аэропорта от 15-07-1972. (Снимок сжат. Оригинал более высокого качества в архиве.)


Снимок зданий аэропорта "Смычка" в оригинальном разрешении от 15-07-1972


Снимок стоянок Криворожского училища ГА в оригинальном разрешении от 15-07-1972


Снимок территории города Кривой Рог от 15-07-1972. Аэропорт Смычка находится в левом верхнем углу снимка.
(Данный снимок сжат. Снимок более высокого, но не оригинального разрешения находится в архиве.)

В 1960-х Ан-10 из Кривого Рога в Москву летали с военного аэродрома Долгинцево, который виден у правого края снимка.

Аэропорт начали строить в 1975 году. ВПП изначально имела длину около 2500 метров.
Снимок от 14-07-1975 (строящаяся ВПП еле заметна в центре кадра).


Снимок от 05-08-1975.


Рейсы Ту-134 и Ил-18 из Москвы и Ленинград в новый аэропорт Кривого Рога были уже летом 1978 года. Новый аэропорт заработал, как пишут здесь, в январе 1979 года.
Снимок от 02-05-1979.


Снимок старого аэропорта от 02-05-1979. На южной окраине аэродрома видны экспонаты Криворожского музея авиации.

Сейчас аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Кривой Рог

Архив со снимком 1972 года.
 

Вложения

  • Кривой Рог 1972-07-15.zip
    7,7 МБ · Просмотры: 0
Последнее редактирование:
Черновцы

Снимок от 05-06-1964. Аэропорт располагает грунтовой ВПП.


Снимок от 16-08-1972. Северо-восточнее появилась еще одна ВПП, скорее, грунтовая.


Снимок от 07-08-1973. От центральной РД в юго-восточном направлении начинается строительство бетонной ВПП.


Снимок аэропорта от 21-05-1974 (Снимок сжат по размеру. Оригинал находится в архиве)

Перрон аэропорта от 21-05-1974 в оригинальном разрешении.


Снимок от 19-09-1975. Строительство ВПП всё еще продолжается.


Снимок от 08-10-1977. Бетонная ВПП длиной около 1500 метров уже размечена и в работе.


Снимок от 14-08-1988. Во второй половине 1980-х ВПП была удлинена до 2200 метров в юго-восточном направлении, после чего аэропорт Черновцы стал принимать Як-42.


Сейчас аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Черновцы

Архив со снимками 1974 года в оригинальном разрешении.
 

Вложения

  • Черновцы 1974.zip
    2,9 МБ · Просмотры: 0
Последнее редактирование:
mars_208, а старый аэропорт Кривого Рога на этих фотографиях 1975 года есть?
 
@mars_208, а старый аэропорт Кривого Рога на этих фотографиях 1975 года есть?
Да, есть.
Я уже обновил пост Кривого Рога.
Добавил снимки 1975 года всего города и снимки 1972 и 1979 годов аэропорта "Смычка".
Я одно не понял: пишут, что старый криворожский аэропорт "Смычка" был построен в 1976 году, или, как сказано здесь: "через полвека после начала выполнения первых рейсов из Кривого Рога в Одессу и Харьков в 1926 году". И в этом же 1976 году начали строить новый аэропорт. Что-то тут не то....
Аэропорт "Смычка" заметен уже в 1972 году.

Заодно перенесу в этот пост последние обновления:
1) Добавил снимок 1962 года в пост Петропавловска-Камчатского.
2) Добавил снимок 1976 года в пост Томска.
3) Добавил снимок 1974 и1976 годов в пост аэропорта Кемерово.
4) Добавил снимки 1972 и 1975 годов в пост Барнаула.
5) Добавил снимки 1965 года в пост Одессы.
6) Добавил снимки 1965 и 1968 годов в пост Гудауты.
7) Добавил снимок высокого разрешения 1972 года в пост Бердянска.

P.S.
С учетом обновлений, перечисленных в конце этого сообщения, легко заметить, что украинские, белорусские, прибалтийские, западно-сибирские и др. аэропорты в середине 1970-х очень активно строились и реконструировались. Это очень заметно по снимкам начала-середины 1970-х годов. Гражданская авиация с Ан-10 и Ил-18 переходила на Ту-134 и Ту-154. А некоторые аэропорты готовились принимать Ил-62.
 
Последнее редактирование:
Что-то тут не то....
Смычка - очень древний аэродром. У меня есть его краткая история на украинском языке. Если разберёшься -могу выслать.
Проблема украинских аэропортов в том, что до 1972 года многие из них могли принимать только Ан-10 и ВС классом ниже. В Николаеве, Кривом Роге, Херсоне, Виннице аэродромы были грунтовые (Долгинцево не в счёт, но это не гражданский аэропорт, а база ВТА). При этом это крупные областные и промышленные центры. И с уходом с линий Ан-10 ничего крупнее Ан-24 принимать не могли. Даже аэропорту Харьков чтобы начать приём Ту-134 пришлось удлинить ВПП на 270 метров.
Поэтому и масштабы строительства в УТУ ГА были огромными.
То же самое в те годы было в Оренбурге, Грозном, Анапе, Ухте и ряде других городов. В Сыктывкаре тоже полосу удлиняли под Ту-134.
 
Ухта

Снимок от 01-02-1972. Старая коротка ВПП, которая принимала Ан-10. Думаю, что где-то 1800-1900 метров


Снимок от 24-03-1973. ВПП уже удлинили в северном направлении примерно до 2180 метров.


Снимок от 29-01-1974


Снимок от 02-07-1975

Где-то в середине 1980-х ВПП удлинили до 2650 метров

Сейчас аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Ухта
 
Последнее редактирование:
Элиста
Аэропорт Элисты был сдан в эксплуатацию в осенью 1970 года. ВПП имела длину 2000 метров.
Снимок от 19-07-1973.


В конце 1990-х -начале 2000-х ВПП реконструировали и удлинили в западном направлении до 3200 метров.
Сейчас аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Элиста
 
Петрозаводск.

Аэропорт Петрозаводска основан в 1939 году как военный аэродром. Сейчас он является аэропортом совместного базирования. Раньше имел название Бесовец.
Снимок от 30-05-1962.


Снимок от 24-05-1979.


Снимок от 22-07-1987.


Сейчас аэропорт располагает ВПП длиной 2500 метров и выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Петрозаводск

Еще один аэродром Петрозаводска, с которого выполнялись рейсы гражданской авиации в советское время, - это аэропорт Пески.
Снимок аэродрома Пески от 24-05-1979.


Снимок аэродрома Пески от 22-07-1987.

Сейчас аэродром Пески располагает ВПП длиной всего 700 метров и выглядит так: Яндекс-карты, аэродром Пески
 
Последнее редактирование:
Кокчетав ( Нынешнее название города - Кокшетау)

ВПП длиной 2000 метров была сдана в 1972 году.
Снимок от 22-01-1972.


Снимок от 12-09-1973.


Снимок от 27-06-1975. Производится удлинение ВПП в юго-западном направлении до 2500 метров для приема Ту-154, первый рейс которого состоялся 11-10-1975.


Снимок от 09-12-1975. Длина ВПП достигла 2500 метров.


В начале 2010-х ВПП удлинили до 2850 метров.
Сейчас аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Кокчетав
 
Последнее редактирование:
Пятигорск 13-07-1966. (Снимок сжат. Оригинал в архиве)


Стоянки аэродрома крупнее.

Сейчас территория аэродрома выглядит так: Яндекс-карты, Пятигорск

Всех с наступающим Новым Годом!

Архив со снимками Пятигорска в оригинального разрешении.
 

Вложения

  • Пятигорск 1966-07-13.zip
    6,4 МБ · Просмотры: 0
Последнее редактирование:
В 1962 году это была база ВВС без каких-либо гражданских рейсов. С 1965 года в Бесовец выполнялись только два гражданских рейса на Ту-124 в Москву и Ленинград. Основной гражданский аэродром Петрозаводска тогда был другой - УЛПП (Пески). Оттуда выполнялись рейсы на Ил-14 в Мурманск, Вологду, Ленинград, Череповец, Архангельск и большое количество рейсов на Ан-2 и Ан-2В по Карелии и Ленобласти.
 
Aleck, Спасибо за уточнение!
Я добавил в конец поста Петрозаводска снимки 1979 и 1987 годов аэродрома Пески.
 
Последнее редактирование: